Профессор Знаев - КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ УМНЕЕ?

Грамотеи

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тетрадкин Град

ЛИТЕРАТУРА

Урок биологии

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Сила знаний

КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ УМНЕЕ?

 

prirodaЭтим рассказом мы завершаем главу о биоинформатике, но отнюдь, как вы поняли, не исчерпываем тему обработки и хранения информации в живом мире и наших возмож­ностей

воспользоваться подсказками природы. Много удивительного открылось в последнее время, и человек вполне может гордиться тем, что из всех животных он — единственный, кто способен это понять и оценить, исследо­вать процессы мышления, да еще строить ду­мающие машины.
Такими талантами одарила нас эволюция, снабдив высокоразвитым мозгом. Взгляните на диаграмму, на которой представлено вос­хождение от низших животных к высшим, соотнесенное с величиной мозга. Чем ближе мы подходим к занимаемому нами месту, тем круче идет кривая, тем резче видны различия в том, какими возможностями мышле­ния наделила нас природа, выделяя мозгу все большую долю в организме.
Но давайте поставим вопрос так: если уж мы столь богато одарены природой, то не должны высокомерно отбрасывать очевидное и не делать вид, что не замечаем фактов, кото­рые свидетельствуют о наличии у других су­ществ умений и навыков, приписываемых ранее только людям.
Примеров тому немало. Назовем лишь не столь давно обнаруженную способность к счету у насекомых. Конечно, речь не идет о том, что они, наморщив лоб, загибают лапки, как мы — пальцы на руках. Или записывают числа, в виде каких-то символов. Но установ­ленный факт — то, что, например, для пчел не безразлично число совершаемых перед уль­ем пируэтов их соплеменницы, принесшей мед. Это информация, передаваемая и воспри­нимаемая, как некое подобие цифрового язы­ка. Американские же ученые считают, что в памяти пчел находится что-то вроде фотоаль­бома с образами содержащих нектар цветков, причем «снимки» эти цветные.
Или вот еще возможности, демонстрируе­мые муравьями. Они способны сообщить друг Другу, на какой по счету веточке, отходящей от ствола дерева, находится лакомство. Бо­лее того, как полагают отечественные иссле­дователи, муравьи в пределах пяти цифр мо­гут складывать и вычитать.
А как отнестись к научным публикациям о воронах, подкладывающих орехи под коле­са проезжающего транспорта? Об африкан­ском сером попугае, просящем по-английски вещи, с которыми ему хочется поиграть? О шимпанзе, научившихся общаться с помощью клавиатуры пишущей машинки или жеста­ми языка для глухонемых?
Заметьте, как меняются люди, соприкос­нувшиеся с такими удивительными фактами. Когда-то человек отшучивался: «Животные не способны мыслить, но они себе на уме». А после опытов по проверке памяти и обуче­нию осьминогов и кальмаров один из амери­канских ученых заявил: «Сегодня у нас нет достаточного количества данных, чтобы точ­но определить уровень умственного развития головоногих, однако проблема эта существу­ет только из-за недостатка ума у человека, а не у моллюска».
А вот... Стоп! Давайте удержим себя и ос­тановимся в перечислении поразительных находок последнего времени. Наверное, сто­ит просто посоветовать повнимательнее сле­дить за представителями живого мира — ведь именно с таких наблюдений и начинались подобные открытия.

Поиск

ФИЗИКА

Школярик

ХИМИЯ

Веселый ранец

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru