ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ЗАДАЧКИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Задача "Книжный порядок"

В средние века книги были рукописными. Каждая страница переписывалась отдельно, после чего страницы – а их иногда было больше сотни – попадали к переплетчику. Нумерации на страницах тогда не было. Как переплетчику было не запутаться в порядке расположения страниц?

 

Задача "Громче некуда"

Руслан подъезжает к Голове, будит ее. Разъяренная Голова раскрывает рот и... У Пушкина дальше идут такие слова: «Но вот раздался голос шумный». В опере «Руслан и Людмила» «голос шумный» означает, что партия Головы должна звучать гораздо громче партии Руслана. Но в дуэте Руслан тоже не может петь тихо – он злится на неожиданное препятствие, и его партия должна звучать максимально громко. Как же показать «голос шумный» партии Головы?

 

Задача "Говорите молча"

В пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» все действие построено на том, что профессор лингвистики Хиггинс учит простолюдинку Элизу говорить, как аристократка. С этим связаны и сюжетные, и образные элементы пьесы. Представьте себе, что вы хотите поставить балет по пьесе «Пигмалион». Но в балете нельзя говорить! На чем построить сюжет?

 

Задача "Нацисты против Ремарка"

В книге «Люди. Годы. Жизнь» Илья Эренбург описывает происшествие, которое случилось в Берлине в 1931 году. В одном из кинотеатров демонстрировали английский фильм по роману Ремарка «На Западе без перемен». Нацисты были возмущены образом немецкого солдата, показанным в киноленте, и решили сорвать показ. В полиции знали об этом и обеспечили максимальные меры предосторожности, чтобы избежать беспорядков. Но не глядя на это, посреди сеанса в темном зале начали раздаваться истеричные крики, и люди стали сами спешно покидать зал. Показ все-таки был сорван. Каким образом нацистам удалось это сделать? 

 

Задача "Не дай мне Бог сойти с ума"

Перед съемками фильма "Гамлет" режиссер Г.М.Козинцев тщательно изучил историю постановок этой пьесы. Он обратил внимание на тенденцию: режиссеры все больше и больше форсируют несчастный, страшный внешний вид сумасшедшей Офелии. Питер Брук просто делает ее "грязной оборванкой". Козинцев не хотел идти таким путем. (Отрывок из режиссерского дневника: "Сумасшествие Офелии. Величайшая трудность: уровень поэтического выражения. Именно поэтического. Никакая патология, клинические симптомы помешательства и т.п. тут ни при чем...") Задача, поставленная Козинцевым, была другой: сошел с ума мир, а не только Офелия. Можно было, конечно, сделать сумасшедшим и окружение. Но тогда на этом фоне пропадет безумие Офелии. Что делать?

 

Задача "Костюмы для эльфов"

Герои пьесы Шекспира "Сон в летнюю ночь" – эльфы и феи. Чтобы показать, что действие происходит в старину, актеры обычно играли их в пышных средневековых костюмах. Но один режиссер решил, что это неправильно. Феи и эльфы – персонажи народных сказок, они не должны быть роскошно одеты. Получилось противоречие: костюмы должны быть пышными, чтобы казаться старинными, и должны быть простонародными. Как режиссеру выйти из этой ситуации?

 

Задача "Кавказ предо мною…"

В двадцатых годах Х1Х века тема Кавказа, горских народов была однозначной: горцы - дикари, звери, убийцы. У Жуковского: "Бросают смерть из-за угла...", "Рассыпавшись, добычи ждут...", "И об убийства говорят...", "Иль сабли на кремнях острят, готовясь на убийства новы." Или у Пушкина: "Плывет оружие злодея...", "Но скучен мир однообразный сердцам, рожденным для войны..."

Спрогнозируйте, пожалуйста, дальнейшее развитие темы Кавказа и горцев в российской литературе.

 

Задача "Хэппи-энд Анны Карениной"

Во второй половине 1920-х годов в Голливуде решили снять фильм по роману Л.Толстого «Анна Каренина». Всемирно известный роман, актуальная тема женской эмансипации, популярная Грета Гарбо в роли Анны – все вроде бы располагало к успеху будущего фильма. Сомнение у создателей фильма вызывал только финал произведения, когда главная героиня заканчивает жизнь самоубийством. По мнению продюсеров, американскому зрителю нужен хэппи-энд – «счастливый финал». Каким образом удалось решить проблему?

 

Задача "Как звали Ремарка?"

К 1933 году, когда к власти в Германии пришли фашисты, немецкий писатель Эрих Мария Ремарк уже завоевал себе имя в мировой литературе и даже номинировался на Нобелевскую премию. Нацисты запретили и сожгли книги Ремарка из-за антивоенного содержания. Сам писатель вынужден был эмигрировать. Чтобы дискредитировать его в глазах общественного мнения, фашистская пропаганда создала миф о еврейском происхождении писателя. Сообщалось, что он даже сменил еврейскую фамилию. Какой, по версии нацистских пропагандистов, была настоящая фамилия Ремарка?

 

Задача "Уловка капитана Флинта"

Один из героев приключенческого романа Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ» капитан Флинт, хотя и не участвует в самом повествовании,  предстает в образе неустрашимого безжалостного пирата. За долгие годы капитан Флинт скопил огромное богатство, ограбив множество судов. Он совершенно не обращал внимания, какому государству принадлежит корабль. Благодаря небольшой уловке корабль Флинта беспрепятственно подходил к торговым судам достаточно близко, чтобы взять желанную добычу на абордаж. Какую уловку применял легендарный пират Флинт?

 

Задача "Ермилов в «Бане»"

В 1930 году в Москве театр Всеволода Мейерхольда репетировал экспериментальную сатирическую пьесу Владимира Маяковского «Баня». Среди прочих авангардных находок Маяковский настаивал, чтобы на сцене висел лозунг «Всех бюрократов выпарить рой  не хватит ни бань, ни мыла вам. А еще бюрократам, помогает перо критиков вроде Ермилова!» Владимир Ермилов в то время был влиятельным официальным критиком. Мейерхольд оказался перед дилеммой: либо по требованию автора пьесы оставить лозунг, который воспринимался как личное оскорбление критика -  и Ермилов вполне мог обратиться за защитой к властям, либо убрать лозунг, но Маяковский при этом грозил вообще отказаться от постановки. Как же режиссер вышел из этой ситуации? 

 

Задача "Книга без точек и запятых"

В начале 19 века пятидесятилетний американский предприниматель Тимоти Декстер выпустил книгу, которая состояла из язвительных заметок по поводу своих жен, тогдашних политиков, представителей  духовенства. Книга, написанная своеобразным живым разговорным языком, обрела популярность. Единственное, что возмущало читателей – это полное отсутствие знаков препинания. В подготовке второго издания Декстер решил исправить эту оплошность. Каким образом он это сделал?

 

Задача "Е-роман"

Во французском языке наиболее часто употребляется буква «е». Ради эксперимента писатель Жорж Перек написал роман под названием «La disparition», в котором буква «е» не употреблялась ни разу. Изданный в 1969 году роман оказался вполне успешным и его перевели на английский, немецкий, итальянский и другие языки. Каким образом переводчикам удалось сохранить экспериментальный характер романа?

 

Задача "Популярное чтиво"

В 2000 году французский писатель Фредерик Бегбедер выпустил новый роман под названием «99 франков». Оттолкнувшись от названия, издатели договаривались с книжными магазинами, чтобы роман продавался именно по такой цене. Впоследствии роман был переведен на немецкий, английский, японский и другие языки. Издателям очень хотелось «перенести» найденный маркетинговый ход за пределы Франции. Но как это сделать? Ведь в других странах другие валюты…

 

Задача "Стивен Кинг и Ричард Бахман"

В 1970-х годах у американских издателей существовал негласный картельный договор: в год выпускать в свет не более одной книги одного автора. Писатель Стивен Кинг за год успевал написать несколько произведений и, естественно, хотел, чтобы они поскорее дошли до читателей. Кинг пошел на хитрость: он стал публиковать романы под псевдонимом Ричард Бахман. Но 1984 году один «продвинутый» продавец книжного магазина заподозрил сходство литературных стилей у Бахмана и Кинга и, покопавшись в Библиотеке Конгресса, вывел настоящего автора на чистую воду. О чем не преминул сообщить издателей. За нарушение картельного договора от Стивена Кинга могли вообще отвернуться все издательства. Как же писатель вышел из этого положения?  

 

Задача "Комплимент от Марка Твена"

Как-то Марк Твен присутствовал на одном званом обеде. Среди прочих там была дама, которая относилась к писателю с большой неприязнью. Еще не зная этого, Марк Твен для приличия сказал ей: "Вы очаровательны". "К сожалению, я не могу ответить Вам таким же комплиментом", – ответила дама. Что посоветовал ей писатель, чтобы выйти из такого создавшегося положения? 

 

Задача "История "Короля Лира"

"Короля Лира" у нас традиционно ставили как историю отца, несправедливо пострадавшего от коварных и корыстолюбивых дочерей. Это отчасти соответствует исходному замыслу Шекспира - история короля, представителя старой доброй феодальной морали, пострадавшего от этой подлой и безнравственной новомодной буржуазии. Как должна измениться со временем тема всего спектакля и тема самого Лира? Каково надсистемное обоснование Вашего выбора?

 

Задача "Роман XVI века"

В Х11-Х1Y веках в Испании был популярен жанр "рыцарского романа". Тема главного героя этого жанра: он преодолевает все невзгоды и препятствия благодаря своим высоким моральным качествам: честности, благородству, набожности. С самого детства рыцарь воспитывается в этом духе. И вся его жизнь - возвышенный гимн этико-сентиментальному совершенству. Главный герой испанских романов XVI века тоже преодолевает невзгоды, посылаемые ему судьбой.

Какова, по-Вашему, тема главного героя романов XVI века? Какими качествами он должен обладать? Каковы его моральные принципы? Чему он учится с детства? Какие методы деятельности типичны для него?


Задача "Шекспир в Израиле"

В конце 1990-х годов в одном театре в Иерусалиме решили поставить классическую пьесу Шекспира «Ромео и Джульетта», в которой по действию идет противоборство двух семейных кланов – Монтекки и Капулетти. Чтобы привлечь внимание публики, режиссеры спектакля широко разрекламировали необычный ход, которым они воспользовались при подборе актерского состава исполнителей. В результате постановку даже снимали несколько зарубежных телекомпаний. Что же придумали режиссеры для раскрутки спектакля?

 

Задача "Мысли – скакуны"

В повести Айзека Азимова «Стальные пещеры» есть эпизод, когда человек по имени Бейли и робот Дэниел идут вместе для расследования преступления. В описанном обществе господствует ненависть людей к роботам. Бейли на пути преодоления этой ненависти. В какой-то момент Бейли спрашивает у Дэниела, который час, и тот мгновенно отвечает: «Двадцать десять». Бейли начинает анализировать причины, по которым он задал этот вопрос – ведь у него самого есть часы. И приходит к печальному выводу, что это был способ подсознательно подчеркнуть, что Дэниел – всего лишь робот. На самом деле, описанные мысли Бейли промелькнули в одно мгновение, а читать их в повести – долго. Как же показать (без авторского комментария), что прошло всего мгновение?

 

Задача "Читай не так, как пономарь…"

Рифма - один из самых сильных видов ритма в поэзии. Особенно она желательна в драматургической поэзии. Однако, далеко не во всяких ситуациях поэтическая речь персонажа звучит естественно. В таких случаях рифма мешает. Рифма придает четкость речам персонажей, но речь "в рифму" совершенно неестественна. Что делать в этом случае?

 

Задача "Мысль изречённая есть ложь"

Допустим, в пьесе есть только отрицательные персонажи. Но кроме действий персонажей, автор хотел бы высказать некоторые свои - положительные - мысли. Произнести их может только один из персонажей. Но отрицательный персонаж не может говорить положительные вещи - это будет неестественным. Как высказать положительные мысли, не рискуя естественностью персонажа?

 

Задача "Роковой генерал"

В повести некий генерал сыграл роковую роль в жизни мелкого чиновника. Чиновник и без того был в тяжелейшем моральном и финансовом состоянии. Но когда генерал совершенно несправедливо и незаслуженно сделал ему выговор, чиновник заболел и умер.

Нужно показать, что весь долгий и трагичный финал чиновничьей жизни связан именно с генералом. Генерал должен как бы непрерывно "нависать" над чиновником. Но фигура генерала будет явно лишней, ему нечего делать в описании жизни мелкого служащего. Он эпизодически появится только в самом конце. Как показать его постоянное влияние?

 

Задача "Битва на словах"

Пушкин и его единомышленники-писатели зло и далеко не всегда заслуженно высмеивали своего современника-писателя Н.Полевого. Как раз в тот период в моде были эпиграммы. И они посыпались на Полевого. Сам Полевой был неплохим писателем, удавались ему и пародийные стихи. А вот эпиграммы не получались столь же острыми и злыми, как у Пушкина. Поэтому ответить эпиграммой он не мог - это вызвало бы дополнительные насмешки. Отвечать пародией на стихи Пушкина тоже лишено смысла, так как это уже не будет ответ на эпиграммы. Как же отбиться от незаслуженных нападок?

 

Задача "Устал я любить тебя, Джульетта"

"Ромео и Джульетта" В. Шекспира. Финал. Оба героя погибают. Трактуют их смерть по-разному. В одних постановках причиной является неразумная вражда, в других - "издержки" феодализма, в третьих - козни врагов. Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли нашел еще один аспект. Внешние причины для него - естественное явление, они были и будут. Смерть Ромео и Джульетты наступает потому, что они устали бороться за свою любовь, у них иссякли силы. В пьесе нет никаких прямых указаний на эту усталость. Нет у персонажей и слов, в которых можно было бы ее почувствовать. Вводить новые монологи или ситуации в классическую пьесу не принято. Как же показать нарастающую усталость героев?

 

Задача "У каждого мгновенья свой резон"

В повести американского писателя-фантаста Айзека Азимова "Стальные пещеры" есть эпизод, когда человек по имени Бейли и робот Дэниел идут вместе для расследования преступления. В описанном обществе господствует ненависть людей к роботам. Бейли на пути преодоления этой ненависти. В какой-то момент Бейли спрашивает у Дэниела, который час, и тот мгновенно отвечает: "Двадцать десять". Бейли начинает анализировать причины, по которым он задал этот вопрос - ведь у него самого есть часы. И приходит к печальному выводу, что это был способ подсознательно подчеркнуть, что Дэниел - всего лишь робот. В литературе существует противоречие между временем фабульным и временем прочтения эпизода. В данном случае тоже - описанные мысли Бейли промелькнули в мгновение ока. Читать же их пришлось довольно долго. Как же показать (без авторского комментария), что прошло всего мгновение?

 

Задача "Покинутая: развитие темы"

Для литературы Х1Х века характерен образ соблазненной и покинутой девушки. Положение ее было безвыходным, и она всегда кончала жизнь самоубийством (или автор насылал какой-то другой вид смерти, причем всегда очень вовремя). Какой, по-вашему, вид приобретет эта тема в дальнейшем?

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru