Профессор Знаев - ЗАДАЧИ ПО МХК

Грамотеи

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тетрадкин Град

ЛИТЕРАТУРА

Урок биологии

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Сила знаний

ЗАДАЧИ ПО МХК

Задача "Приятная безобразность"

В античном искусстве категорически запрещалось изображать или описывать безобразное (в Фивах за это полагалась даже смертная казнь). В поэме Гомера "Илиада" есть персонаж - Терсит. По замыслу автора, Терсит не только глупый, трусливый и наглый, но и крайне безобразный. Как же описать внешность Терсита, не нарушая тогдашних канонов искусства?

 

Задача "Реквизит для Сухова"

Часть съемок фильма «Белое солнце пустыни» проходила на побережье Каспийского моря на территории Дагестана. Киногруппа базировалась в городе Каспийске, где в конце 1960-х годов криминальная обстановка оставляла желать лучшего. Пострадали тогда и киношники: как-то ночью воры незаметно вынесли с расположения киногруппы часть ценного реквизита, необходимого для обеспечения безопасности съемок. При этом бюджет фильма и без того был в большом минусе, прерывать съемки никак нельзя, а гарантии того, что любую из последующих ночей воры нагрянут снова, не было никакой. Перед режиссером Владимиром Мотылем встала задача сохранения оставшегося реквизита от каспийских воров. Как режиссер справился с задачей?

 

Задача "От общего - к частному"

Фильм "Кабирия" в начале века заслуженно считался самым грандиозным по своей постановке. Для его съемок изготовили неслыханно большие по тем временам декорации. Но в процессе съемок режиссер Джованни Пастроне и оператор Хомон обнаружили, что декорации, изображающие огромный храм, не помещаются в кадр. Они попробовали установить камеру подальше. Декорации вошли в кадр, но теперь оказались не видны тщательно выписанные детали декораций. Как же показать на экране и декорации в целом, и все детали?

 

Задача "Кому кусочек ночи?"

Древнегреческие спектакли проходили только днем и только в открытом театре. Декораций не было. Если действие спектакля происходило тоже днем, то проблем не было. А как показать, что действие происходит ночью?

 

Задача "Кричать уже не мог..."

В 1927 г. во МХАТе ставился спектакль "Бронепоезд 14-69". Одна из ключевых сцен спектакля - "Колокольня". Партизан пытается объяснить американскому солдату, что такое советская власть. Он произносит монолог, кульминацией которого было имя Ленина.

Артист Марк Прудкин, игравший роль партизана, на репетиции уже хрипел, а режиссер все еще был недоволен - слово "Ленин" произносится недостаточно эмоционально. Однако, громче Прудкин кричать уже не мог. Что предпринять в этой ситуации?

 

Задача "Святыни храма Апполона"

Опасаясь вторжения персов, жители Дельф обратились к оракулу с вопросом: что им делать со святынями храма Апполона? Где укрыть? Вывезти ценности было трудно. Как спасти ценности?

 

Задача "Хорошему танцору ничего не мешает… бастовать"

Однажды артисты Большого театра объявили о своей забастовке за несколько часов до начала балетного спектакля. Решая свои проблемы, актеры наказали зрителей, купивших билеты на спектакль. Диктор программы "Время" сопоставила это событие с подобной забастовкой артистов Миланской оперы. Но итальянцы красиво решили свою задачу: и бастовали, и зрителей не обидели. Каким образом они это сделали?

 

Задача "Спасённые реликвии"

Ленинград. Блокада. В спешке эвакуируют художественные ценности из дворцов Пушкина, Ломоносова, Гатчины, Павловска и Петродворца. Но вот проблема: где укрыть от бомбежки бесценные картины, мебель, фарфор в осажденном городе, который фашисты постоянно бомбят и обстреливают?

 

Задача "Как изваять ангела?"

Джайнизм - одна из самых интересных религий Индии. Одно из понятий джайнизма - духи-охранители, так называемые БАЙРОБИ - бесплотные, бестелесные, бесформенные существа. В храме джайнов должны быть скульптурные изображения байроби. Причем такие, чтобы сразу можно было сказать, что это духи. Обычно в таких случаях фигура духа делается человекообразной. Это дает высокую узнаваемость (сравните с христианскими изображениями ангелов, по идее, таких же бесплотных). Но байроби, в отличие от ангелов - бесформенны. Как же сделать скульптуру байроби?

 

Задача "Европа плюс… Кувейт"

Известный финский архитектор Рэйм Пиэтиле был приглашен в Кувейт, чтобы спроектировать и построить новое здание правительства. До сих пор архитектор строил в Финляндии и привык работать в европейском архитектурном стиле, для которого характерны ровные линии, прямые углы. Этот стиль он хотел сохранить и в новом заказе.

Но Кувейт - типичная арабская страна. С типичной арабской архитектурой. Извилистые контуры, характерные для этого стиля, напоминают арабскую письменность. Прямолинейное европейское здание не впишется в окружение. Ни по профессиональным, ни по эстетическим соображениям это недопустимо.

Что же делать архитектору, чтобы сохранить европейский стиль, но не создавать контраста с окружающей архитектурой?

 

Задача "Каждому – свое"

В спектакле «Выбор» главный герой – талантливый художник, на картинах которого каждый видит что-то свое. Картины эти должны быть на сцене. Но как ни рисуй картины, а на них будет конкретное изображение. Как сделать, чтобы зрители спектакля тоже видели на картинах каждый свое?

 

Задача "Спартак vs Красс. Fight!"

В балете "Спартак" центральными персонажами являются вождь восстания рабов Спартак и победивший его военачальник Красс. Спартак олицетворяет собой силы свободы, Красс - силы тьмы, подавляющей эту свободу. Красс, как писал Марис Лиепа, "был однозначно злым". Какую тему образа Красса в балете Вы предложили бы современному постановщику этого спектакля.

 

Задача "Люблю отчизну я, но странною любовью…"

"Патриотизм - наша тема". Эти слова написал для себя режиссер С. Эйзенштейн, приступая к работе над фильмом "Александр Невский". И это не единственный пример. Тема патриотизма, любви к своей стране, поддержка ее репутации среди других стран - одна из самых распространенных в мировом искусстве. Как эта тема будет развиваться дальше?

 

Задача "Настроение света"

Свет в кинематографе - одно из сильных выразительных средств. В зависимости от освещения героя можно передать нужное его состояние. Освещают актеров во время съемок специальные лампы, прожекторы. Их устанавливают светорежиссеры по специальному плану, заранее продуманному режиссером фильма. Что бы Вы предложили сделать, если бы нужно было показать смены настроений героя? Или смены его восприятия зрителем?

 

Задача "Павловский дворец"

Император Павел I ненавидел своего предка - Петра I. Чтобы подчеркнуть отсутствие всякой связи между ними, Павел не захотел жить в Зимнем дворце, а приказал выстроить себе новую резиденцию. Воспитанный на классической античной культуре, Павел мечтал о славе полководцев и правителей Древнего Рима. Преемственность своей военной славы от древнеримских триумфаторов и хотел показать Павел в новом здании. Это должно было чувствоваться издалека, уже при подходе ко дворцу. Как это показать?

 

Задача "Взрыв во сне или наяву?"

В кинофильме режиссера Антониони "Забриски пойнт" главная героиня Дария - секретарша крупного босса - бросает ненавистный ей мир делячества и уезжает в уединенную долину. Через время она возвращается на виллу босса посмотреть, что там происходит. Дария идет по вилле, видит серию творящихся там безобразий и вдруг бежит прочь.

Отъехав подальше, она оборачивается и мысленно взрывает виллу. Проблема заключается в том, что кадр, показанный на экране, в самом себе заключает реальность. Если на экране взрыв - то это "реальный" взрыв по сюжету. Никакие наплывы, закрытые глаза героини и т.п. тут не помогут. Как же показать именно мысленность этого взрыва?

 

Задача "Танцуя вдаль"

18 век. Европа. Театр. Балет. Новая постановка балетной сцены. Проблема.

Необходимо, чтобы со сцены вдаль удалялась на большое расстояние группа людей. Но размеры сцены невелики и рост артистов не уменьшается на глазах у зрителей, как это должно происходить при реальном удалении на большое расстояние. А французский балетмейстер Жан Жоржем Новерр хочет, чтобы в этой сцене все было «как в жизни». Конечно, можно серьезно реконструировать театральную сцену. Но это дорого и очень неудобно для театра, где постоянно идут различные постановки.

Как быть балетмейстеру?

 

Задача "Черная рука"

Знаменитый итальянский актер Сальвинии однажды, исполняя роль Отелло, забыл покрасить руки черным. Заметил он свою оплошность уже, будучи на сцене. Заметили и зрители. Как выкрутиться актеру?

 

Задача "Жалкое величество"

Режиссер Ф. Дейч (рижский ТЮЗ) ставил пьесу Д. Соломона «Пес Диоген». В финале нужно было показать противника Диогена – Аристодема – значительным политиком, крупным государственным деятелем. Поэтому на сцене Аристодем сидит в троноподобном кресле. Но вместе с этим необходимо показать, что перед зрителем старый, совсем больной человек. Как это сделать, не теряя значительности Аристодема?

 

Задача "Голые стены"

В средневековых китайских храмах не разрешалось расписывать стены, устанавливать скульптуры, вообще вводить какие бы то ни было украшения. Стены, пол, потолок храма должны были быть чистыми и голыми. Но люди приходят в храм отрешиться от забот, обрести душевный покой. По восточным понятиям это можно сделать созерцанием красоты. Голые стены, лишенные любых украшений, едва ли способствуют этому. Но нарушать правило нельзя. Как же сделать, чтобы посетители храма все-таки могли созерцать красоту?

 

Задача ""Утереть" нос заказчику или Давиду?"

Содерини заказал Микеланджело Буонаротти скульптуры Давида. Скульптор поработал на совесть, но заказчик стал вязаться: носик, мол, у статуи великоват... Микеланджело перед выбором: согласиться на переделку и испортить шедевр или отказаться, но не получить вознаграждения. Искусство вечно, но кушать хочется. Как быть?

 

Задача "Хочу на сцену"

Луиза Дойч из Вашингтона долгое время мечтала выступать вместе с местными рок-группами, хотя сама не могла ни петь, ни играть на каких-либо инструментах. Как девушке осуществить свою мечту?

 

Задача "Горький-буревестник"

Жанр бюста в скульптуре позволяет изваять только голову и плечи портретируемого. В этих рамках и нужно создавать необходимый образ. Скульптор Шадр работал над бюстом молодого Горького. Чтобы показать пафос борьбы писателя, его бесстрашие, непреклонность, окрыленность, Шадр выбирает образ Буревестника из горьковской «Песни о буревестнике». Но как показать, что Горький и есть тот самый Буревестник? Не лепить же птицу рядом с портретом? Это грубо, да и жанр бюста не позволяет.
Что же сделать скульптору в этом случае?

 

Задача "Китайские храмы"

В средневековых китайских храмах не разрешалось расписывать стены, устанавливать скульптуры, вообще вводить какие бы то ни было украшения. Стены, пол, потолок храма должны были быть чистыми и голыми. Но люди приходят в храм отрешиться от забот, обрести душевный покой. По восточным понятиям это можно сделать созерцанием красоты. Значит, в храме человек должен иметь возможность со всех сторон наблюдать что-то красивое. Голые стены, лишенные любых украшений (в том числе и архитектурных, лепных и т.д.) едва ли устраивают посетителей. Но нарушать это правило нельзя. Как же сделать, чтобы посетители храма все-таки видели как можно больше красивого?

 

Задача "Занавес!"

Эстрадные клоуны З. Малков и А. Тряпицын задумали новую сценку. Они хотят сатирически показать события, происходящие за кулисами перед выходом актеров на сцену: волнение артистов, недоделки в декорациях и реквизите, конфликты между актерами, рабочими сцены, режиссером. Чтобы было предельно ясно, что действие происходит ДО начала представления, занавес должен быть закрыт. Но тогда зрители не увидят сценку. Полуоткрытый занавес тоже не дает нужного эффекта. Клоуны попробовали прозрачный занавес, но он искажает «изображение». Как же показать закрытый занавес?

 

Задача "Пожар в театре"

Во времена королевы Виктории на представлении в одном из английских театров заезжий фокусник случайно поджег занавес. Начался пожар, возникла паника, которую смог прекратить только дирижер оркестра. Как?

 

Задача "Яйца превращаются в цыплят"

Цирковое представление. Ассистент фокусника выносит на арену поднос с куриными яйцами. Фокусник устремляет на них «гипнотический взгляд». Бах! Бах! – яйца одно за другим лопаются, и на подносе появляются надувные цыплята, в десятки раз больше самих яиц Как это может произойти? И самое интересное, что для показа этого фокуса подходящие продукты найдутся в каждой кухне.

 

Задача "Актер меняет маску"

Театр одного актера. Актер – в маске. На сцене разыгрывается сказочный сюжет. Актер на глазах публики быстро изменяет маску: из добряка превращается в злодея, грусть сменяет на веселье, изменяет форму лица. В чем секрет актерской маски?

 

Задача "Контрабандная ваза"

В одном итальянском музее была похищена историческая ценность — этрусская ваза. Вывезти ее из страны без документов было невозможно. Получить документы незаконно — тоже. И все же ваза была вывезена, причем по неподдельным документам. Как это удалось осуществить?

 

Задача "Раневская играет с КГБ"

В конце 1960-х годов сотрудники КГБ решили завербовать в осведомители актрису Фаину Раневскую. «Я готова. Но, во-первых, я живу в коммунальной квартире, а, во-вторых, громко разговариваю во сне, поэтому нехотя могу выболтать соседям все тайны», – ответила Раневская пришедшему к ней агенту. Вскоре актриса получила отдельную квартиру в новой многоэтажке, однако осведомителем так и не стала. Разозленные люди из органов уже собирались отобрать у неё жилье. Тогда Раневская нашла способ, как даже в новых условиях убедительно подтвердить вторую причину, по которой она не может сотрудничать с КГБ. Как это удалось актрисе?

 

Задача "Усмирение ворчливой старухи"

Пик популярности артистки театра и кино Варвары Массалитиновой пришелся на 1930-е годы, мрачную сталинскую эпоху. У артистки была домработница, которая жила с ней еще до революции. Массалитинова очень привыкла и любила свою неграмотную домработницу. Но с годами та превратилась в ворчливую, сварливую старуху, которая огрызалась на каждое замечание своей хозяйки. И тогда Массалиттинова, используя свой артистический талант, нашла простой и эффективный способ утихомиривать домработницу. Каким образом Варвара Массалитинова это делала? 

 

Задача "Все дороги ведут к собору"

В1799 году в Петербурге по заказу императора Павла I был объявлен конкурс на проект будущего Казанского собора. Кроме эстетических задач перед архитекторами, участвовавшими в конкурсе, стояла и одна «практическая» задача. По православным канонам вход в храм должен был располагаться непременно на западе, а месторасположение будущего собора предполагало вход со стороны Невского проспекта – на севере. Решить эту задачу удалось русскому крепостному архитектору Андрею Воронихину. По его проекту в 1801 году и началось строительство Казанского собора. Каким образом архитектор  разрешил противоречие?  

 

Задача "Лошади на крыше"

В 1853 году после пожара началось восстановление Большого театра в Москве. На вершине портика было решено установить вместо погибшей в огне алебастровой скульптуры Аполлона скульптурную группу скачущих в упряжке коней из бронзы. По замыслу автора скульптуры, Пётра Клодта фон Юргансбурга, вставшие на дыбы лошади должны «зависать» над портиком. Но как этого добиться? Ведь скульптуры огромные, точкой опоры для них являются только задние ноги лошадей, а крыша здания не позволяет достаточно глубоко закрепить крепежные штыри. Каким образом Клодт решил эту проблему?

 

Задача "Покинутый дом"

Грузинский фильм "Меквеле" повествует о покинутых деревнях. Камера показывает дома, пустые комнаты, пыль на посуде, нетронутый снег на улицах. Вообще, фильм довольно грустный. И видеоряд, и звукоряд в нем (то, что вместе и называется фильмом) работают на то, чтобы зритель задумался об этих деревнях.

Но сцены, о которых идет речь, должны показать, что еще совсем недавно в этих домах кипела жизнь - в них рождались и умирали, веселись, праздновали. Фильм короткий, десятиминутный. Показывать пустые дома и праздники в них последовательно - нет времени. Видеоприемы, вроде параллельных кадров, тоже невозможны.

 

Задача "Ожившие герои комиксов"

Музыканты американской рок-группы «KISS», пик популярности которой пришелся на середину 1970-х годов, во время выступлений любили шокировать публику не только своими песнями, но и эпатажными костюмами в стиле комиксов-ужастиков. Продажа сопутствующих товаров под маркой «KISS» тоже приносила группе хорошую прибыль. В 1977 году они решили выпустить цветной комикс, в котором главными персонажами были участники группы. А чтобы убедить для своих фанатов, что персонажи комиксов именно они, музыканты решили «оживить» своих рисованных двойников. И сделали из это хороший рекламный трюк. Как музыкантам «KISS» удалось «оживить» персонажей комиксов?

 

Задача "Пророк на экране"

В 1977 году в Ливии вышел на экраны фильм под названием «Послание» о жизни пророка Мухаммеда. Тогдашний лидер Ливии Муаамар Каддафи заказал фильм американскому режиссеру сирийского происхождения Мустафе Аккаду для пропаганды идей ислама. Перед режиссером встала проблема. Нужно было показать жизнь человека, который стал мусульманским пророком, но религия мусульман запрещает изображение пророка Мухаммеда. Каким образом режиссеру удалось разрешить проблему?

 

Задача "Летайте самолетами «Qantas»! "

В 1988 году в прокат вышел снятый в Голливуде фильм «Человек дождя». Он получил четыре «Оскара», много других престижных наград, понравился зрителям, поэтому многие авиакомпании по просьбам пассажиров решили показывать его во время длительных перелетов. Смущало при этом владельцев авиакомпаний только одна сцена в фильме. В ней главный герой не желает лететь самолетом никакой другой авиакомпании, кроме австралийской «Qantas», объясняя это тем, что за всю историю существования этого авиаперевозчика их пассажирские самолеты ни разу не падали. И хотя данный факт подтверждает статистика, авиакомпании, естественно, не могли позволить себе на борту летящего самолета такую антирекламу. Как удалось решить проблему?


Задача "Нам песня строить и взрывать помогает "

Во время второй мировой войны в августе 1941 года советские войска вынужденно отступали по всем направлениям. Уходя из Выборга, они оставили 25 специальных радиомин Ф-10, которыми были заминированы ключевые знания в городе. Эти мины питались от аккумуляторных батарей и приводились в действие по радио с помощью специальной мелодии. Достаточно было громко проиграть эту мелодию над городом, чтобы мины начали взрываться. Воевавшие на стороне Германии финны вошли в город. Обнаружив одну из неразорвавшихся мин, они смогли разобраться в механизме взрывателя. Догадавшись, что в городе спрятаны и другие мины, руководство финскими войсками приняло меры для их обезвреживания. Что же предприняли финны?

 

Задача "Говорит и показывает…"

В начале 20 века во время съемок первых звуковых фильмов на кинопленку записывали сразу и изображение, и звук. Технологически это было довольно затратно. Страдало качество фильма – то звук слишком громкий, то изображение засвеченное. В 1920-х годах стали записывать изображение отдельно, звук отдельно. Но возникла проблема: нужно было совместить при монтаже звук и изображение, чтобы на экране все выглядело естественно. Как кинематографисты решили эту проблему? 

 

Задача "Чтобы не лезли с советами"

Немецкий кинорежиссер Фриц Ланг отличался независимостью характера и очень не любил, когда продюсеры начинали что-то назойливо советовать на съемочной площадке. Во время работы в Голливуде он нашел способ, как оградить себя от советов «всезнающих» продюсеров еще на стадии утверждения сценария. Как Ланг это делал?

 

Задача "Ровно ли стоит купол?"

В 1436 году во Флоренции Филиппо Бруннелески закончил постройку купола собора Санта Мария дель Фиоре. Сам собор на болотистой местности начали строить еще в 1296 году. Возводили его разные архитекторы, поэтому кое-где наблюдались погрешности в соотношении деталей. Так, огромный купол диаметром 42 метра строился на высокой ротонде с относительно тонкими стенами. Архитектор Бруннелески опасался, что со временем купол может покоситься. Поэтому он изначально предусмотрел возможность любому человеку, даже не подготовленному специалисту, определить, ровно ли стоит купол. Каким образом архитектор это сделал?

 

Задача "Рисованные мультфильмы"

Во времена съёмок мультфильмов на кинопленку приходилось изготавливать много рисунков. В каждом метре киноплёнки 52 рисунка, а десятиминутный фильм требует свыше 15 000 рисунков! Замахнулся, например, волк на зайца – казалось бы, один миг на экране, а нужно сделать десятки рисунков. Как можно облегчить процесс создания множества однообразных рисунков?

 

Задача "Если бы режиссёром были Вы?"

Ричард III из одноименной пьесы Шекспира - злодей, издевающийся над своим окружением. Его бывшие друзья, союзники, придворные - все испытывают на себе коварство и злобу Ричарда.

Представьте себе, что вы режиссер, хотите поставить эту пьесу, но в совершенно другой трактовке. Нужно перейти к антитеме, обелить Ричарда, сделать его приличным человеком. (Это соответствовало бы исторической правде. Ричард III не был злодеем. Это был глубоко порядочный человек, весьма демократически настроенный. Не был он, кстати, и горбатым). Менять действие пьесы нельзя: Ричард должен совершить все, что предписано Шекспиром. Как бы Вы поставили пьесу?

 

Задача "Мера ревности"

На этот раз вы - режиссер-постановщик спектакля "Отелло". Сцена, в которой Яго рассказывает Отелло об отношениях Дездемоны и Кассио. Сперва намеки. Потом наводящие вопросы. Потом уже почти прямое "разоблачение". Яго и Отелло в этом эпизоде прохаживаются по террасе. И на протяжении этой "прогулки" отношение Отелло к речам Яго меняется. От досады на человека, который прервал отдых и размышления, к спокойным и убежденным ответам, и, наконец, к разбуженной ревности.

Но Отелло - человек волевой. Он ни тоном, ни жестами не показывает своих чувств. Не звучит в его голосе досада, не слышен протест против измышлений Яго, не слышна поначалу и ревность. Как все-таки показать динамику чувств Отелло? Так, чтобы это видели и Яго, и зрители вашего спектакля.

 

Задача "Финал"

В грузинском театре им. Марджанишвили ставили "Анну Каренину". Постановка осуществлялась в символическом стиле. Важную роль в символике спектакля играл цвет одежды. У Левина - спокойный белый костюм и плащ. У Анны - тревожный красный плащ.

Финал спектакля. Анна лежит, распростертая на полу. К ней подходит Левин. И тут, по замыслу режиссера, необходимо показать, что Левин понял, простил Анну, что она тоже, наконец, обрела покой и хотя бы в этом объединилась с Левиным. Как это показать без комментариев и монологов?

 

Задача "Осечка на сцене"

Французский актер Тальма во время одного спектакля должен был упасть, смертельно раненный. Однако пистолет в руках другого актера не выстрелил. Растерявшийся дуэлянт нажал безуспешно на курок еще несколько раз. Тогда он, потеряв голову, подбежал к Тальма и, не зная, что делать, изо всей силы пнул его.

Какова ситуация! Нужно мгновенно принять решение – спектакль идет-то в онлайне и дублей не предусмотрено. Кстати, от удачного хода на сцене зависит имидж самого Тальма.

Что бы Вы сделали на месте Тальма.

Чтобы Вы сделали на месте партнера Тальма, когда его пистолет не выстрелил.

Поиск

ФИЗИКА

Школярик

ХИМИЯ

Веселый ранец

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru