Профессор Знаев - КАКИЕ ГЛАЗА НУЖНЫ КОМПЬЮТЕРУ?

Грамотеи

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тетрадкин Град

ЛИТЕРАТУРА

Урок биологии

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Сила знаний

КАКИЕ ГЛАЗА НУЖНЫ КОМПЬЮТЕРУ?

 

prirodaИтак, наши приемники всех видов внеш­ней информации фиксируют ее, передают дальше, в результате она попадает в мозг и заставляет его принимать решения — опре­делять нужные действия по отношению

к внешнему миру. Возьмем еще раз для при­мера глаз человека, все-таки он основной по­ставщик потока сведений об окружающей среде. Но теперь рассмотрим его не отдель­но, в качестве только датчика, а уже в связи со всем каналом передачи информации.

Световые лучи, идущие от какого-либо наблюдаемого предмета, пройдя всю систему глазного яблока, попадают, как вы помните, на сетчатку, представляющую собой огромное количество нервных окончаний. Возбуждение этих окончаний передается далее по зритель­ному нерву в мозг, где и формируется пред­ставление о том, что мы рассматриваем.

Давайте остановим свое внимание на не­скольких, крайне важных для конструкторов искусственных «разумных» машин моментах.

Первый — ввод информации. Вспомните, как он производится в компьютере. Конечно, в основном через клавиатуру. Неужели этот спо­соб эффективнее, чем непосредственное воспри­ятие интересующих нас объектов — предметов или текстов — с помощью зрения? Ответ дав­но для всех ясен, и попытки снабдить самые разные, — как стационарные, так и автоном­ные — устройства сканирующими, считываю­щими системами непрерывно предпринимают­ся. Предсказывают, что широкое распростра­нение «зрячих» компьютеров не за горами.

Второе замечание. Вы наблюдаете за бе­гущим животным. Что для вас значит дви­жение зрительно? Смещение предмета отно­сительно фона, скажем, бегущей лошади в сравнении с покоящимся пейзажем. Так вот, наши глаза останавливаются на животном, оно для нас неподвижно, его изображение в центре сетчатки. А смещение, сдвиг по сет­чатке окружающего пейзажа, на самом деле «стоящего», и фиксируется как факт движе­ния. Это качество природного органа зрения уже используется в видеокамерах, в них точ­но так же работает электронная система ста­билизации изображения.

Когда-то создатель науки об управлении Н. Винер сказал: «Кошка не бежит прямо к месту, где находится мышь, а движется к ее будущему положению». Умение живых су­ществ предугадывать развитие событий по получаемой зрительной информации пытались воплотить роботостроители в электронных футболистах. В ноябре 1997 года прошел пер­вый в истории турнир, в котором они приня­ли участие. Победу одержали механизмы, чуть лучше других бегающие, внимательнее смотрящие, а главное, умеющие предвидеть развитие игры — куда через мгновение сдви­нется соперник и покатится мяч.

И третий эффект, о котором мы уже упо­минали: как обозначить то, что мы видим? Этот процесс, предполагают ученые, происхо­дит так, словно мы сличаем наблюдаемое с картотекой имеющихся в нашей библиотеке-мозге образов. Например, если вам предъ­явить фотографию какого-либо участка город­ской улицы, на которой стоит велосипед, и попросить отыскать его на снимке, то вы это сделаете практически мгновенно. Однако, если разрезать фото на несколько прямоугольни­ков, перетасовать их, и сложить в произволь­ном порядке, то ту же самую поисковую за­дачу вы будете решать заметно дольше.

Что это значит? Мы видим не только сам объект, но воспринимаем его вместе с окру­жением. Стоит окружению измениться, как мозгу кажется, что его картотеку смешали, и ему необходимо время, чтобы вновь навес­ти в ней порядок.

Все это — малая толика проблем, с ко­торыми сталкиваются создатели электрон­ной техники, постоянно «советуясь» с при­родными системами получения и обработки информации.

Поиск

Школярик

ХИМИЯ

Веселый ранец

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru