Профессор Знаев - Доклад по биологии "История анатомии"

Грамотеи

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тетрадкин Град

ЛИТЕРАТУРА

Урок биологии

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Сила знаний

Доклад по биологии "История анатомии"

Бурное развитие биологии в последние годы обусловило повышенный интерес не только к новейшим достижениям естествознания, но и к историческим корням познания человеком своей сущности, своего места в живой природе. Одной из основных дисциплин, изучающих биологию человека, является анатомия.

В связи с вышеизложенным, целью настоящей работы явилось изучение истории анатомии. Для достижения поставленной цели признано целесообразным решить целый ряд задач:

изучить сведения о живой природе, имевшиеся у людей первобытного общества;

проследить эволюцию представлений о строении человеческого организма в Древней Греции и Древнем Риме;

получить данные о состоянии анатомической науки в средние века;

проанализировать развитие анатомии в эпоху Возрождения;

изучить вклад отечественных исследователей в развитие представлений о строении органов и тканей.

Люди первобытного общества уже имели некоторое представление о строении человека, названии частей тела. Уже около 13000-14000 лет до н. э. были созданы изображения растений, животных и людей, дошедшие до нас в виде пещерных и наскальных рисунков. В одной из пещер Астурии (Испания) было найдено изображение слона, у которого нарисовано сердце. Это доказывает, что люди эпохи палеолита знали о расположении сердца и правильно оценивали его жизненное значение.

Древние китайцы имели весьма скудные и грубые представления о строении человека. В работах того времени приводятся фантастические данные. Например, дыхательное горло в груди разделялось на 7 каналов. Это свидетельствует о том, что древние китайцы трупы не вскрывали. Только начиная с IV века до н. э., в Китае иногда стали разрешать вскрытие трупов. У древних китайцев сердце считали центром жизни, а первым из органов, матерью сердца - печень, сыновьями - желудок и селезенку. По их мнению, сердце принимало пищеварительный сок и превращало его в кровь. В печени якобы обитала душа и возникали идеи, а желчный пузырь представлял центр мужества. Поэтому в древности воины для храбрости и мужества добавляли в пищу желчь крупных хищников.

В Древнем Египте господствовало учение о том, что после смерти душа человека переселяется в тело животных, а через 3000 лет возвращается в тело умершего, поэтому широко проводилось бальзамирование трупов. Применявшиеся при бальзамировании небольшие разрезы не позволяли рассмотреть топографию и строение извлеченных органов. Поэтому египтяне, также как китайцы и индийцы, считали сердце органом мышления, через который проходят кровь, слизь, вода, воздух и моча. Кровеносные сосуды на разрезе они видели у мертвого пустыми и считали, что по ним проходит воздух.

До начала V века до н. э., в ионийский период, в Древней Греции знания о строении человека и животных находилась примерно на уровне знаний народов Востока. Древние греки черпали знания из знакомства с анатомией животных, а, кроме того, им, вероятно, разрешалось вскрывать преступников.

Герофил (304 г. до н. э.) был первым греком, который вскрывал трупы. В своей работе «Анатомика» он пытался впервые обобщить данные по анатомии человека, поэтому Герофила считают создателем анатомии как науки. Он детально описал головной мозг, оболочки мозга с синусами и сосудами. По его данным мозг представляет центр умственной деятельности. Он провел дифференцировку кишечника, описал предстательную железу, установил дыхательную функцию диафрагмы.

Развитие медицинской науки в Древней Греции принято ассоциировать с именем Гиппократа (460 - 377 гг. до н. э.). Гиппократ величайший врач античного мира, основные идеи которого находят применение и в современной медицине. Гиппократ естественно стремился познать строение человека. Он и его ученики имели более совершенные представления представление об анатомии, чем врачи стран Древнего Востока. В книгах времен Гиппократа лучше всего излагалось строение костей, вероятно, потому, что часто находили выветренными на поверхности почвы. Довольно подробно были описаны кости черепа, позвонки и ребра. Скудными были знания о мышцах, которые обобщались понятием «мясо». Во времена Гиппократа многие сухожилия и нервы не идентифицировались, но различали слуховой, зрительный, тройничный и блуждающий головные нервы, плечевой, межреберные и седалищный спинномозговые нервы. Из внутренних органов были известны желудок и кишечник (как один орган), печень и желчный пузырь, селезенка, почка, мочевой пузырь, лимфатические и молочные железы. Головной мозг принимали за железу, вырабатывающую жидкость и семя, но уже были догадки, что мозг выполняет и психические функции.

Выдающимся врачом Древнего Рима был Гален (130 - 200 гг. н. э.). Анатомия для Галена не составляла точной основы медицины, так как подлинного представления о строении человека у него еще не было. Изучая анатомию на трупах и ранах гладиаторов, а главным образом на животных, обобщив не всегда точные анатомические данные других врачей, Гален допустил большие неточности в описании строения человека. Тем не менее, он дал самое подробное систематическое описание всех изучаемых им анатомических структур.

Анатомия в средние века

После распада рабовладельческого общества наступила эпоха средневековья (V – XV века), т. е. период феодализма. Он характеризовался упадком культуры, науки.

В период средневековья изучение анатомии практически прекратилось, что сказалось на квалификации врачей. Невежество их настолько возросло, что к 1224 году король Фридрих II и общественность города Салерно обратились к церкви с просьбой позволить врачам изучать анатомию. После этого было разрешено вскрывать один труп каждые пять лет.

Одним из немногих, кому удавалось тайно вскрывать трупы людей и животных был профессор Болонского университета Мондинус (1275 - 1327), популярнейший лектор и ученый своего времени. Труд Мондиуса «Анатомия» на протяжении двух веков переиздавался 25 раз.

Только через два столетия, когда влияние церкви на общественную мысль ослабло, профессор Болонского университета Беронгарио де Карпи в 1521 году вскрыл более 100 трупов и сделал комментарии к анатомии Мондиуса. По обвинению в вивисекции людей де Капри был изгнан из университета.

Особое место в науке, в частности анатомии, принадлежит Леонардо да Винчи (1452 - 1519) – художнику, ученому, механику, философу. Как художник он занимался пластической анатомией и сделал много точных рисунков мышц (рис. 4), костей и внутренних органов у животных и человека. Все это свидетельствует о том, что он вскрывал и изучал их трупы. Леонардо да Винчи близко подошел к пониманию кровообращения. К сожалению, его анатомические труды не были известны современникам и не оказали существенного влияния на последующие поколения медиков, но его работы свидетельствуют о природе великих дерзаний ученых эпохи возрождения.

Андрей Везалий (1514 - 1564) заведовал кафедрой анатомии в Падуанском университете (Венеция). После 5-летней утомительной работы с разлагавшимися трупами (в те времена их не умели бальзамировать) он в 1542 г. закончил труд «О строении человеческого тела» в семи книгах. Анатомия Везалия, созданная по материалам препаровки трупов, содержала и некоторые физиологические объяснения. Однако Везалию не удалось полностью разобраться во многих вопросах функции органов, в том числе и кровообращении.

Работы Везалия явились основой современной анатомии. Его данные способствовали развитию физиологии, сравнительной анатомии и эмбриологии.

По-настоящему понял значение сердца и сосудов Вильям Гарвей (1578 - 1657), английский врач, физиолог и анатом. После 17-летнего экспериментирования Гарвей в 1628 году издал небольшую книгу "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных", где указал на движение крови по большому и малому кругу. Работа была глубоко революционной в науке того времени. Гарвею не удалось обнаружить мелкие сосуды, соединяющие сосуды большого и малого круга кровообращения, тем не менее были созданы предпосылки для их открытия.

Как же развивалась анатомия в России? До XVII столетия медицины как науки в России не существовало. Помощь больным в лучшем случае оказывали знахари и монахи. В период объединения княжеств в единое русское государство и во время многих войн, которые вела Россия, потребовалась медицинская помощь раненым и больным воинам. В Москве в 1620 году учреждается Аптекарский приказ, который организует медицинское обслуживание и изготовление медикаментов для армии. В 1654 году при нем создается первая в России "Школа русских лекарей". Анатомия преподавалась по руководству Везалия "Эпитом", переведенному в 1658 году Епифанием Славенецким на русский язык.

Определенная система в подготовке лекарей была введена Петром I. По его распоряжению были открыты госпитали: в Москве, Петербурге, Кронштадте, Архангельске (и при них госпитальные школы подготовки лекарей). Главным предметом в этих школах являлась анатомия, считавшаяся "материей медика".

В 1798 г. организуется Санкт-Петербургская медико-хирургическая академия. Первым заведующим кафедрой анатомии и физиологии этого выдающегося учреждения был профессор П.А. Загорский (1764 - 1846), создатель анатомической школы в России. П.А. Загорским написано более 100 работ по различным вопросам анатомии. Его перу принадлежит первый русский учебник "Сокращенная анатомия или руководство к познанию строения человеческого тела для обучающихся врачебной науке", выдержавший 5 изданий.

Продолжил развивать русскую анатомию и хирургию Н.И. Пирогов (1810 - 1881), основоположник и создатель прикладного направления анатомии - топографической анатомии. Его метод изучения органов и других образований на распиленных трупах позволяет более точно, в трехмерном изображении определить их проекцию и глубину залегания. Н.И. Пироговым создан "Полный курс прикладной анатомии человеческого тела" (1843-1848). Н.И. Пирогов был выдающимся хирургом, разработавшим технику многих операций, успешно использовавшим знание анатомии в практических целях.

Огромный вклад в развитие отечественной анатомии внесли В.А. Бец, Д.А. Зернов, П. Брока, В.М. Бехтерев, А.С. Догель, Р.Д. Синельников и многие другие.

Следует отметить, что наши знания о самом совершенном и замечательном создании природы, каковым является человек, еще далеко не полны. Однако, анатомическая наука не стоит на месте. Достижения прикладных и фундаментальных наук последних лет позволяют ученым совершенствовать представления о строении человеческого тела, функционировании отдельных органов и систем и их взаимодействиях.

Поиск

ФИЗИКА

Школярик

ХИМИЯ

Веселый ранец

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru