Rapidstresser the bestIP booter / Stresser of 2021
Испанский феодализм стал спорной проблемой в исторической литературе еще в XIX в. Так, Антонио де ла Эскосура и Хевиа в своей работе, опубликованной в 1856 г., полемизируя с испанскими историками, в частности с Ф. Мартинесом, отрицавшими существование феодализма на Пиренейском полуострове, доказывали, что Кастилия не являлась исключением в средневековой Европе.
Сторонниками факта существования феодализма в Испании, в частности в Леоне и Кастилии, были также испанские историки XIX в. Ф. Карденас, Т. Муньос‑и‑Ромеро.
В нынешнее время в пользу тезиса о наличии феодализма в Астурии, Леоне и Кастилии в средние века высказывались такие историки, как А. Баллестерос, А. Феррари.
Испания занимает самый большой полуостров Европы – Пиренейский. Полуостров выделяется своим крайне западным положением в Европе он находится на кратчайшем морском пути, связывающем Европу с Америкой, – и сильно выдвинут на юг. От Африки Испания отделена лишь Гибралтарским проливом шириной в 12 км, что сыграло ощутимую роль для Испании во втором десятилетии VIII в., когда началась конкиста‑завоевание страны арабами, переправившимися сюда из Северной Африки.
Характерной особенностью Испании является горный рельеф. В этом отношении Испания уступает в Европе лишь Швейцарии. Около 9/10 поверхности страны – это горы и плоскогорья. Самое обширное в Европе плоскогорье Месета занимает центральные и западные области полуострова. Наиболее значительные горные цепи Пиренеи, отделяющие Испанию от Франции; Кантабрийские горы на северной окраине Месеты; Центральная Кордильера (Кастильские горы), которая делит Месету на две части: северную – Старо‑Кастильское плоскогорье и южную – Ново‑Кастильское плоскогорье; Иберийские горы, ограничивающие Месету с востока; Андалузские (Бетские) горы, отделенные рекой Хукар от Иберийских гор. Две главные цепи Каталонских гор, береговая и внутренняя, тянутся параллельно берегу Средиземного моря, разделенные широкой Каталонской долиной.
Древнейшими поселенцами на полуострове были иберы. Затем сюда проникли кельты, которые частично слились с иберами, образовав народ, получивший наименование кельтиберов. Вопрос о времени проникновения кельтов в Испанию остается спорным; считают, что это произошло в VI–IV вв. – до н. э. или даже еще раньше. Кельты остались преобладающим этническим элементом в северных областях полуострова – в Галисии и долине Дуэро. В горных районах восточной Месеты кельты или кельтизироваиные индоевропейцы смешались с иберами.
Кельтизация полуострова сказалась даже на юге, где, по сообщениям финикийцев и греков, было основано древнейшее в этой стране политическое образование – Тартесс.
В конце 2‑го тысячелетия до н. э. в Испании осуществляют колонизацию финикийцы. В VII в. до н. э. начинаются торговые сношения между греками и народами Испании. Финикийские и греческие колонии в Испании имели известное культурное влияние на ее жителей, но не оказали существенного влияния на антропологическую структуру населения. То Же самое можно сказать о карфагенянах, начавших завоевание полуострова в III в. до н. э.
В III в. до н. э. Испания стала объектом ожесточенной борьбы между Карфагеном и Римом. Воюющие державы привлекали на свою сторону испанские племена. Поражение Карфагена во 2‑й Пунической войне открыло римлянам возможность осуществить завоевание полуострова. Понадобилось, однако, более двух столетий для того, чтобы сломить сопротивление испанских племен и утвердить римское господство. Успеху завоевательных походов римлян сопутствовала колонизация. В ней участвовали, помимо солдат, также крестьяне и торговцы. Римляне занимали города, существовавшие уже ранее, или основывали новые. Особенно интенсивно они осуществляли колонизацию Южной Испании и Тарраконского побережья. Центральные области Месеты и северо‑западная часть полуострова были мало затронуты колонизацией.
В 212 г., согласно эдикту Каракаллы, население Испании приобрело права римского гражданства. При римском императоре Диоклетиане страна представляла собой диоцез, входивший в Галльскую префектуру. Она делилась на пять провинций: Бетику, Лузитанию, Тарракон, Картахену и Галисию.
В 409 г. из Галлии в Испанию (через Пиренеи) прорвались вандалы, аланы и свевы. Не встречая серьезного отпора со стороны имперских войск, вандалы‑асдинги и свевы опустошали Галисию, вандалы‑силинги – Бетику, аланы – Лузитанию и Картахену. В 414 г. на испанскую территорию вступили вестготы. Заключив в 418 г. мир с империей, вестготский король Валия от имени империи воевал против вандалов и свевов. Но центр Вестготского королевства находился в Аквитании. В 429 г. – вандалы и аланы, оставив Испанию, ушли в Северную Африку. Свевы расширили свои владения на полуострове, захватив ее западные области и Картахену. При короле Эйрихе (466–484) Вестготское королевство значительно расширило свои владения на полуострове. Однако области басков и кантабров сохранили, свою независимость. Бетика на юге оставалась самостоятельной областью (под властью испано‑римских магнатов).
В 507 г. Вестготское королевство, потерпев поражение в войне с франками, утратило почти всю свою территорию в Галлии (за исключением Септимании). Центр королевства вестготов переместился в Испанию, произошло массовое переселение готов на полуостров. В 554 г., воспользовавшись внутренними усобицами в Вестготском королевстве, на полуостров высадились византийцы и заняли юго‑восточные области страны. При короле Леовигильде (568–586) вестготы отняли у византийцев часть оккупированной ими территории, в том числе Кордову и Медину‑Сидонию, завоевали Свевское королевство. К началу VII в. византийцы были вытеснены из Испании.
Христианские королевства Пиренейского полуострова были теснейшим образом связаны в своих судьбах с арабской Испанией. На протяжении всего рассматриваемого периода между государствами севера Испании и Кордовским эмиратом (позднее халифатом), государствами тайфа (см. ниже), политическими образованиями альморавидов и альмохадов велись войны, а также осуществлялись торговые и культурные связи. Важное значение имели миграции: массовое переселение из арабских государств арабизированного христианского населения – мосарабов на север, в Леон и Кастилию, уход части мусульманского населения на юг по мере продвижения в глубь полуострова войск христианских государств. Еще более важно другое обстоятельство. Отвоевывая у арабов все новые территории, Леон и Кастилия тем самым включали в свой состав многочисленное христианское и мусульманское население арабской Испании. В социальную структуру христианских королевств внедрялись элементы структуры мусульманских государств. Поэтому необходимо, хотя бы кратко, охарактеризовать основные черты общественного развития той части полуострова, которая с VIII в. была под властью арабов.
К 714 г. почти весь полуостров оказался в руках мусульман. Однако на севере страны образовались небольшие очаги сопротивления. В Астурии местные жители вместе с готами, возглавляемые Пелайо, знатным готом, оказали арабам сопротивление в районе Пикос де Эуропа. Согласно испанским источникам, они нанесли поражение арабскому отряду в долине Ковадонга. Резиденцией Пелайо, избранного, по преданию, королем, был Кангас де Онис (к востоку от Овьедо). Благоприятные условия сопротивления в горной местности, традиционное стремление астурийцев, басков и кантабров к независимости, а также слабая заинтересованность арабов в этих бедных районах помогли уцелеть новым политическим образованиям.
При короле Альфонсе I (739–757) Астурия расширила свои владения. Альфонс I на западе присоединил Галисию, на востоке захватил Алаву и Риоха. Он завладел Леоном, Амайей и рядом других городов. Альфонс I сумел использовать в своих целях внутреннюю борьбу в эмирате – восстание берберов против арабов, а также голод, который побуждал мусульман отхлынуть к центру и югу полуострова.
Источники по истории социально‑экономического строя Астуро‑Леонского королевства в первый период его существования весьма скудны и почти не содержат данных по указанной проблеме. Самые ранние из них написаны в X в. Лишь единичные грамоты, относящиеся к VIII в., являются подлинными. Хартии вольностей – фуэрос, которые жаловались городам и населенным пунктам, освещают порядки более позднего периода. Очень немногие из них относятся к IX–X вв. Можно считать, что такой ценный памятник, как фуэро Леона, утвержденное в самом начале XI в., отражает отношения, характерные и для X в. Арабские источники содержат сведения в основном о политической и военной истории христианских государств. Поэтому ряд важных сторон социального строя данного периода остается неосвещенным.
Из источников видно, что мелкая земельная собственность, как казалось, пришедшая в полный упадок к концу VII – началу VIII в., возродилась в Астуро‑Леонском королевстве. Грамоты, касающиеся отчуждения земли, свидетельствуют о наличии в Астурии, Галисии, Леоне и особенно в Кастилии значительного слоя свободных крестьян, которые распоряжаются своими владениями, продают их, дарят, обменивают. Характер сделок позволяет предположить, что речь идет о мелких собственниках. Отчуждаются, как правило, мелкие наделы порой за совершенно незначительную плату (2–3 солида деньгами или 1–2 головы мелкого скота). В описании отчуждаемого участка нередко указывается, что он граничит с двух‑трех сторон. с участками других крестьян – соседей. В то же время это – наследственное владение, полученное, как иногда отмечается в грамоте, от отца и деда.
В этот период существовали свободные крестьянские общины, игравшие самостоятельную роль в хозяйственной жизни и юридически признававшиеся государством. В фуэрос X – начала XI в. перед нами выступают деревни (villae ingenuae, бегетрий), обитатели которых обладают всеми правами свободных людей. Следует учесть, что в Испании этого периода, как и в других странах Западной Европы, термин «villa» приобретает двоякое значение. В некоторых случаях он по‑прежнему обозначает крупное имение.
В это время складывается институт, получивший наименование прессуры (pressura) – занятие пустующей, оставшейся без хозяина земли с целью ее расчистки и обработки. Прессура могла носить индивидуальный характер, когда поселенцы являлись на новые земли отдельными семьями. Так, в одной из грамот от 757 г. говорится о поселенце, который, явившись из мусульманской Испании в Галисию, «как и другие свободные люди по велению короля Альфонса», поднимает с сыновьями целину и основывает виллу и наследственные владения близ Луго.
Нередко такие заимки осуществлялись группами земледельцев, получивших специальные поселенные грамоты от королей и графов (cartas pueblas). Такие группы семей, именовавшиеся sortitores или sodales, были связаны совместной обработкой земли. Прессура не могла осуществляться ни на общинных, ни на частных землях, а лишь на запустевших и не имевших собственников пространствах.
В специальной литературе высказывались различные мнения относительно форм земельной собственности в средневековой Испании. Для большинства современных испанских историков аграрный строй Астуро‑Леонского королевства характеризуется господством римского принципа частной собственности на землю. Но некоторые исследователи подчеркивали наличие деревенской общины. Еще в 1883 г. русский медиевист И. В. Лучицкий в своей работе «Поземельная община в Пиренеях» показал существование общинных форм владения землей в этой части полуострова. В 1898 г. испанский историк И. Коста опубликовал свой труд «Еl Colectivismo agrario en Espana», в котором собрал данные о деревенской общине на всей территории Испании. Работа Коста не утратила своего значения до настоящего времени, но она носит односторонний характер. Подчеркивая роль общины и коллективных форм землевладения, Коста не учел данные об индивидуальных частновладельческих формах хозяйства.
Между тем, рассматривая характерные для астуро‑леонской деревни в IX–X вв. формы собственности, семейную организацию и общинное устройство, мы обнаруживаем разнородные элементы. Принципы индивидуального землевладения и частной собственности на землю сочетаются с общинными формами земельной собственности и землепользования.
В документах данного периода редко применяются специальные термины для обозначения слоя зависимых крестьян. Обычно употребляется расплывчатое выражение homines , которое может иметь в виду не только мелких свободных держателей в крупных имениях, но и сервов. Редко встречается слово tributarii, пережиток испано‑римской и вестготской терминологии. Но к X в. входят в употребление термины хуньорес (juniores) – на территории северного Леона и Галисии, колласос (collazos) – между Дуэро и Тахо.
Среди хуньорес различались две категории: хуньорес де эредад (de heredad) и хуньорес де кабеса (de саbeza). Первые считались свободными, вторые – людьми, принадлежавшими сеньорам. Колласос обычно относят к той же категории, что и хуньорес де эредад, хотя иногда высказывается предположение, что они скорее близки по своему статусу к хуньорес де кабеса.
Хуньорес и колласос сидели на чужой земле и выполняли определенные повинности. Оброк, который они вносили, именовался tributum , а со второй половины X в. – инфурсьон (infurcion).
Рабы в Астуро‑Леонском королевстве играли существенную роль в хозяйстве, хотя не столь большую, как в готский период. В наибольшей мере рабство сохранило свое значение в Галисии и Португалии, в меньшей степени – в Астурии и Леоне и вовсе было незначительно в Кастилии. В грамотах нередко отмечается наличие в вотчинах рабов. Их наименования различны. Наиболее употребительные – servi, familia, criatio, mancipia , иногда – plebs, homines. Рабы мусульманского происхождения выделялись особо – siervos ismaelitas или mauros.
Использовались рабы большей частью путем предоставления им земельных наделов (что обычно Для позднеримской эпохи), Такие рабы обозначаются в ряде случаев термином servi casati. Они вносили оброк (tributum) и находились в подчинении (obsequium) у своих господ. Часть рабов не имела земельных наделов и несла службы в домене и в господском дворе.
В источниках рассматриваемого периода мало сведений о каких‑либо разрядах свободного населения. В памятниках IX в. говорится о служилой знати. Ее представители обозначаются как seniores, potestates. Епископы и светские сеньоры окружены так называемыми gasalianos. Встречается также термин fideles – «верные», как именовались свободные, коммендировавшиеся королям и магнатам и в готскую эпоху. В то же время упоминаются pauperes, которые пользуются милостыней со стороны церквей. В X в. для обозначения служилой знати, а также высшего духовенства употребляется термин magnati. Им противопоставляются люди среднего достатка – mediocres и «низшие» – irifimi. Среди сельского населения различаются «малые» и «большие» люди.
Каких‑либо сведений о правовых различиях в статусе этих групп мы не обнаруживаем. По‑видимому, отсутствие такой правовой градации среди свободных в источниках объясняется не только неполнотой последних, но главным образом некоторым упрощением социальной структуры, ростом численности мелких аллодистов.
Бегетриями назывались в Кастилии деревни, группы крестьян – свободных земледельцев, которые пользовались привилегией избирать себе сеньора, произвольно или из определенного рода. Бегетрией иногда именовалось само право свободного выбора сеньора, предоставляемое отдельным лицам.
Термин. бегетрия (behetria) распространяется, однако, в более позднее время. В рассматриваемый период этот институт существует в форме коммендации. В Леоне и Кастилии она известна под именем benefactoria (от bene facere – делать добро). Отсюда позднее – benfetria и behetria. В Галисии этот же институт коммендации выступает под именем incommuniatio.
По поводу характера данного института высказывались различные взгляды. В свое время распространилось мнение, будто институт бегетрий порожден Реконкистой. Такой точки зрения придерживался, в частности, Ф. Карденас. И. В. Лучицкий, оспаривая это положение, отмстил, что бегетрий существовали и в таких местностях, которые не были завоеваны арабами, и они были обыденным явлением уже в VIII–IX вв.
Вотчине (mandatio, villa) Астуро‑Леонского королевства присущи основные черты крупного имения других западноевропейских стран эпохи раннего средневековья. Вся территория вотчины делилась, как правило, на две части: домен (corte, quintana, coto) и наделы держателей (solares, sernas, portiones, casata). В обработке домена участвовали дворовые сервы и держатели, выполнявшие отработочные повинности. Держания обычно не компактны, а разбросаны. В их состав входили и пахотные земли, и леса, и луга. В то же время астуро‑леонская вилла несколько отличалась от вотчины, считающейся классической. Как и в некоторых других странах Средиземноморья, господская часть виллы здесь была незначительной. В ряде случаев вотчины, особенно в горных районах (например, хозяйство монастыря Сан‑Миллан де Коголла в Риохе), носили скотоводческий характер.
Наделы предоставлялись сервам и мелким держателям, хуньорес, колласос. Повинности тех и других были различными, сервы несли более обременительные службы. В некоторых вотчинах различались участки свободных и несвободных земледельцев. Первым предоставлялись solares, вторым – casatos . Иногда за частью сервов закреплялись наследственно определенные службы. Так, в документах епископства Овьедо говорится о наделах, держатели которых несут службы – в качестве пекарей, плотников, проводят каналы, делают изгороди. Сервы, находившиеся в вилле, очевидно, выполняли и полевую барщину.
Как отмечалось выше, конкиста сыграла негативную роль в судьбе городов на севере полуострова. Многие из них были полностью разрушены, городская жизнь, казалось, заглохла в этой части страны.
Однако ознакомление с памятниками рассматриваемого периода позволяет установить, что понятие «город» не исчезло в сознании современников. Для жителей Галисии, Астурии и Леона того времени «город» – это живой институт. В источниках различаются «деревни» (vici), «укрепленные пункты» (castella) и «города» (civitates, urbes). Упоминаются «пригороды» (suburbia).
Первые же успехи в отвоевании территории у мусульман сопровождались основанием новых и восстановлением некоторых старых городов. Графы Кастилии в начале IX в. закладывают крепости Кастросьерру, Фриас, Панкорбо, Лантарон, Бурадои. Граф Муньо Нуньес в 824 г. основывает Браносьерру, Ордоньо I заселяет города Леон, Асторгу, Туй и Амаю. В 865 г. возникает Бургос. Альфонс III заселяет Самору, Дуэнью и Симанку. В 882 г. строится крепость Кастрохерис. Альфонс III включает в состав королевства города Брагу, Порто, Торо, а Фернаы Гонсалес – Сепульведу.
Небольшое политическое образование, возникшее н. а севере полуострова после мусульманского завоевания, вместе с социальными института миг Вестготской монархии унаследовало также и ее политические учреждения. В ходе исторического развития и те и другие претерпевали изменения. О политической структуре Астурии VIII в. имеется мало сведений. Можно предположить, что государственный аппарат в эту эпоху был более примитивным, чем в готское время. Центральный аппарат представляли король и находившиеся при нем «верные» и клирики, а на местах – графы (comites) и судьи (iudices).
О политическом строе Астуро‑Леонского королевства мы располагаем большей информацией.
Королевство делилось на территориальные округа, которые назывались провинциями или территориями. Употреблялись также наименования mandacio, commisso. Возглавляли такие округа графы, обладавшие административной, судебной и военной властью. Упоминаются в качестве должностных лиц, управлявших отдельными территориями, также судьи, principes terrae, роtestates. Округа нередко создавались в соответствии с естественными условиями: округ мог состоять из небольшой ограниченной местности, например одной долины.
О иерархии указанных должностных лиц нет определенных данных. Возможно, судьи играли при графах вспомогательную роль. Высказывалось также предположение, что графы управляли наиболее обширными и важными округами. Четкость в системе административного деления и иерархии должностей отсутствовала. Графы стремились передавать свои должности сыновьям, и короли иногда назначали вместо умерших графов их детей. Но наследственность графских должностей в Астуро‑Леонском королевстве, в отличие от Каролингской монархии, официально не установилась. Титул графа становился пожизненным, но короли свободно назначали, смещали и переводили графов из одного округа в другой.
При оценке хозяйственного развития Леона и Кастилии в XI–XIII вв. следует учитывать, что в результате Реконкисты произошло резкое изменение территориального состава данных государств. Леон и Кастилия теперь присоединяли к своим владениям не опустошенные земли, а районы более плодородные, чем горные местности севера. Эти новые области по уровню экономического развития превосходили Астурию, Галисию и Леон, а также Старую Кастилию.
К XIII в. арабы утратили наиболее крупные города Аль‑Андалуза – Кордову, Мурсию, Севилью.
Результатом Реконкисты к XIII в. явилась встреча сельской христианской Испании с городской мусульманской Испанией. Суть заключалась не просто в завоевании, а в глубоких демографических сдвигах, колонизации завоеванных территорий выходцами из Леона и Старой Кастилии и в переселении масс военнопленных из Аль‑Андалуза на север. Отсюда понятно, сколь значительное влияние на развитие производства оказала Реконкиста.
В процессе Реконкисты происходила дальнейшая колонизация приобретенных земель. Главным объектом колонизации теперь была Нижняя Месета. В XI – первой половине XII в. имело место заселение зоны между Дуэро и Тахо, во второй половине XII в. – первой половине XIII в. – области Гвадианы.
Решающее значение для начала нового этапа колонизации имело завоевание мусульманского государства Толедо. После этого стало возможным освоение кастильской Эстремадуры (долины нижнего течения Дуэро), долины Тахо вплоть до верхнего Хукара и Ла Манчи. Восточная окраина кастильской Эстремадуры заселялась в основном в начале XII в. преимущественно выходцами из Наварры, Риохи и Арагона. Король Арагона Альфонс I колонизовал район Сории, Берлянги, Альмазана и Бельорадо.
В ходе колонизации Эстремадуры возник ряд консехос – Медина, Куэлляр, Ольмедо, Аревалло, Кока, Сепульведа. Названные консехос пополняли выходцы из Паленсии, Вальядолида, Бургоса, Риохи. Южнее в начале XII в. были основаны Авила и Сеговия (также в форме консехос). Здесь в колонизации участвовали кастильцы и французы, а также выходцы из Галисии и Наварры.
Для леонской и кастильской деревни в это время, как и прежде, характерно наличие ряда категорий крестьян несобственников. Сохраняется еще слой сервов, в положении которых не произошло существенных изменений.
Юридический памятник XIII в. «Сиете партидас» свидетельствует о сохранении ряда основных норм римского и вестготского права о рабах; «сеньор имеет полную власть над своим сервом, чтобы делать с ним все, что ему будет угодно»; рабство характеризуется как наиболее презренная и низкая вещь, какая только может быть среди людей. Все имущество серва по‑прежнему формально считалось собственностью его сеньора. Большая часть сервов имела земельные наделы. Отсюда наименование casati. Продавать свой надел, как и прежде, они не могли, но имели право дарить церкви одну пятую часть своего имущества. Самих сервов отчуждали иногда и без земли.
В рассматриваемый период существовали прежние бегетрий и возникали новые. Источники пополнения числа бегетрий были различны. Иногда члены королевского дома и сеньоры предоставляли права бегетрий населению подвластных им селений. Так, в 1104 г. граф Гарема Ордоньес и его мать Уррака пожаловали жителям Фреснилло права бегетрий: «… и вы не станете вступать в споры и совершать разделы, но будете иметь бегетрию в ваших делах от наших детей и внуков или от кого захотите…» Такой же примерно характер носят фуэро Эскалоны, Св. Киприана и др. В 1181 г. король Фернандо II дарит церкви Асторга бегетрию Валькавадо, со всеми повинностями, которые лежат на ней. Иногда сеньор, жалуя грамотой статус бегетрий своим крестьянам, сохранял за собой право быть пожизненно их патроном. Крестьяне лишь после его смерти получали возможность свободно избирать сеньоров. В некоторых случаях сеньоры, отпуская на волю своих рабов, предоставляли им статус бегетрий. Такой характер носит, например, грамота бегетрий, пожалованная в 1228 г. Альфонсом IX сервам селения Сьерра де Агиар.
В XI–XIII вв. продолжался рост крупного землевладения. Этому не препятствовало сохранение на данной территории (особенно в Кастилии) значительного слоя свободного крестьянства. С одной стороны, огромные пространства, завоеванные во время Реконкисты, являлись мощным резервом, который использовался короной для расширения – земельных владений светских магнатов и церковных корпораций, с другой – значительная часть свободных крестьян постепенно втягивалась в орбиту влияния крупной вотчины, способствуя тем самым ее росту.
Картулярии ряда церквей и монастырей, расположенных на старых землях королевства (в Галисии, Леоне, Сантандере), в частности Овьедо, Хувии, Саагуна, св. Торибия, Оньи, показывают, что основная масса дарений поступала от королей, светской знати и духовенства. Но и в Леоне еще в XI в. были свободные деревни и свободные мелкие собственники. Некоторые же монастыри, как, например, Карденья в Кастилии, еще в XI в. расширяли свои владения в значительной степени за счет мелких собственников.
Класс феодальных землевладельцев, находившийся в VIII–X вв. еще в стадии становления, теперь окончательно оформляется и приобретает черты привилегированного сословия. (Представители знати (mobleza) занимали ведущее экономическое положение в стране. Им принадлежали крупные земельные владения (на правах собственности или ленного пожалования), большие стада скота; они имели деревни свободных и зависимых крестьян, вильи, церкви.
В руках высшего слоя знати – ключевые посты дворцового управления, местной администрации, командные должности в войске. Низший слой знати участвовал в муниципальном управлении. К светским магнатам тесно примыкало духовенство. Основные привилегии знатных распространялись и на клириков.
Знать не представляла собой однородного социального класса. Для обозначения высшего разряда знатных с XII в. употребляется термин рикос омбрес (ricos hombres) вместо прежнего magnates. Низший разряд знати – это инфансоны, идальгос, а также кабальерос.
Для многих зарубежных исследователей проблема ленных отношений и иммунитета является определяющей при рассмотрении специфики исторического развития Испании в средние века. Для историков‑марксистов иерархическая структура земельной собственности – один из признаков сложившегося феодализма. К. Маркс отмечал, что «иерархия есть идеальная форма феодализма». Но эта структура может быть выражена в различных формах и развита в неодинаковой степени.
Феод в том виде, в котором он сложился во Франции в Х – XI вв., не является неотъемлемым признаком всякого феодального общества. Но вопрос о характере внутриклассовых феодальных связей в Леоне и Кастилии важен для суждения об уровне развития и. своеобразии феодальных отношений в этой части Испании.
Рост привилегий крупных землевладельцев в Леоне и Кастилии выражался в дальнейшем развитии институтов иммунитета и энкомьенды. Иммунитеты с XI в. становятся более многочисленными и обширными. Они касаются всегда земель, а не тех или иных лиц. Иммунитеты предоставляются не только на те земли, которые в данное время принадлежат тому или иному сеньору, но и на владения, которые он приобретает в будущем. Такова, например, иммунитетная грамота, предоставленная Сиду в 1075 году Альфонсом VI.
Обычно доходы, поступавшие королю с данных земель (за некоторыми исключениями), переходили теперь к иммунисту. Ему принадлежала юрисдикция по отношению к населению иммунитетных владений. Он назначал своих должностных лиц – меринос, предоставлял отдельным деревням фуэрос, набирал войско и вел его под своим знаменем в военный поход. Сеньор мог отчуждать полученный им иммунитет. Земли, на которые был предоставлен иммунитет, сохраняли его и тогда, когда они переходили к другим лицам.
В исторической литературе нередко высказывается положение об исключительно важной роли городов в процессе Реконкисты и колонизации Новой Кастилии и Эстремадуры. К. Санчес‑Альборнос писал о «колоссальной силе консехос Кастилии» при Альфонсе XI, не имеющей себе равной ни в Испании, ни в Европе, о «свободах демократии в Кастилии». В то же время К. Санчес‑Альборнос, Л. Вальдеавелльяно и другие испанские историки отмечали слабость бюргерства в Кастилии, незавершенность его развития, по сравнению с западноевропейским городским сословием. Немецкий исследователь Г. Амман утверждает, что Испания (включая Кастилию) в хозяйственном развитии «шла в ногу с остальной частью Европы», и средневековый город в Испании «полностью вписывается в облик западного городского строя». Для выяснения общего и особенного в развитии городов Леона и Кастилии необходимо рассмотреть основные черты их развития и изучаемую эпоху.
Термины, которые служат обозначением для города, – это civitas, villa, а также burgus, последний употребляется главным образом в Галисии и на севере Португалии. Бургами назывались поселения, возникавшие близ монастырей, а позднее – ив других областях, где селились клюнийские монахи (Саагун, Силос). В хронике Родриго Хименеса де Рада (XIII в.) встречается упоминание о. коммунах.
В источниках встречаются особые термины, которыми обозначается все городское население в целом. В Галисии с XI в., а в Леоне в XIII в. употребляется наименование burguenses, в Кастилии – «граждане города» (cives cibdadanos), «соседи» (vecinos), «добрые люди» (omes buenos).
Приобретение прав городского гражданства осуществлялось в Леоне и Кастилии проще, чем в большинстве стран Европы. Для получения таких прав не требовался какой‑либо определенный срок пребывания в городе (вроде обычного для Западной Европы срока в «один год и один день»), а достаточно было поселиться в нем. Беглые рабы, селившиеся в городе, как и в предшествующий период, становились свободными. В некоторых фуэрос, например, Леона, оговаривалось, что свободу получает раб, которого не нашел его господин. Если же хозяин серва являлся в город и доказывал свои права, на беглого, то полагалось выдать его. Иногда же всем бежавшим от своих господ сервам предоставлялась свобода.
Стараясь стимулировать колонизацию новых земель, короли избавляли от судебного преследования людей, селившихся в городах. Так, город Нахера предоставлял в своих стенах свободу всем преступникам, за исключением грабителей с большой дороги. Альфонс VI предоставлял свободу и безопасность всем преступникам, желавшим осесть в Кастрохерисе.
При оценке объема городской автономии следует учитывать, что города в Леоне и Кастилии никогда не добивались полной независимости от королевской администрации.
Фуэрос не освобождали города от обязанности допускать на свою территорию королевских должностных лиц.
В первый период развития городов (до XI в.) во главе их, как правило, стояли королевские представители. Они именовались ipotestades или просто seniores, в Кастрохерисе – senior villae (может быть, сам граф или его агент), в Сепульведе – алькальд, мерино и юдекс. Позднее появились судьи, избираемые соседями. Но это не означало полного устранения королевских представителей. Согласно некоторым фуэрос, они сохраняли право назначать должностных лиц вильи. Иногда их назначали совместно сеньор (королевский агент) и совет.
В ряде случаев сеньор возглавлял городское ополчение. Он получал от населения янтар, часть судебных штрафов. Ниже сеньора стоял мерино. Некоторые фуэрос требовали, чтобы его назначали из числа соседей данной вильи, другие, наоборот, запрещали это.
Условия Реконкисты и колонизации привели к тому, что в Кастилии многие поселения получали городской статус с самого своего основания, миновав обычный для Западной Европы этап борьбы против сеньоров. Но это не означает, что между городами и феодальными сеньорами в Леоне и Кастилии не было борьбы. Она происходила порой в весьма острых формах, хотя протекала по‑разному в различных районах страны.
В Галисии, где относительно рано сложилось крупное феодальное землевладение, особенно прочна была власть сеньоров, главным образом церковных, над городами. Города Сантьяго, Луго, Туй были подчинены местным епископам. Саагун в Леоне находился под властью одноименного монастыря. В зависимости от сеньоров находились многие малые и большие консехос не только в Галисии и Леоне, но и в Кастилии. и в Андалузии. Ряд городов во время завоевания юга полуострова были отданы под власть военных орденов: Зорита – Калатраве; Уклее, Усагра, Мерида – Сантьяго; Алкала была пожалована архиепископу Толедо. В таких городах сеньор сам организовывал местное управление, назначал должностных лиц. Здесь в руках сеньора сохранялась юрисдикция над населением города. Он принуждал жителей к сеньориальным повинностям.
Относительно слабое, по сравнению с западноевропейскими странами, развитие ремесла и социально‑экономический характер городов Леона и Кастилии в XI–XIII вв. в целом отразились и на положении ремесленников и купцов. Еще в XI в. в большинстве городов имелось весьма незначительное число ремесленников. В городах, принадлежавших церковным сеньориям, находились ремесленники, работавшие в церковных мастерских и шлявшиеся зависимыми людьми. Такие же ремесленники находились при королевском дворе. Но помимо этого, были свободные, самостоятельные ремесленники в консехос. Круг специальностей, упоминавшихся в ранних фуэрос, весьма узок: ткачи, бочары, кузнецы. Города порой стремились привлечь ремесленников определенных специальностей на свою территорию, обещая свободу беглым крестьянам (хуньорес де кабеса), владевшим определенными профессиями (особенно ткачам, бочарам). Городское право в этот период уделяло ремесленникам минимальное внимание, ограничиваясь облегчением им доступа в города и в отдельных случаях установлением норм оплаты труда.
В XII–XIII вв. значение ремесленников в городской жизни несколько возрастает. В ряде фуэрос упоминаются уже многочисленные ремесленные профессии: в фуэро Куэнки и Этцнаторафа, например, плотники, штукатуры, каменщики, кузнецы, золотых дел мастера, сапожники, скорняки, ткачи, красильщики, портные. Ремесленникам уделяется больше внимания. Это касается их правового положения и регулирования хозяйственной деятельности. Одним из показателей выделения ремесленников в особый социальный слой служит тот факт, что Партиды различают труд земледельцев на полях (labor) и работу ремесленников в городе (obra).
Своеобразной чертой городов Кастилии была особая роль в их жизни слоя кабальерос‑вилланос. Они отличались от знати по происхождению – caballeros fijosdalgo или caballeros infanzones . Первые упоминания о кабальерос‑вилланос относятся к X в. Фуэро Кастрохериса предоставляло им права инфансонов. Milites – воины, упоминавшиеся в фуэро Леона, также представляли собой зачаток будущих кабальерос‑вилланос. В ряде ранних фуэрос о них упоминаний нет. Оформление и рост этого слоя происходили по мере развития Реконкисты.
В XII в. по отношению к данного рода кабальерос употребляется также наименование caballeros pardos (т. е. «темные кабальерос», возможно, по цвету их одежды), а с XIII в. – caballeros ciudadanos. Уже в X в. кабальерос‑вилланос упоминались как слой горожан, находившихся между инфансонами и пеонами. Вместе с ростом консехос растет и значение этого слоя.
Короли в XI–XII вв. предоставляли широкую возможность вступать в состав кабальерос тем, кто обладал лошадью и оружием. Так, в начале XII в. король Арагона Альфонс I Воитель предоставил мосарабам Толедо, которые согласились приобрести коня и оружие, право вступить в разряд кабальерос, облегчив им их повинности. Альфонс VII в фуэро, пожалованном Толедо, позволил всем, кто желал стать кабальеро, получить это звание.
Центром политической системы Леона и Кастилии, как и в предыдущий период, была королевская власть. В течение длительного времени порядок наследования определялся принципом равенства прав всех детей на отцовское наследство (или передачей. королевской власти по завещанию).
Постепенно, однако, получает преобладание принцип наследования престола старшим сыном или старшей дочерью (при отсутствии сына). Такой порядок наследования закреплен в Партидах.
Королям принадлежала законодательная власть. На соборах и кортесах короли издавали распоряжения, обязательные для всех подданных. Однако законодательная деятельность королей носила ограниченный характер. Еще в силе было вестготское право (Фуэро Хузго) и широко применялись фуэрос, носившие локальный характер. С XII в. в кортесах короли издавали законы вместе с представителями сословий. Когда в конце XIII в. королевская власть стала усиливаться, было сформулировано положение о том, что только королю или императору принадлежит власть издавать законы. Но тут же делалась следующая оговорка: «так как издание законов – дело очень трудное, а отмена их – очень легкое, то поэтому изменять или совершенно отменять их можно не иначе как в условиях великого совещания со всеми наиболее почтенными и сведущими жителями страны».
Важной составной частью центрального аппарата управления являлась королевская курия. Прежний «дворец», palatium, с XII в. заменяет курия – curia или cort. В курию обычного состава входили светские и церковные магнаты, должностные лица дворца. Король никогда не действовал единолично: он консультировался с курией по административным, военным и церковным делам. При ее же участии происходило назначение должностных лиц, разрабатывались планы заселения завоеванных территорий. В курии осуществлялся суд.
Помимо этого созывались расширенные или экстраординарные заседания курии, обычно весной или летом. На них являлись, помимо должностных лиц дворца, епископы, аббаты, светские магнаты, вассалы короля. Здесь избирались или провозглашались короли, принимались законы и декреты, предоставлялись фуэрос городам и поселениям и иммунитеты сеньорам, решались вопросы войны и мира, делилось королевство между наследниками монарха. Повестка заседаний определялась королем.
С конца XII в. место расширенных курий заняли кортесы (см. ниже), а прежняя ординарная курия стала заниматься судебными делами. Политические и административные дела сосредоточились в группе королевских советников, которая в дальнейшем превратилась в королевский совет. Уже в XIII в. начинает применяться по отношению к этому органу термин «консехо».
Король, как и в предшествующий период, стоял во главе всей административной системы. Он назначал и смещал. должностных лиц. В XI в. страна делилась на графства. Существовали территориальные округа, в состав которых входило несколько графств. Иерархия должностных лиц в XI в. такова: граф, вице‑граф, мерино, сайон.
По мнению некоторых историков, отстаивающих тезис о нефеодальном характере Леоно‑Кастильского государства в XI–XIII вв., публичная власть полностью сохраняла суверенитет и силу. Иммунитеты были не очень часты и не столь обширны, как к северу от Пиренеев. Должности графов так же, как и бенефиции на управление определенными территориями, которые жаловались сеньорам (honores), не стали наследственными.
Рассматривая административное – устройство Леона и Кастилии, мы, однако, обнаруживаем, что, если оно не вполне тождественно, то в главных своих чертах однотипно с соответствующими системами феодальных государств Западной Европы.
Для Леона и (Кастилии характерно наличие относительно централизованной судебной системы. Еще в 1020 г. на соборе в Леоне Альфонс V потребовал, чтобы во всех городах находились судьи, назначенные королем. Судебные функции выполняли королевские должностные лица, графы, позднее меринос и другие королевские агенты. На судебные приговоры местных судей можно было апеллировать в королевский суд. Судебный процесс осуществлялся как в округах и городах, так и в королевской курии по‑прежнему публично и устно. Судья обычно избирал из курии или судебного собрания лиц, которые следили за судебным процессом между тяжущимися сторонами.
Наиболее тяжкие преступления судила только королевская курия. Но важную роль в суде играли и такие органы, которые слабо или вовсе не контролировались королевской властью. Известно, что основные судебные функции практически осуществлялись сеньорами‑иммунистами и королевскими вассалами (располагавшими honores), с одной стороны, и консехос – с другой.
О том, что деятельность государственных органов в правосудии была мало эффективной, можно судить в частности по роли эрмандад в поддержании порядка. В XII в. создавались союзы различных консехос для борьбы против бандитизма и отстаивания прав общин. Таковы были эрмандады Толедо и Талаверы, Эскалоны и Сеговии, Эскалоны и Авилы. Светская знать в свою очередь создавала эрмандады, например в Галисии, после смерти Альфонса VI.
В XI–XIII вв. сохраняется многообразие государственных поборов и повинностей: фонсадо, фазендера, анубда, инфурсьон, янтар и кондучо, марсадга, посада и др. Система государственных налогов никогда не приходила здесь в такой упадок, какой характерен для большей части Западной Европы раннего средневековья. Но в леоно‑кастильской налоговой системе нетрудно обнаружить архаические институты и черты, обычные для раннефеодального государственного устройства. Отсутствие стабильной резиденции и переезды короля со двором из одних городов и вилл в другие вели к сохранению института кормлений. Это выражалось в наличии таких поборов и повинностей, как янтар, кондучо, посада. Большинство поборов и повинностей вплоть до XII в. взималось в натуральной форме.
В XI–XII вв. важным и регулярным источником доходов королевской казны являлась дань, которую выплачивали вассальные мусульманские государства (раrias). Когда Фернандо I делил свое королевство между сыновьями, он распределил между ними также ежегодные поборы, причитавшиеся от мавров Толедо, Сарагосы, Бадахоса и Севильи. Сбор налогов нередко отдавался в аренду богатым купцам. Так, в 1287 г. Санчо IV сдал каталонскому еврею Абраму Барчилону все статьи доходов королевской казны, за исключением фонсадера, монеда форера и долговых обязательств. Однако в 1288 г. протесты знати заставили короля отменить эту аренду.
Для военной организации Леона и Кастилии в XI–XIII вв. по‑прежнему характерно отсутствие постоянной армии. В мирное время король располагал лишь относительно небольшой наемной дружиной и вассалами, находившимися непосредственно в королевском окружении (меснадерос). На время военных кампаний собиралось войско. Оно состояло из следующих основных частей: 1) королевских отрядов, т. е. людей, призванных из королевских доменов, королевских бенефициариев и меснадерос; 2) отрядов, приводимых сеньорами; 3) ополчений консехос и 4) войск военных орденов.
В этот период заметны изменения в социальной структуре войска и в соотношении его родов. Главная роль в комплектовании войска теперь принадлежит идальгос и кабальерос‑вилланос, т. е. представителям господствующего класса – собственникам средних и мелких вотчин, а также зажиточным крестьянам и верхушке городского населения. Еще в конце XII в. крестьяне играли в войске большую роль, чем в других странах Западной Европы, что бросалось в глаза иноземным наблюдателям. Когда Альфонс VIII был разбит в 1195 г. при Аларкосе альмохадами, во Франции говорили, что король. сам виноват в этом поражении, так как он принизил рыцарей и отдал предпочтение крестьянам. Те же, будучи неумелыми во владении оружием, обратились в бегство. Для военной структуры ополчения характерно большое значение конницы, хотя по численности она уступала пехоте.
В XII в. в Леоне возникло представительное учреждение, которое именовалось так же, как и прежние собрания светских и духовных магнатов, созываемые королями, – curia или cortes. Исследователи едины в том взгляде, что временем возникновения кортесов следует считать созыв таких собраний сословий, в которых участвовали и представители городов. Определенные данные о подобном участии в Леоне относятся к 1188 г. Король Альфонс IX созвал епископов, магнатов и «выборных граждан от отдельных городов». Король клялся на этом собрании, что будет уважать законы и обычаи страны. Он обещал не объявлять войну и не заключать мир без согласия епископов, знати и «добрых людей», чьим советом он должен пользоваться в своем правлении. Король изъявил готовность подчиниться суду своей курии, если будет обвинен кем‑либо из подданных, и обещал не мстить истцу.
Декрет Альфонса IX устанавливал строгие кары для тех, кто захватывал или уничтожал чужую собственность, самовольно брал залоги. Устанавливались неприкосновенность жилища и наследственного владения. Тот, кто убил человека, нарушившего этот запрет, не подлежал наказанию. Декрет позволил обращаться с апелляцией в королевскую курию (в соответствии с нормами фуэрос).
Епископы, магнаты и горожане, в свою очередь, принесли клятву в том, что будут верны королю и станут поддерживать справедливость и мир в королевстве.