Профессор Знаев - ВСЕ ЛИ МЫ ЗНАЕМ ОБ ОСЯЗАНИИ?

Грамотеи

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тетрадкин Град

ЛИТЕРАТУРА

Урок биологии

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Сила знаний

ВСЕ ЛИ МЫ ЗНАЕМ ОБ ОСЯЗАНИИ?

 

prirodaГомункулюс — это по латыни «челове­чек». Он отражает восприятие нашим мозгом поверх­ности человеческого тела по степени ее чувствительности. Мы как-то привыкли связы­вать осязание

прежде всего с пальцами рук. Это, конечно, верно, и вы видите, какими во­истину огромными, хотя очень разными, предстают они в этом отображении по срав­нению с другими частями тела.

Но ведь вы прекрасно знаете, насколько чувствительна наша кожа вообще, просто ка­кие-то ее места оказываются более восприим­чивы к прикосновению. Надо сказать, что обретение человеком голой кожи ученые от­носят к одному из признаков, отличающих нас от животных. До последнего времени счи­талось, что таких отличий три: прямохождение, рука, приспособленная к очень сложным движениям, и чрезвычайно развитый мозг.

Теперь к этому списку добавилась и кожа. Лишенная шерсти, она превратилась у чело­века в огромный рецептор, приносящий, на­ряду с другими органами чувств, массу до­полнительной информации. Реакции на все большее число поступающих от нее сигналов способствовали интенсивному развитию моз­га. Вообще осязание по важности для нас ста­вят на третье место — после зрения и слуха, поскольку в их отсутствие оно становится главным нашим информатором.

Что дают нам исследования кожи в прак­тическом отношении? Во-первых, они важны для медицины. Ну сколько же можно пере­саживать при ожогах или пластических опе­рациях кожу с одного места на другое или заимствовать ее у доноров? Как здорово было бы изготавливать искусственный заменитель, но вот беда: чувствительность у него не срав­нима с тем, что придумала природа. Однако на этом пути в последние годы наметились некоторые сдвиги. Созданы полимерные за­менители, которые со временем рассасывают­ся, способствуя восстановлению, выращива­нию нашей обычной кожи, правда, без волос и потовых желез.

Во-вторых, почему мы должны «обижать» роботов и не дополнить их звуковые и слухо­вые анализаторы еще и тактильными, то есть способными ощущать прикосновение, давле­ние и растяжение. Ведь вооруженный таким образом робот мог бы на ощупь определять размеры и форму предметов. А значит, в еще большей степени взять на себя наши функ­ции, в особенности в опасных для человека ситуациях.

Отметим, однако, что исследования нашей кожи приносят и определенные сюрпризы. Так, недавно выяснились неожиданные осо­бенности в реакции человеческого организма на прикосновения.

В чем заключался опыт? Сперва касались какой-то точки кожи два раза подряд. Если затем, сделав небольшую паузу, притронуть­ся к другой точке, неподалеку от первой, то каждая из них довольно верно отразит — ощутит — место касания. Но стоит сократить паузу между касаниями до одной четверти се­кунды и меньше, и ощущение касаний в пер­вой точке сместится со своего «истинного» положения. Это происходит не везде, а лишь на определенных участках кожи. Рисунок слева показывает, например, как они распо­лагаются на нашей руке.

Безусловно, было бы желательно избежать таких «фокусов» при оснащении искусствен­ной кожей различных создаваемых конструк­торами устройств. Рецепторы одного и того же типа не должны мешать друг другу и вводить в заблуждение наших помощников-механизмов, иначе вместо сообщения нам достоверной информации, они невольно будут нас «обманывать».

 

Поиск

ФИЗИКА

Школярик

ХИМИЯ

Веселый ранец

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru