Rapidstresser the bestIP booter / Stresser of 2021
ДОБРО
В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека…
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. (Д.Лихачёв.)
«Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни». (Л.Толстой.)
В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью.
Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».
Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. Поверьте мне! (Д.Лихачёв.)
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, – это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» – жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы. Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, – несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся» наслаждениях. (Д.Лихачёв.)
Великие произведения искусства отличаются тем, что, перейдя за грани веков и даже тысячелетий, они сохраняют не только историческую ценность, но и художественное обаяние, продолжая воздействовать на сердца и души новых поколений. В каждую новую эпоху они как бы заново рождаются, оказывая непосредственное влияние на развитие вечно обновляющегося и потому вечно молодого искусства. Именно к такого рода произведениям относится «Слово о полку Игореве» - гениальное творение безымянного русского поэта. (Н.Рыленков.)
В глубинах народного языка отражается вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке – в наследие потомкам. В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости – словом весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. ( К. Ушинский.)
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А. тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. (Д.Лихачёв.)
«Интеллигентность нельзя смешивать с образованностью,- писал Д.С.Лихачёв.- Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового. Больше того… Лишите человека всех его знаний, но если он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, вкус в искусстве, уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов и богатство и точность своего языка – вот это и будет интеллигентность». Сам Д.С.Лихачёв, учёный, публицист, обладал непререкаемым авторитетом, который основывался на безукоризненной биографии, на том, что он плохих дел не делал, а, наоборот, делал много хороших, на том, что был истинно интеллигентным человеком. (По материалам «Российской газеты».)
КНИГА
C давних времён книга на Руси была предметом истинного восхищения и уважения.
В Древней Руси книги не только любили и читали, их ревностно берегли. В монастырях существовал строгий порядок выдачи книг и их возврата в «книгохранительницу», для нарушителей устанавливались наказания. Ведь писались книги на дорогом материале – пергаменте, изготовляемом из телячьей кожи. Листы пергамента, чтобы они не коробились, прикрывали сверху и снизу досками с застёжками. И плохо приходилось тому, кто небрежно обращался с книгой. Сохранилось даже такое грозное по тем временам наставление: «Если какой-нибудь поп или дьякон, прочитав, не застёгивает всех застёжек, то пусть будет проклят!» (К. Горбачевич.)
Хорошая книга обогащает опытом, помогает серьёзно и ответственно относиться к жизни, заставляет быстрее биться сердце, далеко смотреть в будущее и стараться приблизить его, лучше работать и спешить жить.
Книга заставляет иногда в корне изменить взгляды на некоторые вещи и дела, отбросить неправильное понимание и найти верную дорогу жизни. Она очищает человека, воодушевляет на большие дела. ( Г.Медынский.)
Книга – это духовное завещание одного поколения другому; совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства; в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной историей. Но в книге не одно прошедшее – она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она – программа будущего. Итак, будем уважать книгу. ( А.Герцен.)
Есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?
Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время. (Д.Лихачёв.)
МАТЬ
Мать… Короткое, простое, привычное слово. А какая спокойная, мудрая сила в этом слове, соединяющем всех живущих как бы в одно вселенское братство! Оно, это слово, воистину не знает границ, ибо каждого человека на земле родила женщина, каждому входящему в мир улыбнулась усталой и нежной улыбкой та, что подарила ему жизнь, открыла для него сокровища земли и неба, ясные краски утренних и вечерних зорь, шелест листвы и цветущих трав, вкус и запах молока и хлеба, звонкую весеннюю капель и жемчужный убор зимнего леса, песни, слёзы, любовь и надежды – всю эту терпкую, сладостно-горькую радость земного бытия. (В.Ткаченко.)
Веками, сколько человечество помнит себя, славилась Мать – созидательница рода, первооснова семьи, оберегательница домашнего очага, первая и последняя опора и утешительница в горе и боли. Мать, чьё сердце задолго до рождения ребёнка и до последнего мига её собственной жизни полно заботы, тревоги и нежности к своему детищу – даже взрослому, уже немолодому, у которого давно свои дети и своя семья, и своя личная, непростая, зрелая жизнь. Не потому ли матери не имеют возраста? Юная, пожилая или совсем старенькая, мать всё едино остаётся для кого-то просто мамой, самым близким. Родным человеком, дороже которого нет. И какие бы прекрасные, возвышенные, полные лиризма строки не слагали в честь матери поэты и прозаики, их вдохновенные величальные оды меркнут перед коротеньким тёплым и нежным словечком, какое каждый ребёнок произносит первым из всех: мама. (В.Ткаченко.)
ПАМЯТЬ
Древо – жизнь. Каждое утро, встав от сна, мы омываем лицо своё водою. Вода есть символ очищения и крещения во имя нового дня. Вытирая лицо своё о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного древа и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей-рук тень-добродетель. (С.Есенин.)
Культурное прошлое нашей страны должно быть понято не в своих частях, а в своем целом. Необходимо не только сохранять отдельные здания или отдельные пейзажи и ландшафты, но сохранять самый характер и природный ландшафт. А это значит, чтобы новое строительство возможно меньше противостояло старому, чтобы оно с ним гармонировало, чтобы сохранялись бытовые навыки народа (это ведь тоже «культура») в своих наилучших проявлениях. Чувство плеча, чувство ансамбля и чувство эстетических идеалов народа – вот чем должен обладать и градостроитель и, в особенности, строитель сел. Архитектура должна быть социальной. (Д.Лихачёв.)
Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки, ибо и товарищи для вас – товарищи по-настоящему, когда вас связывает с ними какое-то общее прошлое: окончили ли школу, институт, либо работали вместе, а старики помнят с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие-то трудности.
Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, – будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь – это не одномоментность существования. (Д.Лихачёв.)
Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»…
Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.
Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.
Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам, да и просто уважение к могилам предков. (Д.Лихачёв.)
Имеют ли вещи душу – всё-таки остаётся неясным, но ясно другое: душевное отношение хозяев к фамильным креслам, столам, бюро и т.д. вещи связаны тысячами воспоминаний с их прежними владельцами, с теми, кто ими просто пользовался. Вещи учреждений не менее замечательны в этом отношении, чем вещи фамильные.
Но вещи можно любить за их красоту, за то, что их делали мастера с любовью, тщательно, умно, с выдумкой, а иногда и улыбкой. (Д.Лихачёв.)
РОДИНА
Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.
Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.
Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мёртвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными вёснами выходят тёмные фиалки, синие подснежники.
Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые таятся в её глухих недрах.
Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима. И придают России неслыханную красоту, запечатлённую в русском искусстве. (Н.Рерих.)
Родина – это всё. Это ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, её лесов, закатов, морских побережий, наглаженных прибоями, пажитей деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от её лёгкого неба, её ветров, её людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к великим её городам, к заводам, шахтам, рудникам, создающим неслыханные богатства. Это ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не отдадим. (К.Паустовский.)
Любовь к Отчизне и любовь к людям – это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. Не забывай, юный гражданин, что в жизни твоей наступит момент, когда от тебя потребуются мужество, стойкость, готовность к такому напряжению всех физических и духовных сил, когда по одну сторону – радость, удовольствия, блага, а по другую – лишения, самопожертвования, даже смерть во имя жизни и счастья людей. Готовь себя к тому, чтобы в нужный момент подняться на вершину доблести – и победить. (В.Сухомлинский.)
Чувство Родины – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни и впечатления от всего увиденного понятие Отечества расширяют до границ всего государства. Но есть у каждой реки свой исток, маленький ключик, от которого всё начинается. И чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род – родник – Родина) прорастает, как всё большое, из малого зёрнышка. Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зелёный косогор с берёзами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне. Это могли быть копна сена за огородом и телок на привязи возле них. Могли быть те самые четыре сосны над равниной дорогой или городской двор… перечислять можно до бесконечности. Каждый, читающий эти строки, без труда вызовет в памяти что-то подобное. И не так уж сложно объяснить, почему всё это нам дорого. (В.Песков.)
Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков…
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной – есть постыдное равнодушие. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу.
Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.
(А.Пушкин)
Старая это истина, что «нет ничего сладостнее Отчизны». В самом деле, разве существует что-либо не только более приятное, но и более священное, более возвышенное, чем Родина. Ведь всему, что люди считают священным и исполненным высокого смысла, научила их Родина, ибо она даёт им жизнь, вскармливает и воспитывает их. Пусть многих восхищает могущество чужих городов, пышность строений, зато все любят Отечество. Многие наслаждались созерцанием бесчисленных чудес в чужих краях, но никто не был настолько обольщён их обилием, чтобы забыть Родину. (Лукиан.)
Человек должен с детства, со школы помнить, на какой земле он родился. Он должен помнить, что у него есть обязанности перед этой великой, красивейшей землёй в мире, которую зовут Родиной. Если ей будут угрожать смертельная опасность, он должен встать на её защиту и стоять, если нужно, насмерть.
Он должен помнить и чтить дела своих предков, которые не жалели жизни, защищая родную страну, родной язык, родной дом. (Н. Тихонов.)
СОВЕСТЬ И ЧЕСТЬ
Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир,
с которого сняты ордена, и внутри которого уже не бьется совестливое сердце.
Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.
(Д.Лихачёв.)
ХЛЕБ
Хлеб – чудеснейшее открытие человечества. Первому безымянному хлеборобу люди должны были бы поставить памятник, потому что, несмотря на многовековой прогресс, ничего более полезного и необходимого для человека не придумано. В наши дни «добывание» хлеба насущного - дело как будто весьма простое. Зашёл в булочную, окинул взглядом хлебные полки, выбрал нужное, заплатил деньги и ешь на здоровье. Но так ли всё просто?
Ведь это только потребителю хлеб достаётся легко. Тем же, кто его производит, он стоит тяжёлого труда, иссушающих заботой бессонных ночей, напряжения всех физических и духовных сил. Эта битва бескровна, но вдоволь орошена солёным потом хлеборобов. Для них хлеб не только конечный продукт, но и личная гордость, достоинство, радость и боль. Так можем ли мы не жалеть, не беречь, бездумно бросать на ветер то, что даёт всем нам здоровье и силу, богатство и уверенность в завтрашнем дне? Хлеб – дело жизни каждого из нас, и обращаться с ним должно на ВЫ. (В. Ткаченко.)
Хлеб – гениальное изобретение человечества. Сколько ни думай, лучше хлеба не придумаешь. У хлеба нет и не может быть конкурентов, никакая другая еда не выдерживает сравнения с хлебом.
Но хлеб не только продукт питания, это – освещённый веками символ родной земли, символ труда, доброты, дружбы. Его именем люди клялись, краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу как благословение. Хлебом и солью до сих пор русские люди встречают и провожают дорогого, любимого человека, которому желают оказать почтение. (К. Барыкин.)
Много раз за свою жизнь приходилось мне есть первый хлеб нового урожая. Ни с чем не сравним его сладковатый привкус и необыкновенный дух. Пахнет он солнцем, молодой соломой и хлебным дымом.
Я благословила хлеб и, когда откусила от ломтя, ощутила во рту вроде бы какой-то незнакомый вкус и запах. Это был запах комбайнерских рук – свежего зерна, нагретого железа и керосина. Я брала новые ломти, и все они припахивали керосином, но никогда не ела я такого вкусного хлеба. Потому что это был сыновний хлеб. Его держал в своих комбайнерских руках мой сын. Это был народный хлеб. Его растил мой сын вместе с теми, кто был с ним на полевом стане. Святой хлеб! Сердце моё переполнилось гордостью за сына, но об этом никто не знал. И я подумала в ту минуту о том, что материнское счастье идёт от народного счастья, как стебель от корней. Нет материнской судьбы без народной судьбы. (Ч.Айтматов.)
«Без хлеба нет песен». Это только одна из многих пословиц о хлебе. В нашем языке сотни тысяч слов. Если подумать, что стоит за каждым из них, слово «хлеб» надо поставить на самое первое место. Древнейшая профессия на земле – хлебопашец. В египетской гробнице, простоявшей три с половиной тысячи лет, был найден печёный хлеб. Кусок окаменевшего хлеба хранится в музее Цюриха. Его нашли археологи в иле древнего озера. Шесть тысяч лет назад был испечён этот хлеб.
Хлеб! Нет на земле важнее работы, чем вовремя взять у земли поспевшие зёрна.
(В. Песков.)
ХОРОШИЕ МАНЕРЫ
Будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы. Но ложь всегда выдает себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже – вы смешны.
Не будьте смешны! Правдивость же красива, даже если вы признаетесь, что обманули перед тем по какому-либо случаю, и объясните, почему это сделали. Этим вы исправите положение. Вас будут уважать, и вы покажете свой ум.
Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и поведении – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным «содержанием». (Д.Лихачёв.)
Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям.
Во-первых, они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…
Во-вторых, они сострадательны… Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…
В-третьих, они уважают чужую собственность…
В-четвёртых, они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, ка дома, не пускают пыли в глаза… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают…Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат. (А.Чехов.)
Влияния бывают и хорошие и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний следует опасаться. Потому что человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддается дурным влияниям. Бойтесь безотчетных влияний: особенно если вы еще не умеете точно, четко отличить хорошее от плохого, если вам нравятся похвалы и одобрения своих товарищей, какими бы эти похвалы и одобрения ни были: лишь бы хвалили. (Д.Лихачёв.)
В основе всех хороших манер лежит забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол – опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. ( Д.Лихачёв.)
Основы дурных манер лежат, как правило, во взглядах человека. Что же это за основы? Во-первых, заниженное представление о своих обязанностях. Нетребовательность общества поселила во многих неустойчивых душах убеждение, что «всё сойдёт». Во-вторых, притупление чувства справедливости. Понятие о справедливости возникает у человека в самом раннем возрасте, если его терпеливо и заботливо воспитывать. Прежде всего он приучается к мысли, что не имеет никаких привилегий, никаких преимуществ, привыкает ставить себя мысленно на место соседа и с этих позиций оценивать свои поступки.
Итак, два очень важных вывода следует сделать каждому молодому человеку. Первое: любезное отношение к окружающим не вызывает никаких дополнительных расходов, не изнуряет его непосильными трудами. Второе: человек, научившийся хорошо общаться со своими близкими, не только доставляет им радость, но и сам получает от своего поведения громадное удовольствие.
Таким образом, хорошие манеры и правильно выбранное поведение не только большой вклад человека в общество. Этот вклад приносит самому вкладчику ценнейший в мире доход – хорошее расположение духа и оптимистическое настроение.
(М. Каранцева.)
ЧТЕНИЕ
Для чего люди читают? Очевидно, можно выделить три причины, побуждающие людей к чтению. Во-первых, они читают для овладения какой-нибудь специальностью. Во-вторых, читают, чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному. Наконец, мы читаем, чтобы получить информацию об окружающем нас мире.
Правда, может быть есть и ещё одна причина – «убить время». К сожалению, есть ещё люди, которые не знают, куда себя деть. Таким образом, чтение может приносить огромную пользу. Но может и не оставить заметного следа в уме и сердце человека. Всё дело в умении читать. («Наука и жизнь».)
Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.
Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам со страниц любимых книг. Что скрыто в них?
Читайте не торопясь, чтобы не потерять ни одной капли драгоценного содержания книг. Человек, глотающий книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир.
(К. Паустовский.)
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна охватить все сферы активной деятельности, духовной жизни детей – труд, игру, общение с природой, музыку, творчество. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение как одну из сфер духовной жизни ребёнка. Ребёнок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствовал красоты слова, прочитанного в книге. Путь к сердцу и сознанию ребёнка идёт с двух сторон, с первого взгляда как будто бы противоположных: от книг, от прочитанного слова к устной речи и от живого, уже вошедшего в духовный мир ребёнка слова, к книге, к чтению, к написанию. (В. Сухомлинский.)
ЭКОЛОГИЯ
Охрану природы я считаю делом святым. Это сохранение и умножение богатств Родины.
Призыв об охране природы лесов должен быть обращён прежде всего именно к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. Чем раньше молодёжь примется за это дело, тем больше накопится зелёного добра ко времени её вступления в полноправное наследство. Живое дерево есть капитал, который множится с каждым часом. Разведение лесов – это мудрая работа впрок, в будущее… Свою любовь к родине мало только декларировать, её, кроме того, надо претворять в живые дела.
Оглянись вокруг себя, молодой человек. Всё, что ты видишь соткано, сложено из пламенной любви твоих предков, твоих старшин сограждан к Отечеству. Любовь к родине надо воспитывать с любви к родной природе.
Дорогие юные друзья! Думы о зелени – думы о будущем. Всё, чему радуется наш глаз, есть огромная копилка предков. Преемственность – одна из основ прогресса.
И пусть первые два деревца на школьном дворе или вашего дома будут посажены в честь вашей любимой Родины. Берегите и хольте эти деревца, чтобы в полную силу развились они под вашим окном. ( Л.Леонов.)
«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!» (М.Пришвин.)
«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недруга. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству». (Л. Леонов.)
Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными. Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранять также ту окружающую нас природу, которая дает человеку возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила окружающей природы хорошо известна. (Д.Лихачёв.)
Всё, что окружает нас,- от земной травинки, малой, беззащитной птахи, таёжного зверька, хлебного поля, неба, дающего нам возможность дышать, солнца, согревающего нас,- всё-всё есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек – дитя природы и, как дитя родное, должен относиться к своей матери Земле, ибо мы её сердце живое и она в нашем сердце жива и вечна, без неё нам не прожить.
Земля уже нуждается в нашей помощи. Нам, людям, уже пора не только рубить, а и садить, нам уже не надо хвастаться тем, что мы – покорители природы, нам пора называться хозяевами своей земли. (В.Астафьев.)
Я давно заметил одно печальное обстоятельство: нынешнее оскудение природы отнюдь не повысило в людях ответственности за доверенный им мир, не сделало их добрее, бережнее к меньшим братьям и к зелёной жизни. Никого не смущает, что ромашки попали в число подлежащих охране, то есть исчезающих растений. Это наша-то русская ромашка, ещё недавно крывшая бело-золотым ковром поляны и луга! Но, попав на природу, люди по-прежнему спокойно собирают их в букеты, плетут ромашковые венки, а по весне обрывают ландыши и ночные фиалки, а ведь с ними дело обстоит ещё хуже, нежели с ромашками. И хоть бы кто задумался: а что останется нашим детям, не говоря уже о внуках? Поля без ромашек, поля без благоуханных ландышей – пустой, лишённый всякой красоты и аромата, голый мир. Нет, похоже, все озабочены одним: побольше бы урвать сегодня, пока ещё цветут какие-то цветочки, что-то летает в небе, что-то плавает в воде. Слепая браконьерья жадность владеет душами. (Ю.Нагибин.)
ЯЗЫК И РЕЧЬ
Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Язык каждого, пусть даже самого малочисленного народа,– это целый мир, полный прелести и волшебства… ( К. Кулиев.)
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. (Академик В.В.Виноградов.)
Русский язык принёс нам из далёких времён редкий подарок – «Слово о полку Игореве», его степную ширь и горечь, трепет синих зарниц. Звоны мечей.
Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого русского человека. Он был гневным и праздничным, ласковым и разящим. Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев, томительно звучал в стихах Пушкина, гудел, «как колокол на башне вечевой», у Лермонтова, рисовал громадные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова, был громоподобен в устах Маяковского, прост и строг в раздумьях Горького, колдовскими напевами звенел в строфах Блока.
Нужны, конечно, целые книги, чтобы рассказывать о всём великолепии, красоте, неслыханной щедрости нашего действительно волшебного языка. (К.Паустовский.)
Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух, физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы, - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Вот почему лучшее и даже единственное средство проникнуть в характер народа – усвоить его язык. ( К.Ушинский.)
У автора должно быть особое чувство родного языка, и это, по-моему, достигается постоянным и любовным чтением образцов. Но при наличии таланта это чувство меры является само собой.
Имейте в виду, что талант – это есть то же самое, что в природе называется землёю. Я лично держусь этой аналогии и поведение своё в отношении таланта организую подобно земледельцу, который трудится над обработкой земли, но благодарная земля, конечно, рождает сама. (М.Пришвин.)
Богатства русского языка неизмеримы. Они просто ошеломляют. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения, подобно тому как каждое слово неотделимо от понятия, которое оно передаёт. Так и русский язык неотделим от духовной сущности русского народа и от его истории. Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучания почти всех языков мира. (К.Паустовский.)
Ничего более русского, чем язык, у нас нет. Мы пользуемся им так же естественно, как пьём или дышим. В глубине 20 века, в которой мы находимся, слово «пользоваться» становится всё более безнравственным, если не преступным. Воздухом равно дышат люди бедные и богатые, разных убеждений, возрастов, национальностей и вероисповеданий. Бесплатность его никогда не обсуждалось до нашего времени. Но воздух оказался не бесплатен в перспективе. Сознание современного человека трещит, осложнённое теперь ещё и экологическими проблемами. Но перестроиться всё ещё не может. Воздух, вода, земля…какой бесполезной вещью может оказаться однажды бриллиант.
Язык – тот же океан. Как бы ни были обширны и глубоки и тот, и другой, в них трудно добавить хоть каплю, хоть слово. Всего этого столько, сколько есть. Но – не больше. (А.Битов.)