Профессор Знаев - ЧТО ПЕРЕНОСИТ ИНФОРМАЦИЮ?

Грамотеи

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тетрадкин Град

ЛИТЕРАТУРА

Урок биологии

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Сила знаний

ЧТО ПЕРЕНОСИТ ИНФОРМАЦИЮ?

 

prirodaНаблюдения за растениями преподнесли несколько лет назад интересный сюрприз. Измеряли ритм электрической активности у высаженных рядом проростков кукурузы.

Как это делается, мы обсуждали в предыдущем рассказе. Был проведен такой опыт: одно из растений накрыли светонепроницаемым кол­паком, а второе освещали мигающим светом. Через 8 часов частота импульсов у закрытого растения подстроилась под ритм электричес­ких колебаний, возникших у освещенного.

Получалось, что растения обмениваются информацией. Причем, как выяснилось, про­исходило это через общий грунт, в котором они находились, и тогда, когда условия ока­зывались, так сказать, экстремальными, — например, в отсутствие света или при недо­статке корневого питания. Природа же тако­го обмена теперь вам известна: электричес­кие колебания освещаемого растения меняли химический состав раствора в почве, а это, в свою очередь, влияло на электрические же колебания у закрытого растения. Заметим на будущее, что во всех без исключения описан­ных случаях информация передавалась через жидкую среду.

А теперь еще один любопытнейший при­мер. Глядя на общающихся между собой птиц, мы прежде всего замечаем, что они передают информацию с помощью голоса, движений или, при близком контакте, ощупывая друг друга. Но вот каким образом происходит поч­ти молниеносная передача сигналов, когда стая птиц одновременно разворачивается и меняет направление полета? Такие маневры были за­мечены у стай скворцов, насчитывающих ты­сячи птиц, когда разворот происходил за пять миллионных долей секунды!

Никакие органы чувств из классического набора не объясняли происходящее с ними. И лишь исследования германских ученых привели к заключению, что переносчиком сигналов может быть электрическое поле, возникающее во время полета на поверхнос­ти тела пернатых. Его изменения могут пе­редаваться с огромной скоростью всем пти­цам в стае и позволять им согласовывать свое движение.

Подобные эффекты обнаружились и у на­секомых, например у пчел. И дело не только в способе обмена информацией во время по­лета в стае. Ученых давно занимают вопро­сы, связанные с организацией любых дей­ствий у коллективных насекомых. Почему так слаженно живут и работают те же пчелы? Или муравьи, колонии которых насчитыва­ют порой до 50 000 членов? Создается впе­чатление, что их взаимодействие подчинено каким-то общим командам, словно мы наблю­даем целостный гигантский организм.

Теперь известно, что похожее на такое кооперативное поведение отмечается и в ко­лониях бактерий, и на уровне мельчайших единиц живого — клеток. А для того, чтобы предпринимать такие согласованные действия, необходим налаженный обмен информацией.

Даже в воздухе, как мы убедились, он может происходить с помощью биоэлектри­ческих сигналов. А тем более — в жидкой среде: в воде у рыб, через почвенные раство­ры у растений. Однако в последнем случае незаменимыми участниками информационной цепочки становились химические вещества. Об этой их роли — следующий рассказ.

Поиск

Школярик

ХИМИЯ

Веселый ранец

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru