Rapidstresser the bestIP booter / Stresser of 2021
Человек выделился из животного мира. Путь от примата к человеку был длинным и сложным. Ученые считают, что самыми дальними родственниками человека были австралопитеки, жившие около 5 млн лет назад и имевшие очень много черт животного мира. Человек появился на планете Земля в период древнего каменного века, который в археологии называется палеолитом. В нижнем палеолите, около 2 млн – 100 тыс. лет назад, в Африке и других регионах планеты жили архантропы (синантропы, питекантропы, гейдельбергский человек и др.) – прямоходячие представители переходной стадии антропогенеза. Приблизительно миллион лет назад люди заселили Средиземноморье, а затем Кавказ и юг Украины. В среднем палеолите, приблизительно 100-40 тыс. лет назад, жили палеоантропы (неандертальцы) – наиболее развитые представители переходного периода к современному человеку. И наконец, в верхнем палеолите (приблизительно 40 тыс. лет назад) сформировались неоантропы (кроманьонцы) – люди современного физического типа (человек разумный – Homo sapiens).
Первое проникновение людей на территорию современной Беларуси произошло только в верхнем палеолите, приблизительно 40 тыс. лет назад. Начался доиндоевропейский период этнической истории Беларуси. Его хронологические рамки: 40 тысячелетие до н. э. – 3–2 тысячелетия до н. э.
Индоевропейский период этнической истории Беларуси начался в бронзовом веке с момента расселения на ее территории индоевропейских племен. Его хронологические рамки: 3–2 тысячелетия до н. э. – наше время.
Приблизительно в 3–2 тысячелетиях до н. э. произошел демографический взрыв, началось первое «великое переселение народов». На просторах Европы – от Рейна на западе до Волги на востоке, от Причерноморья на юге до Скандинавии на севере – расселялись племена индоевропейской языковой группы.
Где находилась прародина индоевропейцев, когда, в результате чего началась их миграция на просторы Европы и Азии?
Существует несколько концепций прародины индоевропейцев. Одна из них – концепция европейской локализации. Согласно этой концепции, сформулированной немецкими учеными под влиянием их пангерманских настроений, прародиной индоевропейцев являлась территория Северной Германии и Южной Скандинавии. Позже данная концепция приобрела расистскую окраску и была взята на вооружение правителями фашистской Германии. Единственными настоящими потомками индоевропейцев, без всяких примесей, «чистыми» арийцами (ариями в древности называла себя одна из восточных индоевропейских групп, проживавших на территории современной Индии) были названы германские народы. Однако учеными-археологами доказано, что в Европе население мигрировало с юга на север, а не наоборот, как бездоказательно утверждают ученые пангерманского направления. Кроме того, в Северной Европе животноводство распространилось позже, чем, например, на Балканах.
Одним из самых сложных в истории Беларуси является вопрос: Как и когда из ранее названных славянских, славяно-балтских сообществ и других групп населения сформировалась белорусская народность, как возникла Беларусь?
Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, так как в науке нет единого мнения по данной проблеме. Одни исследователи утверждают, что белорусы как этнос существовали уже в XIII в., а процесс формирования белорусской народности начался еще в VII–VIII вв. (Г. Штыхов, Н. Ермалович, М. Ткачев и др.). По В. Седову, белорусское этническое объединение сложилось в XIII–XIV вв. М. Гринблат считает, что формирование белорусской народности происходило в XIV–XVI вв. Существуют также другие мнения.
Нет единого взгляда и по вопросу о предках белорусов. Возникло множество концепций, взаимоисключающих одна другую. В XIX в. появились польская и великорусская концепции, отрицавшие существование самостоятельного белорусского этноса на том основании, что у населения Беларуси якобы не было самостоятельного славянского языка. Сторонники польской концепции (Л. Галембовский, А. Рыпинский и др.) считали белорусский язык диалектом польского языка, а белорусов – частью польского этноса. Авторы великорусской концепции (А. Соболевский, И. Сразневский и др.) утверждали, что Беларусь – это часть великорусской этнической территории, а белорусский язык – диалект русского языка.
Происхождение названия Белая Русь окончательно не выяснено. Относительно данного вопроса существует множество версий и мнений. Одни авторы связывают происхождение названия Белая Русь с красотой земли, чистотой рек и голубизной озер, глубокими снегами, независимостью от татаро-монголов и литовских князей («белая» в данном случае – великая, независимая, свободная, вольная), другие – со светло-русыми волосами и голубыми глазами жителей (блондины). Существуют и иные версии: происхождение названия Белая Русь объясняется белым цветом одежды, которая «при дворе царском в почтении была», либо белизной свиток, сорочек и рубах, которые носили жители этих земель. Термин «Белая Русь» связывают также с широким распространением в топонимике названий со словом «белая».
Впервые термин «Белая Русь», как писал русский историк В.Н. Татищев, упоминается в летописях 1135 г. применительно к землям Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальского княжества). Это территория от верховьев Западной Двины и Волги до верховьев Немана, включавшая в свой состав Московский, Тверской, Смоленский, Мстиславский, Друцкий края. Великий князь Ростово-Суздальской земли Андрей Боголюбский с 1157 г. звался князем Белой Руси. Своим боярам он говорил: «Я всю Белую (Суздальскую) Русь городами и селами великими населил и многолюдной учинил». Как видно, уже в XII в. часть современной белорусской этнической территории (Мстиславский и Друцкий край) входила в состав земель, называвшихся Белой Русью.
Создание Древнерусского государства было подготовлено всем ходом социально-исторического развития восточнославянских земель в VI–IX вв. Существует три группы внешних и внутренних причин создания этого государства. Первая группа – социально-экономические причины, связанные с развитием земледелия и животноводства, ремесла и торговли.
Древней формой земледелия в лесных районах была огневая подсечная система. На определенном участке вырубали лес, когда деревья подсыхали, их сжигали, удобренную пеплом землю обрабатывали и засевали. Через два-три года участок бросали и выжигали (осваивали) новый. Обрабатывали землю с помощью сохи и рала с железным наконечником. В дальнейшем появились рало с полозом, соха с присошником (лопаткой для переворачивания земли), в качестве тягловой силы стали использовать лошадей. Все это свидетельствовало о победе пахотного земледелия.
Развивались также ремесло и торговля. Из литой стали кузнецы делали мечи, ножи, кинжалы, сабли, копья, а также напильники, пилы, ножницы, стамески. Центрами местной торговли были городища – погосты и племенные «грады». Важную роль в развитии внешней торговли сыграл так называемый путь «из варяг в греки». Он начинался на северном берегу Финского залива, проходил по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ильмень-озеру с его рекой Ловать, потом волоком до Западной Двины, с нее волоком до Днепра, далее по Днепру и Черному морю до Константинополя. Вдоль этого пути возникали города – центры ремесла и торговли.
Самым крупным и могущественным княжеством на территории Беларуси в раннем средневековье являлось Полоцкое княжество. Оно образовалось в среднем течении Западной Двины в IX–X вв., занимало всю Северную Беларусь и граничило на севере с Новгородской землей, на востоке – со Смоленской, на юге – с Турово-Пинской, на западе и северо-западе – с землями литовско-латышских племен. Полоцкое княжество занимало свыше трети территории современной Беларуси.
Приблизительно в то время, когда на Русь были приглашены варяги, в Полоцке существовала местная княжеская династия, права которой сохранялись на протяжении многих поколений. При Олеге в числе подданных Киева письменные источники называют и кривичей, плативших ему дань. Поход на Византию в 907 г. Олег осуществил с участием кривичей и радимичей. В договоре Олега с Византией среди городов, имевших право на дань, упоминается и Полоцк. Как союзники Киева, полоцкая знать и местные князья опирались на великого киевского князя.
При преемниках Олега – Игоре, Ольге и Святославе – зависимость Полоцка от Киева постепенно ослабевает. В последней четверти X в. тут княжил Рогволод, который имел власть в земле Полоцкой. Это свидетельствует об относительной самостоятельности Полоцка.
В начале XII в. Древнерусское государство (Киевская Русь) распалось на отдельные княжества. Земли Беларуси входили в состав Полоцкого, Туровского, Пинского, Новогородского и частично Смоленского, Черниговского, Киевского и Владимиро-Волынского княжеств.
Почему распалось Древнерусское государство?
Этому есть несколько причин. Первая из них связана с дальнейшим развитием сельского хозяйства, ремесла и торговли. В новых условиях исчезла потребность в едином государстве, где недостаточно учитывались особенности княжеств и не стимулировалось их социально-экономическое развитие. Считалось, что княжества могли сами решать сложные хозяйственные проблемы.
Вторая причина связана с наличием крепостей и войск у местных феодалов, ростом их военного могущества, что создавало иллюзию возможности самостоятельно защищать свою территорию от внешних врагов и подавлять выступления зависимых крестьян. Эта иллюзия рождала еще одну – о ненужности единого государства. На самом же деле развал Киевской Руси, феодальная раздробленность привели к 240 годам татаро-монгольского ига на русских землях. И наконец, третья причина: рост экономического и военного могущества местных феодалов порождал в их среде сепаратистские настроения, стремление к независимости от великого киевского князя, полной самостоятельности. Как известно, беспредельный сепаратизм неизбежно ведет к гибели единого государства. Так случилось и с Киевской Русью.
В конце XII – начале XIII в. над западными и северо-западными землями Руси нависла серьезная угроза. В Прибалтике появились первые католические миссионеры, вслед за которыми начали прибывать отряды крестоносцев. В устье Западной Двины в 1201 г. они основали крепость Ригу, ставшую опорой немецкой агрессии в землях баллов. В скором времени датчане напали на эстонское побережье, разрушили древнюю крепость Колывань (Таллинн) и основали свою – Ревель (1209).
Каким образом немецкие рыцари оказались в Прибалтике, около русских границ?
С конца XI в. Франция, Англия, Германия и другие европейские страны стремились захватить богатое побережье Средиземного моря, неоднократно отправлялись в кровавые походы против Египта и Сирии. Эти войны поддерживала католическая церковь, выступавшая организатором крестовых походов, целью которых было объявлено освобождение от мусульман Палестины и «гроба Господня». В войсках крестоносцев образовывались особые монашеско-рыцарские организации – духовно-рыцарские ордены. Вступая в орден, рыцарь оставался воином, но давал обет монашества: не мог иметь семьи. С этого момента он покорно повиновался руководителю ордена – гроссмейстеру, или великому магистру.
Христианской религии на Руси предшествовало язычество. Язычество (от церковнославянского «языцы» – народы, чужеземцы) – принятый в богословии и в исторической литературе термин, обозначающий стародавние верования и культы, существовавшие до распространения так называемых «высших» религий – христианства, ислама и др. Для нашего дальнего предка-язычника молния означала гнев Перуна, набухание почек на вербе – приход богини весны. Камни под сохой сеял черт, в хате хозяйничал домовой. Вокруг человека действовали силы, которые необходимо было слушаться, чтобы жить в согласии с окружающим миром.
С принятием христианства духовное и религиозное состояние общества претерпело значительные изменения. Языческое для христианства стало синонимом дьявольского, варварского.
Христианство на Древнюю Русь в отличие от Римской империи пришло из Византии в готовом виде, с отшлифованными за девять столетий своего существования постулатами, со Старым и Новым Заветами, с литературой отцов церкви, с культами Христа и Богородицы, со старославянским языком, принесенным первыми миссионерами из Византии. При всей сложности становления раннего христианства в Римской империи оно развивалось в направлении от низов к верхам, правителям, элите. В славянском обществе христианство распространялось сверху – от элиты к народу. Изменение сознания, отказ от родительской веры, разрушение старых духовных ценностей, замена языческих мифов новыми, христианскими постулатами сопровождались уничтожением сторонников старой веры, готовых защищать свои убеждения. Это уничтожение приняло форму государственной политики, было одной из полицейских функций великокняжеской власти.
IX–XI вв. – период вхождения белорусских земель в состав Древнерусского государства – Киевской Руси. ХII-ХIII вв. – время феодальной раздробленности, когда на территории Беларуси существовали Полоцкое, Турово-Пинское, Новогородское княжества, а часть белорусских земель входила в состав Смоленского, Черниговского, Киевского и Владимиро-Волынского княжеств.
В XIII в. обозначились два центра консолидации восточных славян. Один из них – древнерусские города Новогородок и Вильно, во главе с которыми объединялись западные земли русов и литовские земли и формировалось могучее государство – Великое Княжество Литовское. Второй центр – Москва, вокруг которой объединялись восточные земли русов и образовывалось великое и могучее Московское государство.
Почему западнорусские и литовские земли в середине XIII в. начали объединяться и создавать единое государство – Великое Княжество Литовское?
Существуют три группы причин создания ВКЛ. Первая из них – социально-экономические причины. Интенсивное развитие феодальных отношений, закрепощение новых категорий населения – свободных общинников и несвободного населения – холопов, возрастание силы и мощи боярства, возникновение вечевого правления, развитие земледелия, рост городов, расширение торговли, ремесел, появление территориальной специализации труда – все это возрождало объединительную тенденцию, тенденцию к образованию единого государства, в котором после продолжительной феодальной раздробленности можно было бы более успешно решать социально-экономические задачи.
Великое Княжество Литовское нельзя считать централизованным государством, скорее это была конфедерация бывших княжеств, земель, сохранявших относительную автономность, самостоятельность. Западнорусские князья из династии Рюриковичей – Лукомские, Друцкие, Вяземские, Одоевские, Воротынские и другие вместе со своими боярами продолжали управлять местными княжествами. Зависимость местных феодалов от великокняжеской власти заключалась в том, что великий князь литовский являлся собственником всей земли, а местные князья обязаны были платить ему дань, делиться частью своей ренты и поставлять ополчение в случае войны.
В религиозном отношении западнорусские земли не ощущали вначале насилия со стороны литовцев, более того, язычники-литовцы вскоре подпали под влияние православных славян.
Ситуация постепенно менялась не в пользу западнорусов. Это было вызвано борьбой за власть после смерти Гедимина, стремлением великокняжеской власти к централизации государства и укреплению центральной власти, а также попытками укрепить господствующее положение в государстве литовских феодалов и подорвать прежнее значение древнерусской династии. Последнее достигалось разными способами, в том числе системой земельных пожалований. Гедимин еще при жизни раздавал сыновьям, а их было семеро, присоединенные к княжеству земли на правах удельного княжения. После его смерти все княжество было поделено на 8 наделов, 7 из которых достались сыновьям Гедимина, а восьмой, Полоцкий, – его племяннику. Внуки и правнуки Гедимина также получили во владение земли.
Ягайло не смог самостоятельно решить проблему централизации государства. Не получив поддержки со стороны Москвы, он делает ставку на Польшу, ищет союза с западным соседом для борьбы с Тевтонским орденом, а также с оппозицией централизму в западнорусских землях, для преодоления тяги к Московскому княжеству и укрепления собственной власти. Польские феодалы, в свою очередь, стремились защититься от сильного и небезопасного восточного соседа, а также расширить свои владения за счет княжества: потеряв Силезию и Померанию, они претендовали на Волынь, Подолье и Галицкую Русь.
В 1382 г. умер польский король, у которого не было наследников. После двухлетних разногласий польские феодалы провозгласили королевой его младшую, 14-летнюю дочь Ядвигу. Ее мужем они видели (по подсказке Ватикана) великого князя литовского Ягайло, который после женитьбы должен был стать королем польским и великим князем литовским. Инициатива объединения поступила из Кракова, а не из Вильно.
1386–1392 гг. – годы гражданской войны в Великом Княжестве Литовском. Сначала центром войны был Полоцк. Его князь Андрей Ольгердович вместе со смоленским князем Святославом Ивановичем и при поддержке Ливонского ордена начал военные действия. Он занял города и замки Дрисса, Друя, Лукомль. Святослав Смоленский обложил Мстиславль, Оршу и Витебск, ливонские крестоносцы дошли до Вильно и Ошмян. Королевское войско во главе со Скиргайло в битве под Мстиславлем 29 апреля 1386 г. нанесло поражение смолянам. Князь Святослав Смоленский погиб, а его сын Юрий был вынужден принести присягу на верность Ягайло и его брату Скиргайло.
В марте 1387 г. начался великий поход Скиргайло на Полоцк. Город был взят, Андрей Полоцкий попал в плен, его соратники в белорусских землях были лишены имущества и казнены. Полоцкая земля Ягайло вновь была передана его брату Скиргайло. Так неудачно закончился первый этап сопротивления белорусских феодалов унии с Польшей.
На втором этапе борьбу возглавил князь Витовт, сын Кейстута Гедиминовича. Усиление влияния православного Скиргайло, с которым Ягайло фактически делил власть в стране, с неодобрением было встречено Витовтом, которому король не дал обещанную часть Волынской земли с городом Владимиром. Этим сразу же воспользовались силы, заинтересованные в возрождении междоусобицы. Ягайло в Краков донесли, что Витовт якобы переписывается с московским князем и готовит измену. В то же время «доброжелатели» постоянно нашептывали Витовту, что слуги Скиргайло готовят против него заговор. В результате в отношениях снова стала усиливаться напряженность, готовая вылиться в войну.
Витовт умер в 1430 г. Великим князем литовским стал младший брат Ягайло северский князь Свидригайло Ольгердович. Он долгое время жил в Украине (Подолье), в Беларуси (Витебск), на Северской земле, в Московском государстве и имел православное окружение. Православные феодалы поддерживали антикатолическую политику Свидригайло, далеко зашедшего в критике католицизма. Он не выполнял Городельский привилей, назначал на высшие правительственные должности не католиков, а православных из родов Полозовичей, Друцких, Ходкевичей и других, дарил православным феодалам земли. Недовольная такой политикой литовская аристократия при помощи Польши и Ватикана в 1432 г. организовала покушение на жизнь Свидригайло, которое, однако, оказалось неудачным. После покушения Свидригайло бежал в Полоцк.
Великим князем литовским в 1432 г. был объявлен брат Витовта – Сигизмунд Кейстутович, подтвердивший унию с Польшей. Государство снова оказалось поделенным на две части, каждая из которых имела своего князя. В Вильно, Ковно, Троках, Жемайтии, Городни правил Сигизмунд, в Полоцкой, Витебской, Смоленской, Северской, Киевской, Волынской землях и в Восточном Подолье – Свидригайло. Свидригайло получал помощь от тевтонских и ливонских крестоносцев, тверского князя, время от времени ему оказывали поддержку татары и молдавский властитель.
Политическая структура и государственный строй в Великом Княжестве Литовском отличались от таковых в Московском государстве. Во-первых, если в Московском государстве все присоединенные земли были лишены самостоятельности, то присоединенные к Литовскому государству славянские земли сохраняли свою самобытность и относительную самостоятельность. Формировалась система федерализма.
Во-вторых, в Московском государстве господствующей являлась удельная система, где земли после смерти владельца делились между наследниками. В Великом Княжестве Литовском утвердилась система наместничества: после смерти князя один из наследников занимал его место, а остальные уходили «кормиться» в другие края.
В-третьих, Московское государство с самого начала формировалось как единое централизованное государство, как наследственная и абсолютная монархия, где монарх был неограниченным властителем, свободно распоряжался жизнью и состоянием своих подчиненных. Последние имели только обязательства и не имели никаких прав. Великое Княжество Литовское формировалось как монархия с элементами федерализма, где княжества сохраняли относительную самостоятельность.