Rapidstresser the bestIP booter / Stresser of 2021
История древнего мира, средних веков и раннего нового времени
Игровые
Документы свидетельствуют, что в разгар праздника в Древнем Египте выставляли деревянный саркофаг с мумией. Какими словами сопровождал такой «сюрприз» хозяин?
Что бы вы сказали о своих впечатлениях от лица путешественника из восточной страны, который случайно оказался в древнегреческом театре на представлении, в котором высмеивалось должностное лицо?
Что мог ответить Перикл молодому афинянину, выступившему на народном собрании за улучшение положения рабов?
Представьте, что вы находитесь в доме афинского ремесленника Аполлония. Он показывает дом, мастерские, жалуется на большие расходы. Охарактеризуйте от его имени порядки в Афинах.
Придумайте диалог участников афинского обеда. Не забудьте, что самым распространенным развлечением за столом грека была игра: вопрос-ответ.
Царь Пирр, родственник Александра Македонского по материнской линии, боролся за македонский престол и даже одно время был царем Македонии. Как бы отнесся Александр Великий к Пирру и «пирровой победе», будь он его современником? Возьмите у него по этому поводу интервью.
Попытайтесь сформулировать основные требования римских плебеев от лица их представителя, попавшего на заседание Сената.
Выскажите от лица республиканца или сторонника Цезаря доводы в защиту монархии или республики в государственном устройстве Рима.
Какие обещания мог давать кандидат на должность консула в Древнем Риме во время своего предвыборного выступления? Составьте его предвыборную речь.
Составьте рассказ об одном дне римского императора, самостоятельно избрав его форму: страницы из дневника самого императора, письма или свидетельства о его жизни приближенного ко двору, записки иноземного посла, побывавшего в Риме.
Представьте, что вы сценарист и режиссер диафильма «Основание Рима», распишите его по кадрам.
Какие вопросы могли обсуждать вождь и его дружина во время очередного пира? Организуйте театрализованное представление «Военный вождь с дружиной» и составьте диалоги.
Опишите впечатления свободного франка, присутствовавшего на военных смотрах, от описанного в документе случая с Суассонской чашей.
Составьте рассказ от имени франка - участника завоевательных войн в Галлии, о его жизни после возвращения в родное село.
Представьте, что вы берете интервью о Хлодвиге у состарившегося в походах франка-крестьянина и молодого королевского дружинника. Запишите это интервью.
25 декабря 800 г. в Римском соборе св. Петра в Риме проходил торжественный молебен, во время которого папа возложил на голову короля корону римских императоров. «От лица» самого короля расскажите о причинах события.
Используя картинный план, составьте подробный рассказ о вашем путешествии в поместье феодала от лица воина, монаха или самого феодала.
Представьте, что вы находитесь в ратуше на заседании городского Совета. Опишите участников заседания и расскажите о том, какие вопросы обсуждались на этом заседании.
Составьте картинный план «Путешествие по Сене и Луаре в 13 веке», используя знания о хозяйстве и социальной жизни Франции того времени.
Что могли сказать в интервью представители трех сословий по поводу внеочередного сбора денег для войны короля с графом Тулузы?
Опишите от лица представителей трех сословий заседание Генеральных штатов. Составьте тексты их выступлений на этом собрании (или в палате английского парламента).
Какие проблемы могли обсуждаться на цеховых собраниях ремесленников? Расскажите о них от лица «очевидца».
Представьте себе, что вы берете интервью у представителей «дворянства мантии» и «дворянства шпаги» по поводу системы управления и привилегий во Франции. Что противоречивого будет в их ответах?
Напишите об одном дне французского короля, самостоятельно избрав форму повествования: воспоминания короля, странички мемуаров министра, записки заговорщика, правила придворного этикета.
Дискуссионные
Согласитесь или опровергните признание древнего грека о том, что вся мудрость и искусство заимствованы ими из Древнего Египта?
Что вы можете возразить по поводу утверждения: «море цивилизовало греков»?
Природно-климатические условия Древней Греции были крайне неблагоприятны для развития земледелия, которое было поэтому неперспективной отраслью хозяйства. Зато страна была достаточно богата полезными ископаемыми - сырьем для изготовления ремесленных изделий. Между тем, сельскохозяйственный труд, по свидетельству Ксенофонта, ценился в Древней Греции выше, чем другие виды деятельности. Объясните это противоречие.
Справедливо ли высказывание о том, что «Парфенон кормил афинских граждан»?
А. Тойнби пишет в книге « Исследование истории », что если бы Александр Македонский не умер от лихорадки в возрасте 33 лет, то умер бы в 69 лет, и развитие мира могло бы пойти по иному пути. В результате буддизм получил бы распространение в Европе. Что имел в виду английский историк, согласны ли вы с ним?
Справедливо ли мнение о том, что «греки наблюдали мир, а римляне им овладевали»?
Представители рода Сципионов и их сторонники полагали, что покоренные Римом народы должны быть не рабами, а клиентами, что Рим не нуждается в новых провинциях и следует оставить у власти побежденных царей и других правителей в качестве союзников римского народа. Их яростным противником был римский сенатор Марк Порций Ка- тон Старший, вокруг которого группировались сторонники жесткой политики по отношению к побежденным. Кто, на ваш взгляд, был из них прав?
Существует мнение, что не последнюю роль при смене республиканской формы правления монархической сыграл демографический фактор: за сто лет в число римских граждан влилось большое количество вольноотпущенников и их потомков. Эта категория населения, у которой привычка угождать господам переросла в привычку раболепствовать перед принцепсами, стала опорой империи. Обсудите, могла ли демографическая ситуация повлять на изменение государственного строя?
Греки с презрением относились к ремеслу, однако, добились значительных успехов в обработке мрамора, создании гончарных изделий, торевтике (рельефной обработке металлов), короплатике (изготовлении статуэток). В Древнем Риме относились с еще большим презрением к этому занятию, которое считалось недостойным делом. Однако, Рим превзошел все страны ремесленными достижениями: там производили кирпич, керамические трубы, бесцветное прозрачное стекло, бетон, создали арку, рельефную керамику, ткани, обувь и изысканную мебель. Обсудите, в чем причины этого противоречия.
Некоторые историки долгое время изображали варваров дикими народами, вышедшими из лесов и не знавшими цивилизации. Приведите доводы, опровергающие это мнение или защищающие его.
Согласны ли вы с утверждением, что никто в средневековой Византии, включая императора, не был свободен?
В раннем средневековье понятия «мораль» и «право» были неразделимы в сознании людей. Об этом, например, капитулярий Карла Великого. Приведите примеры из других документов, подтверждающие или опровергающие это утверждение.
Проведите дискуссию по поводу причин средневековой «технической отсталости». Можно ли полагать, что одной из ее причин являются психологические установки того времени: технические изобретения, как и любые нововведения, считались грехом, ибо они нарушали привычный ритм жизни?
Согласны ли вы с известными высказываниями Ж. Лe Гоффа: а) «средневековье - пасынок истории», б) «средневековый человек был странником по своей сути и по призванию»?
С.И. Лучицкая пишет о том, что монашество было носителем культуры, просвещения, самым образованным классом средневековья. Согласитесь или опровергните утверждение. Свою точку зрения аргуменритуйте.
Как вы отнесетесь к высказыванию средневекового хрониста Ричарда Девизского о городской коммуне: «Пузырь народной спеси, страх королевству, тлен для духовенства»?
Какому слою общества в средние века покровительствовала древнеримская богиня Фортуна. Проведите дискуссию по рядам, где каждый ряд представит одно из трех сословий.
Проведите дебаты по вопросу: можно ли считать Великую Хартию вольностей первой в мире конституцией? При ответе используйте сам источник.
Согласны ли вы с мнением историков о XIII веке, который они называют «пиком европейского средневековья»?
Справедливо ли мнение о том, что Столетняя война породила войну Алой и Белой Розы?
Докажите или опровергните точку зрения историков о том, что вся история средних веков - это борьба христианского и мусульманского миров?
Можно ли согласиться с мнением перуанского исследователя Марьятечи, который назвал Конкисту «последним крестовым походом » ?
Биографы Колумба давали диаметрально противоположные оценки его деятельности. Одни изображали его достойнейшим представителем эпохи Возрождения, ее героем.
Другие - дилетантом, авантюристом, который добрался до западного материка случайно, благодаря нечистой силе. Попробуйте выступить от лица сторонников Колумба и его противников.
Некоторые ученые всерьез полагают, что если бы не болезни и эпидемии, то европейцы так и не смогли бы покорить индейцев (эпидемия оспы в 1519 году, малярии и кори в 1529 году, тифа - в 1545, гриппа - в 1588 году). Согласны ли вы с этим мнением? Если нет, то опровергните его.
Согласны ли со следующей оценкой религиозных войн во Франции: это был «кризис на излете средневековья»?
История Отечества, новая и новейшая история зарубежных стран
Игровые
Представьте, что вы археолог, и за вашими плечами - большой опыт раскопок, интересные находки, научные статьи. Во время вашей последней экспедиции была найдена стоянка первобытного человека, на ней обнаружены проколки, рубила, зола, кости крупных животных, останки древнейшего человека. Напишите «отчет» по результатам раскопок, датируйте стоянку.
Расскажите от имени византийского хрониста Прокопия об отношениях Византии и Руси.
Вы представляете одну из трех социальных групп Киевской Руси - духовенство, княжеско-дружинную прослойку, крестьян. Вам надо сказать несколько слов о новой вере, введенной князем Владимиром.
Еще вчера вольные люди Микула, Ждан и Вокша ныне попали в кабалу к князю Изяславу. Они обратились к князю за купой (ссудой зерном, скотом, плугом и бороной) и по разным причинам. Расскажите, какие обстоятельства заставили этих людей заключить кабальный договор и в чем он выражался?
Вспомните известную картину И.Я. Билибина «Суд во времена «русской правды». На княжеском дворе судят смерда Луку. Он стоит на коленях с засученными рукавами, готовясь к испытанию раскаленным железом. Со ступенек княжеских хором за происходящим наблюдают бояре.
Составьте подробный рассказ с репликами участников события, изображенного на картине, о суде на Руси, определите, за что судят Луку и каков будет приговор? По каким признакам будут судить о его невиновности?
Представьте, что вы работаете экскурсоводом по «Золотому кольцу» России (Ярославль, Суздаль, Владимир, Ростов). Подготовьте рассказ экскурсовода об одном из сооружений Владимиро-Суздальской земли (например, о Боголюбове- бывшей резиденции князя А.Боголюбского).
Приведите те аргументы, которые сообщили для объяснения своего отношения к объединению русских земель в единое государство: а) коломенский боярин Алексей, б) тульский кузнец Иван, в) игумен Кирилло-Белозерского монастыря Кирилл, г) костромской крестьянин Федор.
Составьте маршрут для иностранца-путешественника, который бы позволил ему в короткий срок узнать как можно больше о русской культуре XVI века.
Представьте, что вы Иван Гурьев, астраханский купец XVII века. Ваш отец разбогател на соляной торговле и оставил вам, старшему сыну и наследнику, солидный капитал. Как истинный купец, вы стараетесь умножить свой капитал, заключая выгодные торговые сделки, участвуя в крупных ежегодных ярмарках. Опишите ваши торговые успехи; назовите ярмарки, на которые вы выезжаете ежегодно, товары, которые вы продаете и покупаете. Поделитесь некоторыми секретами приумножения капитала.
Вообразите, что вы - Семен Иванов сын Петров, кабальный холоп боярина Петра Салтыкова и придерживаетесь старой веры своих отцов и дедов; призываете к борьбе против Никона, к бегству, к «огненному крещению». Объясните, почему вы не приняли нововведений патриарха Никона и ушли в раскол. Расскажите о своей судьбе преследуемого раскольника.
Представьте, что вы - герои картины И. Репина «Запорожцы», которые пишут гордый ответ турецкому султану: «Твоего войска мы не боимся, землею и водою будем биться с тобою...» Продолжите историю о том, что могли запорожцы обсуждать и о чем они могли написать султану.
В победной реляции (донесении) о Полтавской битве сказано, что «совершенная виктория (победа) одержана через его царское величество, славное оружие и храбрость начальных командиров и солдат». Представьте, что вы - Никита, сын Михаилов, гренадер Новгородского полка, участник Полтавской баталии. Какое участие в совершении «виктории» принимали вы? Опишите эпизоды битвы и те чувства, которые вы испытывали во время ее победоносного завершения.
Вообразите, что вы - секретари петровской мануфактура- коллегии. Президент коллегии поручил вам составить подробную реляцию (донесение) о заводчиках фабрик и мануфактур, их пожитках и достоинстве, о сделанных на мануфактурах потребных вещах и приеме работных людей, покупке к заводам деревень. Говоря современным языком, вы должны собрать сведения о том, кто является владельцем мануфактур: происхождение этих людей, их капиталы, сведения о выпускаемых товарах, о работающих на мануфактурах людях. Каждый секретарь выбирает одно из указанных направлений, выбирает обер-секретаря, изучает необходимые источники.
Выступите от имени родовитого боярина Бориса Буйносова. В своей родовой вотчине он живет по старинке, как завещали отцы и деды. Опишите, как изменился этот уклад после воцарения Петра Алексеевича. Выразите свое отношение к европейским нововведениям царя.
Составьте манифест от имени Е. Пугачева и его сподвижников. Начните так: «Жалуем сим именным указом с монаршим нашим милосердием...»
Подготовьте экскурсию по одной дворянской усадьбе, в которой вам приходилось бывать или о ней читали книги. Включите следующие данные: местоположение усадьбы, ее обитатели, основные постройки, парк, комнаты парадного дома, обстановка и интерьер, ритм жизни.
Представьте, что вы находитесь на заседании Академии художеств XVIII века. Составьте выступление поэта 18-го века, либо зодчего, живописца или скульптора.
Возьмите интервью на тему: «Почему Россия в начале XIX века не стала конституционной монархией?» у одного из следующих лиц: а) члена Государственного Совета, б) министра, в) губернатора, г) чиновника, д) члена тайного общества.
Заполните анкету (личный листок) от имени вымышленного декабриста. Включите в нее данные о возрасте, происхождении, образовании, служебном положении (профессии), политических симпатиях и качествах личности своего героя.
Напишите небольшое сочинение «В губернском городе N», используя картину М.В. Добужинского «Город в николаевское время» от имени: а) состоятельного жителя-купца, б) будочника, изображенного на картине, в) одного из играющих детей, г) дамы - героини картины.
По картине Г.Г. Мясоедова «Земство обедает» можно судить о характере земской реформы. У крыльца земской управы земские депутаты «подкрепляются» черным хлебом и луком, а в открытом окне над ними виден официант, перетирающий тарелки для обильного обеда господ. Крестьяне разговаривают между собой. Составьте их диалог.
От лица народника напишите небольшую газетную статью. Придумайте название газеты.
Придумайте историю жизни героя картины И. Репина «Не ждали».
Составьте рассказ о купце XIX века: чем он занимался, каков был его характер, как он разбогател, куда и на что тратил деньги. Используйте высказывание Ф.И. Шаляпина: «Русский купец - это простой русский крестьянин, который после освобождения от рабства потянулся работать в город. В этом человеке есть, как и подобает, ум, сметка, расторопность и энергия».
Представьте, что вы участвуете в беседе средневекового философа и гуманиста Возрождения. Воспроизведите эту беседу. Чья позиция вам ближе?
Флоренцию конца XV века современники называли очагом гуманизма, признавали за ней славу богатого и веселого города. От имени путешественника, посетившего Италию, расскажите о пребывании во Флоренции. Придумайте имя и биографию своего героя, цель его приезда в Италию: торговля или дипломатические дела.
Как бы мог ответить основатель ордена иезуитов И. Лойола на обвинения в адрес иезуитов в том, что они добиваются влияния с помощью коварства, лести, вероломства, лукавого красноречия и наглого обмана? Возьмите у него интервью по этому поводу.
Представьте, что вы - современник кардинала Ришелье. Расскажите о нем и его деятельности от имени: а) провинциального интенданта, б) придворного аристократа-заговорщика.
Представьте, что вы - скульптор эпохи Просвещения. Какой бы памятник вы предложили для данного времени? Если вы вообразите себя живописцем, то придумайте эмблему, отражающую «век Разума и Света».
После Бостонского чаепития в колониях стали распространяться прокламации, призывающие к независимости, разрыву с метрополией. Придумайте собственный вариант прокламации, посвященной событиям 5 марта 1770 года, когда в Бостоне пролилась кровь, и английские солдаты стреляли в местных жителей.
Представьте, что вы - один из первых американских поселенцев. Считаете ли вы, что индейцы должны потесниться, уступить вам место, как полагают сами американцы? Или возможно другое решение? Дайте интервью на эту тему.
Вас как композитора попросили написать патриотическую песню для солдат Французской революции. Какой текст вы бы выбрали для своей музыки?
Вообразите, что вы участвуете в разработке плана создания союза европейских государств в первой половине XIX в. Сформулируйте основные положения такого плана.
Представьте себе, что вы живете в 1904 г. От имени жителя одной из европейских стран оцените роль географического фактора в предстоящей войне с Японией. Выскажите предположения о победах и поражениях России в будущей войне.
Вообразите, что вы живете в одной из европейских стран в 1914 г. Выберите страну, профессию и имя героя. Как вы встретили известие о войне? Дайте интервью на тему: кто и почему победил в первой мировой войне?
Существует точка зрения, что любая бывшая колония не сумеет преодолеть разрыв с ведущими развитыми странами и неизбежно попадет в зависимость. Дайте интервью от лица руководителя бывшей колонии по поводу западной капиталистической и социалистической моделей развития государства.
Дайте интервью от имени представителей различных социальных слоев по поводу внедрения компьютера в нашу жизнь.
Опишите, как будет выглядеть город будущего от лица его жителя.
Дискуссионные
Историки подсчитали, что князь Святослав прошел походами не менее 8000-8500 км. Иногда Святослава обвиняют в излишней воинственности, безрассудной драчливости, называют его «авантюристом, предводителем бродячей дружины». Какие доводы можно привести в опровержение этих обвинений?
Историк Б.А. Рыбаков называет Киевскую Русь «нянькой, воспитавшей и охранявшей от всяких бед и напастей целую семью русских княжеств». Выскажите свою точку зрения по этому вопросу.
Справедливо ли называть Новгород «Окном в Европу» Древней Руси?
В.О. Ключевский писал о Новгородском вече: «На вечевую площадь бежал всякий, кто считал себя полноправным гражданином. Решение составлялось на глаз, лучше сказать на слух, скорее по силе криков, чем по большинству голосов». Сегодня историки опровергают эту точку зрения. Попробуйте сделать это и вы.
Исследователи образно называют храмы «глубинной книгой эпохи». На примере одного из древнерусских храмов попробуйте подтвердить или опровергнуть данную точку зрения.
Историки до сих пор спорят, как нужно было вести себя русским князьям во время вторжения монголо-татар на Русь: помогать осажденным городам, изматывать врага по лесам, не встречаясь в генеральном сражении, или, наоборот, принять его, и выжидать, ибо зимой конное войско татар не решилось бы на вторжение. Что вы об этом думаете? Поразмышляйте на эту тему.
Историки ведут споры, почему Батый не дошел до Новгорода. Согласно одной версии, татары испугались весенней распутицы. Другая: монголы не хотели разорять торговые пути Новгорода. Третья: на них «дохнуло» поражением. Какова ваша версия? Почему богатый Новгород (об этом не могли не знать завоеватели) не был подвергнут разорению?
Какие факты дали основание упрекнуть А. Невского в сотрудничестве с ордынцами? Какие доводы вы могли бы привести в опровержение этой точки зрения?
Л.H. Гумилев в отличие от большинства историков не считает ордынское нашествие игом, монголов называет спасителями Руси от Запада. Согласны ли вы с мнением историка?
Как вы объясните прозвище «Тишайший» царя Алексея Михайловича, учитывая, что не было тишины ни в его характере, ни во время весьма бурного царствования: разинщина, Медный и Соляной бунты, Соловецкое восстание, церковный раскол?
Обсудите проблему: трудно ли было стать грамотным человеком в XVII веке?
Согласитесь ли вы с известным высказыванием о том, что «Петр I произвел революцию на русской кухне»?
Как вы прокомментируете утверждение современника Ивана IV Ивана Пересветова: «Государство без грозы, что конь без узды». Обсудите проблему: жестокость и террор свидетельствуют о силе царской власти или о ее слабости?
Можно ли сравнить Ермака с Колумбом? Западные историки утверждают, что покорение Ермаком Сибири ничем не отличалось от экспедиций европейцев в Азию, Африку и Америку. При помощи каких фактов можно опровергнуть это мнение?
Можно ли сравнить опричников со средневековым духовно-рыцарским орденом, ведь они носили монашеское одеяние?
Выразите свою точку зрения на высказывание художника И.Е. Грабаря о том, что собор В. Блаженного скорее одинок в русском искусстве, нежели типичен для него?
Историк XIX века П. Буцинский писал: «Я не разделяю того мнения, что будто бы алчность к наживе вела русских все далее вглубь Сибири... Нет, помимо материальных интересов ими руководил необыкновенный дух предприимчивости, страсть к рискованным предприятиям, жажда знания... Об этом свидетельствуют неопровержимые исторические факты». Какие факты вы можете привести в поддержку или опровержение этой точки зрения?
Часто принято утверждать, что во времена Екатерины II нашла свое продолжение петровская эпоха. На каких фактах основано, по вашему, такое утверждение? Можно ли его опровергнуть?
Попробуйте высказать доводы в опровержение или поддержку следующего обвинения: «Емельян Пугачев и его сподвижники обвиняются в том, что нанесли ущерб экономике страны, обострили внутреннюю и внешнюю обстановку в России. Восставшие грабили, убивали помещиков, громили усадьбы и даже разрушали целые города. Они чинили самосуд над ни в чем не повинными людьми. Такой случай расправы с семьей коменданта Белгородской крепости описан в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Какое из двух мнений о России начала XIX века вам кажется более реальным:
Александр I: «Мое несчастное отечество находится в положении, неподдающемся описанию. Хлебопашец унижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены».
Р. Мак-Грю: «Фактически то, что Павел завершил за четыре года и три месяца своего правления оказалось основополагающим для России первой половины XIX в.»?
Среди историков нет единого мнения о том, чем являлась для России Бородинская битва: победой или поражением? Е.В. Тарле, А.З. Манфред считают, что победа была за Россией: нравственная, моральная. Б. С. Абалихин считает, что ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей, и поэтому была ничья. Н.А. Троицкий считает победителем в битве Наполеона - с точки зрения материальных потерь. Какова ваша точка зрения?
Пожар Москвы в 1812 г. - событие, вокруг которого также спорят историки. Одни считают, что Москва подожжена по приказу русского военного командования или губернатора города В.Ф. Ростопчина, другие, что город подожгли французские мародеры или русские патриоты. Ваша точка зрения?
В. О. Ключевский назвал споры западников и славянофилов «богатырскими битвами». На чью позицию вы бы стали в этих битвах? Согласны ли вы с В.Г. Белинским, который назвал западников «беспаспортными бродягами человечества», а славянофилов - «витязями прошедшего и обожателями настоящего»?
Существует две точки зрения на земства в России в XIX веке. Согласно первой, земства - это зародыш конституционного строя. Согласно второй, земства имели очень мало влияния и власти, а по сути в стране управляла административная власть. Ваше мнение?
Обвинитель К.И. Кессель говорил о том, что Вера Засулич имела заранее обдуманное решение лишить жизни градоначальника Трепова и стреляла в него. П.А. Александров уверял в том, что главный мотив поступка подсудимой - защита политического арестанта, над которым было совершено позорное сечение. Будь вы в составе присяжных заседателей, какой вердикт вы бы вынесли: а) виновна, б) невиновна, в) виновна, но заслуживает снисхождения. Ваши соображения?
Можно ли согласиться с тем, что кальвинистское учение способствовало капиталистическому развитию в странах Западной Европы? Как вы оцените высказывание французского философа Вольтера: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»?
Верно ли утверждение, что в XVII в. церковь препятствовала развитию науки? Свое мнение аргументируйте фактами из истории науки.
Какая задача, на ваш взгляд, была более приоритетной для правителей европейских держав в XVII-XVIII вв.: взять верх над своими соперниками в Европе или захватить больше заморских колоний? Обоснуйте фактами свой ответ.
Некоторые историки считают, что промышленный переворот произошел в Англии раньше, чем в других странах Европы благодаря ее удачному географическому положению, способствовавшему в XVII-XVIII вв. развитию мореходства и морской торговли. Согласны ли вы с этим мнением?
Обсудите, с точки зрения правоты, мнение историка, который писал: «Великий террор - это порождение политической философии М. Робеспьера, доведшего до логического предела взгляды Ж.-Ж. Руссо, его три тезиса:
- идея «единой воли» народа, не допускающая никаких различий во мнениях;
- идея «парламентных врагов», строящих козни против республики;
- идея торжества политики и морали, которые с необходимостью вели к неукоснительному и бесконечному применению гильотины?
В политике каких еще государств и когда эти идеи нашли свое воплощение?
Некоторые историки утверждают, что, выиграй Наполеон сражение при Ватерлоо, судьба Франции и России могла бы сложиться по-иному. По мнению других, если не при Ватерлоо, то в другой битве очень скоро все равно Наполеон был бы разбит. Как вы думаете?
Разделяете ли вы утверждение, что либерализм по своей сути является скрыто консервативной теорией, нацеленной, прежде всего, на противодействие передовым идеям века? Свое мнение обоснуйте.
Выскажите свое отношение к мнению американского ученого С. Хантингтона: «Людей толкает к консерватизму шок, вызванный теми или иными событиями, ужасное чувство, что общество и институты, которые они одобряют или принимают и с которыми они тесно связаны, могут вдруг прекратить существование».
Можно ли утверждать, что на Парижском конгрессе 1856 г. был победитель или победители?
В исторической литературе утвердилось название «франко-прусская война». Между тем, в войне участвовала не только Пруссия, но и весь возглавляемый ею Северогерманский союз, а также связанные с ним военными договорами южногерманские государства (Бавария, Баден, Вюртем- берг). Предложите свое название войны.
Согласны ли вы со следующим мнением немецкого социал-демократа Э. Бернштейна: «французская революция 1848 г. и Парижская коммуна 1871 г. были не «локомотивами истории», а событиями, отбросившими далеко назад Францию»? Аргументируйте свою точку зрения.
Можете ли вы принять высказывание современников: «Импрессионисты- якобинцы живописи»?
С какой точкой зрения вы бы согласились, а какую оспорили:
- К.Маркс: «Революции - локомотивы истории».
- Н. Бердяев: «Революции всегда бывают неудачны, удачных революций не бывает и быть не может».
- Ж. Жорес: « Революции - варварская форма прогресса » ?
До сих пор не утихают споры о виновниках 1-й Мировой войны. Одни возлагают всю вину на Германию и Австро-Венгрию, другие - на Сербию и Россию, третьи - весьма сурово отзываются об английской и французской дипломатии, четвертые считают, что виноваты все державы. Ваше мнение?
Можно ли было избежать 1-й Мировой войны? Обсудите, кто и почему победил в Первой Мировой войне?
Имелась ли альтернатива развитию политических событий в России в октябре 1917 г.? Какие меры могли бы изменить их ход? Как вы полагаете, изменилось ли что-либо, если бы Ленин выполнил решение ЦК собственной партии и оставался бы в подполье?
Выскажите свои соображения по поводу прихода к власти сравнительно малочисленной или малоизвестной до революции партии большевиков. Почему им удалось удержать власть в дальнейшем? Если объяснять террором, то почему аналогичные методы не помогали белогвардейцам?
Согласны ли вы с оценкой Деникиным периода 1917-21 гг., которые он назвал «русской смутой»?
Почему в гражданской войне победили большевики? Как повернулось бы развитие России в случае победы Белого движения?
После окончания войны страна Советов оказалась в состоянии глубокого кризиса. Предложите собственный проект выхода из кризиса. По силам ли он был руководству Советской России?
Сегодня некоторые историки все еще считают позицию JI. Троцкого по затягиванию переговоров и ультиматума при подписании Брестского мира предательством и своеволием. Согласны ли вы с этой точкой зрения?
Можно ли всерьез считать взгляды JI. Троцкого реальной альтернативой сталинскому режиму? Могла ли внутрипартийная борьба 20-х гг. привести к демократизации партии и общества? Означал ли разгром JI. Троцкого и его сторонников конец дискуссии в партии и государстве?
Поразмышляйте: что утратили, а что приобрели в духовной жизни люди Советской России в годы НЭПа?
Кто был прав - Сталин и его окружение или оппозиция? Последняя обвиняла Сталина в термидорианстве, а партию - в перерождении. Правы ли они? Насколько основательны эти обвинения? Смогли ли бы сами оппозиционеры повести нашу страну по иному пути? Каким мог бы быть этот путь?
Несмотря на выявившуюся несостоятельность гигантских сталинских расчетов и очень высокую цену достигнутого, пятилетки значительно продвинули индустриальное развитие страны. Оправданы ли были такие планы и пути их реализации? Как, по вашему мнению, следовало осуществлять индустриализацию страны?
Как вы полагаете, связаны ли были истоки современных межнациональных проблем в нашей стране с их решением в 20-30-е гг.
Долго считали, что заключив с Германией договор о ненападении, СССР получил два года передышки. Как вы полагаете, кто мог использовать этот договор более эффективно - СССР или Германия? Свое мнение аргументируйте.
Была ли неизбежной Вторая мировая война? Что могло бы остановить подготовку к ней? Почему не удалось создать систему коллективной безопасности в Европе?
Как известно, не все в Европе встречали с восторгом армию- освободительницу. Определенная часть населения освобождаемых стран в той или иной мере была связана с оккупационным режимом. Коллаборационисты и их последователи требуют одинаковых почестей для тех, кто сражался по обе стороны фронта и призывают к примирению. Можете ли вы согласиться с оценкой советских войск как оккупантов? Возможно ли такое примирение?
Существуют две точки зрения по поводу войны на Дальнем Востоке в 1945 г. Первая основана на том, что СССР не сыграл сколько-нибудь значительной роли в разгроме Японии.
Вторая: для СССР война на Дальнем Востоке не представляла особых трудностей и была быстрой и легкой победоносной кампанией. Какова ваша точка зрения?
XX съезд партии вошел в историю СССР как выдающееся событие. Что это было: веление времени или усилия Н.С. Хрущева по укреплению своей власти? Закономерность или случайность?
Какие факторы помогли избежать третьей мировой войны в послевоенное время: усилия каждой из систем укрепить свою позицию, или осторожность и мудрость лидеров великих держав, или влияние всех миролюбивых сил, опасавшихся перерастания «холодной» войны в «горячую»?
Сохранялись ли к концу «оттепели» возможности эффективного эволюционного переустройства системы? Свое мнение аргументируйте.
Есть мнение, что диссиденты являлись «совестью народа». Разделяете ли вы эту точку зрения? Приведите аргументы «за» и «против».
Смог ли бы Ю.В. Андропов реформировать существующий режим, если бы история отвела ему побольше времени? Если нет, то почему? Если да, то каким образом?
Существует мнение, что перестройка была инициирована американскими и иными западными спецслужбами, а тогдашний председатель КГБ Крючков назвал некоторых ее деятелей «агентами влияния». Ваше отношение к этой позиции.
Можно ли было заранее спрогнозировать финал перестройки? Попробуйте это сделать, подобрав необходимые аргументы.
Выскажите ваше мнение о том, как можно было урегулировать конфликты в странах Восточной Европы в 90-е гг.?