Профессор Знаев - СПОСОБНЫ ЛИ МАШИНЫ ОБУЧАТЬСЯ?

Грамотеи

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тетрадкин Град

ЛИТЕРАТУРА

Урок биологии

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Сила знаний

СПОСОБНЫ ЛИ МАШИНЫ ОБУЧАТЬСЯ?

 

prirodaОтступим немного назад во времени, ког­да постепенно накапливаемые знания о ме­ханизмах действия органов, ответственных за переработку информации в живой природе, начали побуждать ученых строить

имитиру­ющие их системы. Примерно полвека назад появилось любопытное устройство, названное персептроном — по английскому слову perception, означающему «восприятие». Глав­ное, что оно должно было продемонстриро­вать, — умение обучаться. Какая же «дума­ющая» машина может обойтись без такой способ­ности?

Мы вынужде­ны показать очень грубую схему это­го устройства, от­ражающую лишь самые главные его черты. Нам нужно извлечь только принцип, на основе которого строилась такая система. А заключался он в следующем. На рецепторные ячейки — датчики — подавался какой-либо сигнал, несущий блок информа­ции. Это служило аналогом внешнего раздра­жителя живого существа. Теперь вы понимае­те, что это может быть свет или звук, прикос­новение или воздействие молекулы пахучего вещества. В персептроне выбрали свет.

Получая как бы зрительный сигнал, каж­дая из этих приемных ячеек передавала его по проводам в следующий ряд, содержащий огромное число так называемых ячеек памя­ти, причем соединение производилось случай­ным, беспорядочным образом. Иными слова­ми, к какой-то ячейке из второго ряда могло попасть больше сигналов из первого, а к дру­гой — меньше. Срабатывала ячейка памяти лишь в том случае, если количество приня­тых ею сигналов превышало некоторый по­рог, — тогда она передавала информацию дальше, к реагирующей ячейке.

В свою очередь, эта ячейка суммировала поступившие к ней сигналы и результат срав­нивала с заранее установленным в ней значе­нием. Если сумма превышала заданный по­рог, ячейка срабатывала — реагировала. Счи­талось, что тогда она опознала предъявлен­ный устройству объект.

Интересно, что такая в общем-то неслож­ная с точки зрения техники система оказалась способной сличать новую полученную инфор­мацию с той, которая поступала к ней раньше. Более того, в случае, если это сопоставление было ошибочным, то с помощью оператора-учи­теля в ячейки можно было внести изменения, которые в дальнейшем приводили к правиль­ному распознаванию. И затем персептрон уже сам принимал верные решения.

Работа эта произвела большое впечатление на конструкторов «мыслящих» машин. Хотя в персептроне нашли потом немало недостат­ков, главное, что было показано, — мы мо­жем, пусть поначалу грубо и неумело, но моделировать происходящие в такой сложной природной системе, как связь «глаз-мозг», информационные процессы.

На многое сегодня способны преемники персептрона — электронно-вычислительные машины. Например, определять нефтеносную местность, распознавать болезни человека, об­наруживать технические неисправности и предсказывать аварийные ситуации, считы­вать тексты и воспринимать их с голоса... Но как вы думаете, что служило создателю пер­септрона прототипом элементов его конструк­ции? Ответ — в следующем рассказе.

Поиск

ФИЗИКА

Школярик

ХИМИЯ

Веселый ранец

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru