Профессор Знаев - КАКОЙ ГЛОБУС НУЖЕН КОСМОНАВТУ?

Грамотеи

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тетрадкин Град

ЛИТЕРАТУРА

Урок биологии

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Сила знаний

КАКОЙ ГЛОБУС НУЖЕН КОСМОНАВТУ?

 

prirodaИзучение восприятия зрительной инфор­мации различными живыми существами возвращает нас к вопросу о том, как видим мы сами.

Приведем простой пример. Закройте пра­вую часть изображенного

рисунка и попробуйте однозначно ответить, что изобра­жено на левой. Кто-нибудь скажет — ваза, другому же покажется, что это — силуэты двух говорящих людей. Действительно, от­крыв правую часть рисунка, мы убедимся, что толковать нарисованное можно двояко.

Еще один пример. Если разместить на картинке совершенно одинаковые по высоте изображения людей так, что они будут сто­ять на уходящих вдаль рельсах, то ближний к нам человек всегда будет казаться меньше ростом, а дальний — более высоким.

Эти и многие другие так называемые оп­тические иллюзии наглядно иллюстрируют условность наших зрительных впечатлений. Недаром мы используем слово «кажется». То, что на самом деле находится перед нами, и то, что мы видим, — порой вовсе не одно и то же, а совсем разные вещи.

Все это оставалось бы любопытным развле­чением, если бы люди не столкнулись с зада­чей воспроизведения изображений при фо­тосъемке, производстве фильмов и передаче зрительной информации по телевидению. Ска­жем, идущий перед нами по сцене человек ви­дится нами реально, здесь и сейчас. А то же самое движение, зафиксированное пленкой и показанное нам с экрана, — кажущееся.

Дело в том, что при демонстрации фильма мы видим череду быстро сменяющих друг дру­га неподвижных кадров, на которых это дви­жение расчленено на маленькие фрагменты, чуть-чуть отличающиеся друг от друга. И толь­ко временная инерция нашего зрения, состав­ляющая примерно одну десятую секунды, не позволяет разглядеть эти кадры по отдельнос­ти, а заставляет нас воспринимать их непре­рывно. Поэтому частота смены кадров в ки­нопленке равна двадцати четырем в секунду, все, что должно быть между ними, мы домыс­ливаем сами. Так что, как видите, многие тех­нические системы заранее должны настраи­ваться на особенности нашего зрения.

Недавно российский космонавт Юрий Батурин делился впечатлениями от своего по­лета на станции «Мир». Оказывается, поверх­ность земного шара, наблюдаемая из иллю­минатора орбитального аппарата, не имеет ничего общего с хорошо знакомым нам гло­бусом. Чем дальше к горизонту бросаешь от­туда взгляд, тем сильнее искажена форма морей и островов. Даже находящийся на станции специальный глобус позволял опре­делить местонахождение с точностью... до 1000 километров! Понятно, что у космонав­тов есть для этой цели и другие, более точ­ные приборы. Вопрос в другом: можно ли вообще нарисовать пригодную для них гео­графическую карту?

То же, добавим, касается и цвета. Совсем недавно в сериях опытов, проведенных физи­ологами и психологами, было обнаружено, что мы воспринимаем цвет рассматриваемого предмета, например белой гипсовой статуи в музее, в зависимости от цвета фона, на кото­ром он расположен. Убедительных объясне­ний такого рода явлений пока нет, здесь есть над чем поработать специалистам.

Насколько важна нам зрительная инфор­мация, говорит и такой любопытный факт.

Если мы не видим лица говорящего челове­ка, то понимаем произнесенное им намного хуже. В шумном помещении точность воспри­ятия в таком случае снижается на три чет­верти. Ученые предлагают дополнить телефон­ную трубку «говорящей головой», повторяю­щей губами то, что доносится из динамика. Вот и судите теперь, как мы воспринимаем чужую речь — ушами или глазами?

Поиск

ФИЗИКА

Школярик

ХИМИЯ

Веселый ранец

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru