Профессор Знаев - КАК УХО «ЛОВИТ» ЗВУКИ?

Грамотеи

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тетрадкин Град

ЛИТЕРАТУРА

Урок биологии

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Сила знаний

КАК УХО «ЛОВИТ» ЗВУКИ?

 

prirodaРассмотрим теперь более подробно устрой­ство нашего уха. Несмотря на то, что анато­мические исследования вроде бы давно по­зволили полностью изучить его строение, до конца объяснить работу уха долгое

время не удавалось.

Чтобы детально разобраться с природным слуховым «аппаратом», нужно было пройти долгий путь в науке и технике. Большой вклад внес в акустические исследования та­лантливый физик и инженер Д. Бекеши, за­нимавшийся в двадцатые годы нашего века проблемой плохого качества связи по теле­фонным линиям. В конце концов, пройдя по всей цепочке передачи сигналов, ученый по­дошел к ее концу, а именно к приемнику — нашему уху. Выяснилось, что даже в двадца­том столетии известно о нем слишком мало. И чтобы отладить телефонные переговоры, прежде всего надо рассмотреть действие уха с технической точки зрения.

Инженеры — сотрудники Бекеши с ужа­сом наблюдали за появившимися в их лабо­ратории анатомическими препаратами из больниц и клиник. Ученый исследовал ухо, расчленяя его и внимательно изучая работу каждой «детали». Для этих целей им были созданы уникальные приборы и в конечном итоге построена ясная система взглядов на то, как мы слышим.

Коротко это выглядит так. Звуки, улав­ливаемые, словно рупором, нашей ушной ра­ковиной, проникают по слуховому каналу к барабанной перепонке. Она через уже знако­мые вам косточки среднего уха транслирует их к мембране внутреннего уха. Вот там-то, в так называемой улитке, и передаются к нервным окончаниям уже разделенные по частотам внешние звуки. Причем в нижней ее части улавливаются звуки высоких частот, а в верхней — низких. Длина улитки опре­деляет диапазон воспринимаемых нами час­тот — примерно от 20 до 20 000 герц. А вид спирали она имеет потому, что это позволяет ей занимать в голове меньше места.

Мало кто внес столь большой вклад в по­нимание работы нашего слухового аппара­та, как Бекеши. А это исследование, как и последующие за ним необходимы были, в том числе, и для того, чтобы помочь лю­дям, лишенным слуха или имеющим те или иные его дефекты.

Думаете, это касается немногих? Увы, в одних США более 300 000 жителей, страда­ющих расстройствами слуха, в Германии они составляют 12 процентов населения. А для кого передают по телевидению новости с сур­допереводом — переложением речи на язык мимики и жестов? Задача создания хороших слуховых аппаратов становится ныне одной из самых актуальных.

Что ж, инженеры и конструкторы могут похвастать сегодня удивительными прибора­ми. Принимающие звук микрофоны имплан­тируют под кожу за ухом. Провода от них передают вплоть до улитки внутреннего уха обработанные компьютером сигналы. Тем са­мым больным возвращают одно из наших са­мых главных чувств — слух.

Кстати, отмечено стойкое нарушение ра­боты слухового аппарата при неумеренном пользовании плейерами. Особенно оно замет­но в дороге, когда добавляются шум и вибра­ция транспорта.

Понимание «работы» уха позволило уче­ным создать систему обработки звука по прин­ципу действия улитки, что привело к увели­чению дальности передачи речевых данных более чем в 10 раз! Со временем подобные системы, видимо, помогут нормально вести разговоры между землянами и астронавтами, находящимися, например, на Марсе.

Поиск

ФИЗИКА

Школярик

ХИМИЯ

Веселый ранец

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru