Профессор Знаев - СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ТАБЛЕТКИ ПАМЯТИ?

Грамотеи

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тетрадкин Град

ЛИТЕРАТУРА

Урок биологии

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Сила знаний

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ТАБЛЕТКИ ПАМЯТИ?

 

prirodaДавайте попробуем проследить за еще од­ной возможностью узнать побольше об уст­ройстве памяти и о том, что именно на нее может повлиять. Сперва расскажем об одном сомнительном эксперименте.

Американские исследователи пытались обучить планарий — примитивных червей. Было известно, что на освещение ярким све­том они реагируют — вытягиваются. Однако если в это время подвергнуть их слабому элек­трическому удару, то они, напротив, начина­ют сокращаться. Спустя какое-то количество опытов планарий обучают съеживаться лишь при воздействии света.

Оказалось, что и разделенные пополам планарии — а таких червей можно делить и получаются два целых организма — сохра­нили эту способность. Но еще более удиви­тельно было то, что если обученных плана­рий скармливали необученным, то те приоб­ретали такие же навыки. Получалось, что у этих червей во время обучения вырабатыва­ется некое химическое вещество, которое хра­нит в себе и может передать другому орга­низму не что иное, как память.

Эти и схожие с ними эксперименты выз­вали целую бурю дискуссий в ученом мире. Окончательного вывода из них пока сделать не удалось. Но вот другой опыт, который был проведен абсолютно строго, по всем правилам, принятым в науке.

В неглубокий бассейн, заполненный водой, запускали крыс, как показано на рисунке на следующей странице. Для того чтобы они мог­ли из него выбраться, в противоположном углу ставили лесенку. Прямой же путь из одного угла в другой перегораживали простенькими препятствиями. Крысы очень быстро обучались и находили кратчайший вариант прохождения такого лабиринта.

Затем обученным крысам вводили сред­ство, нарушающее выработку некоторых хи­мических веществ (протеинов) клетками моз­га. Однако на крыс это не подействовало, и они по-прежнему быстро находили знакомый им путь.

В дальнейшем опыт видоизменили. Новых крыс обучили передвижению по тому же са­мому лабиринту и разделили на две части. Первой группе ввели такое же средство, а вторую, не подвергали его действию. Но те­перь обе эти команды должны были прохо­дить слегка переделанный лабиринт. Как ви­дите на рисунке справа, даже форма пути была схожа с прежней. И что же — вторая команда моментально переобучилась и быст­ро находила выход. Но крысы, получившие инъекцию, оказались просто в растеряннос­ти — им потребовалось в несколько раз боль­ше попыток, чтобы наконец сообразить, как выбраться из бассейна.

Получалось, что на уже хранящуюся в памяти информацию воздействовать не уда­ется, но, вводя определенные вещества, мож­но помешать запоминанию информации све­жей. Значит, между запоминанием и присут­ствием химических соединений существует связь. Развитие подобных исследований при­вело к созданию препаратов, с помощью ко­торых стало возможным непосредственно вме­шиваться в деятельность мозга, стимулиро­вать ее или угнетать, способствовать лечению тяжелых болезней или... оказывать наркоти­ческое действие.

В недавних опытах на пауках было уста­новлено, как влияют введенные им наркоти­ки на вид сплетаемых ими паутин. Химичес­кие вещества воздействовали на складывавши­еся миллионы лет механизмы передаваемой по наследству информации — паутины было не узнать. Причем каждому виду наркотика со­ответствовал свой, новый рисунок сети, так что возникла даже идея использовать пауков на таможнях для выявления характера провози­мых наркотических веществ.

Бионики, разумеется, не могут спокойно пройти мимо открытий и идей, касающихся тонких и до сих пор во многом загадочных де­талей устройства памяти. А что до тех, кто мечтает получать знания без труда, а лишь гло­тая содержащие их таблетки, то должны разо­чаровать — таких средств еще не изобрели!

Поиск

ФИЗИКА

Школярик

ХИМИЯ

Веселый ранец

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru