Профессор Знаев - КАК ОБЩАЮТСЯ ГОЛОВАСТИКИ?

Грамотеи

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тетрадкин Град

ЛИТЕРАТУРА

Урок биологии

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Сила знаний

КАК ОБЩАЮТСЯ ГОЛОВАСТИКИ?

 

prirodaОдна из самых важных проблем при изуче­нии процесса передачи информации — узнава­ние. Вот скажите, каким образом вы опреде­ляете, в знакомом ли месте оказались вы или нет?

По всей видимости, мы храним в нашей памяти впечатления, накопленные от множе­ства данных, переданных нам разными орга­нами чувств во время предыдущих посещений.

Иногда достаточно показать картину или фотографию места, где вы уже бывали. И если она совпадет с тем образом, что запечатлен вашей памятью, то вы воскликнете: «Узнал!» Однако даже зрительная информация, как вы помните, может нас подвести: в каких-то де­талях само место и его образ могут разой­тись, не совпасть друг с другом, вы начнете сомневаться, откажетесь его признать, а по­том обескураженно скажете себе: «Как же я мог ошибиться?!»

Еще тоньше обстоит дело, когда разговор касается узнавания людей. Разве вам не при­ходилось попадать в ситуации, когда вы встре­чали человека, очень похожего на одного из ваших знакомых, друзей или родственников, хлопали его по плечу, а потом должны были просить прощения, что обознались.

На что больше всего можно положиться в таких случаях, на какие органы чувств? Ин­формация от какого из них наиболее досто­верна? Может быть, воспользоваться всеми доступными каналами восприятия и сложить полученную с их помощью информацию?

Это весьма непростые вопросы, и мы к ним, конечно, еще вернемся. А пока попро­буем выяснить вместе с учеными, как узна­ют друг друга все-таки более простые, чем мы, существа — головастики жаб или лягушек.

На картинке вы можете увидеть изобра­женный в плане большой аквариум. В левой и правой его частях, отделенных сетчатыми перегородками, находились два выводка го­ловастиков. В центральную часть, разделен­ную непрозрачной перегородкой, помещали по одному головастику из каждого выводка. В этих условиях одиночные животные предпо­читали большую часть времени проводить около своих родственников.

Когда же сетки заменили стеклянны­ми — прозрачными, но непроницаемыми для воды — перегородками, выяснилось, что никакого родственного предпочтения не воз­никало. Тогда опыт изменили: сетки вер­нули на место, а каждую из групп головас­тиков накрыли ящиком с отверстиями — так, что их самих не было видно, но вода внутрь ящиков проникала. И что же — оди­ночные головастики вновь стали проявлять свою склонность к общению с братьями и сестрами. Во всех ситуациях аквариум про­слушивали гидрофонами, чтобы «засечь» и звуковые контакты, но они не играли опре­деляющей роли.

Какой же из всего этого был сделан вы­вод? Средством коммуникации у этих су­ществ, помогающим узнаванию, была не оп­тическая, не акустическая, и тем более не осязательная, а только лишь химическая связь. Головастики посылали друг другу сиг­налы с помощью веществ, по которым мож­но было отличить один выводок от другого.

Это пример того, как исследователи пы­таются разгадать механизмы передачи инфор­мации, последовательно исключая действие тех или иных органов чувств. Мы не раз го­ворили, что бионикам часто удается достичь больших успехов в моделировании природных систем при обращении к более примитивным существам. Однако соблазн узнать побольше о способах восприятия информации челове­ком побуждал к экспериментам и с его не­посредственным участием.

Поиск

ФИЗИКА

Школярик

ХИМИЯ

Веселый ранец

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru