ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Зачем нужна фенология

Фенология – наука о сезонных явлениях в живой природе, изучающая изменения в растительном и животном мире, обусловленные сменой времен года и погодными условиями. Фенологические наблюдения имеют большое практическое значение для полеводства, садоводства, огородничества, охоты, лесного и ряда других отраслей хозяйства. Например, подмеченное на протяжении длительного времени совпадение сроков тех или иных природных явлений и наступления определенных фаз жизненного цикла у растений поможет при составлении календаря сельскохозяйственных работ, позволит заранее определить наиболее благоприятные сроки сева или время созревания урожая.

Зная определенные фазы развития насекомых-вредителей, можно заранее и с наибольшей эффективностью предупредить их нашествие. Правильный прогноз времени начала массового цветения лугов поможет обеспечить заготовку наилучшего по питательности сена.

Такое же значение имеют и фенологические наблюдения за дикими животными. Знание сроков прилета, размножения, подрастания молодняка у охотничье-промысловых видов птиц позволит уточнить сроки охоты на них в конкретном регионе. Точно так же необходимо знать, когда, например, летний мех белки, горностая, соболя, лисицы сменится полноценным зимним.

Для простейших наблюдений за климатом и погодой, жизнью растений и животных1 не требуется специального оборудования – достаточно записной книжки и карандаша. Записи, сделанные в ходе наблюдений в природе, надо переносить в журнал, в качестве которого лучше всего использовать тетрадь в клеточку – в ней удобнее делать зарисовки и чертить схемы и графики. Ну и, конечно, вам потребуются наблюдательность, ответственность и аккуратность. И тогда вы сможете собрать ценнейший материал, который может послужить основой для научных и практических выводов2.

При ведении записей не забывайте указать название населенного пункта, в окрестностях которого проводились наблюдения, район и область, номер своей школы, фамилии наблюдателей. Обязательно указывайте названия рек, озер и других географических объектов, характер ландшафта, тип леса. При наблюдении за жизнью растений для дикорастущих видов указывайте, наблюдаете ли вы их в местах естественного произрастания или высаженными в саду или на школьном участке. Для культурных растений отмечайте названия сортов.

Ниже приводится примерный перечень явлений, на которые стоит обратить первоочередное внимание при заполнении фенологического дневника.

Зима

– первый снег;
– установление устойчивого снежного покрова;
– начало ледостава;
– первая поземка;
– высота снежного покрова на протяжении зимы (желательно выбрать несколько точек – на поле, в лесу под кронами деревьев и т.п. и в дальнейшем регулярно проводить там наблюдения);
– толщина льда на водоемах на протяжении зимы;
– дни со снегопадами, метелями, бураном и пургой;
– дни образования наста.

Весна

– день первой капели;
– появление протаявших воронок около стволов деревьев;
– появление первых проталин (отмечается день, когда на открытых пространствах среди снежного покрова стали хорошо заметны пятна земли);
– начало интенсивного таяния снега;
– полное исчезновение снегового покрова (отмечается день, когда снег растаял практически полностью на открытых ровных участках и в разных типах леса, отдельные оставшиеся пятна снега, снег в глубине оврагов не принимается во внимание);
– взлом льда на водохранилище, озере, реке;
– начало и конец ледохода;
– полное исчезновение льда на водохранилище, озере, реке;
– начало и конец паводка;
– последний заморозок в воздухе;
– последний заморозок на почве;
– начало сокодвижения у березы (отмечается день, когда из поврежденных побегов начинает капать сок или когда из заранее сделанного прокола на стволе средневозрастного дерева (с южной стороны) появляются капли сока; после этого прокол замазать глиной, садовой замазкой или пластилином);
– начало сбрасывания колпачков с цветочных почек ивы и других деревьев и кустарников;
– распускание листьев на березах и лиственнице (отмечается начало зеленения – когда из почек показались концы зеленых листьев (хвоинок) и появление «зеленой дымки» (обычно через 5–10 дней после начала зеленения) – у берез это появление из почек еще не расправившихся листьев, у лиственниц – начало расхождения хвоинок в пучках);
– появление листьев на других деревьях и кустарниках;
– зацветание мать-и-мачехи, красного клевера, одуванчиков (за начало цветения травянистых растений принимается день, когда на каждом участке у 2–3 особей данного вида появляются первые цветы);
– начало цветения ивы, березы, черемухи, тополя (у ветроопыляемых растений начало цветения отмечается датой, когда при встряхивании соцветий начинает выделяться пыльца, у ивы козьей началом цветения считается день, когда на мужских сережках станут ясно видны желтые тычинки, из которых при легком прикосновении летит пыльца; для древесных растений, кустарников и кустарничков, имеющих цветы с четко выраженными околоцветниками, за начало цветения принимается день, когда у 2–3 экземпляров появляются полностью раскрывшиеся цветы);
– начало пробуждения рыб в водоемах;
– появление различных насекомых (первыми весной обычно появляются крупные синие мухи, зимующие на стадии взрослой особи – они хорошо заметны на освещенных солнцем стенах домов, на заборах еще до таяния снега; позже вылетают шмели, появляются бабочки, зимующие во взрослом состоянии: красно-черные крапивницы и светло-желтые лимонницы, крупные темно-коричневые, с широкой кремово-белой каймой на крыльях траурницы);
– появление в лесу на высоких муравейниках лесных муравьев;
– появление кровососущих насекомых (комаров, а позже – слепней и мошек);
– прилет различных видов птиц и наблюдение стай уток, гусей, журавлей, летящих далее к северу (обязательно отмечают первое появление грачей на гнездовьях – «грачевниках»; однако надо знать, что в южных районах и в городах грачи часто не улетают на зиму, а кочуют);
– первое кукование кукушки (прилетают кукушки раньше этого дня, иногда, особенно если весна поздняя и холодная, прилетевшие птицы долго не поют);
– появление первых свежих кротовин;
– посадка картофеля.


Лето

– появление зрелых плодов черемухи;
– появление всходов картофеля;
– появление на цветах крупных блестящих бронзово-зеленых жуков бронзовок;
– появление зрелых плодов земляники, черники, лесной малины шиповника, брусники;
– начало цветения пижмы обыкновенной;
– первое появление различных грибов;
– начало цветения картофеля;
– созревание плодов березы.

Осень

– первый заморозок на почве;
– первый заморозок в воздухе;
– последние кучевые облака;
– начало созревания плодов рябины;
– начало осеннего изменения окраски листьев у березы, лиственницы и других деревьев и кустарников;
– начало листопада у березы и начало сбрасывания иголок у лиственницы;
– окончание листопада у различных деревьев и кустарников;
– время последнего сбора боровиков, груздей, рыжиков;
– начало лета осенней паутины;
– исчезновение бабочек, ос, божьих коровок, мух;
– массовый отлет стрижей;
– исчезновение различных видов певчих птиц;
– начало и конец появления пролетных стай уток, гусей, журавлей;
– уборка картофеля.

Проводя сезонные наблюдения, не оставляйте без внимания и общие вопросы:

– изучите видовой состав деревьев, кустарников и травянистых растений своего района;
– выявите и нанесите на карту места распространения лекарственных трав, ягод, редких и исчезающих растений;
– выявите красиво цветущие, ценные для высаживания в саду дикорастущие цветы и травы, соберите их семена;
– изучите видовой состав птиц, зверей, насекомых, рыб, пресмыкающихся, обитающих в вашей местности;
– выявите редкие и исчезающие виды, соберите материал для Красной тетради своего района;
– проведите работу по выявлению очагов распространения насекомых – вредителей сельского и лесного хозяйства и причин их распространения;
– нанесите на карту участки, требующие защиты от эрозии.


 

1 Такие наблюдения интересно сопоставить с данными о температуре воздуха и другими показателями погоды, которые можно получить на районной метеорологической станции. – Прим. ред.

2 Собраные данные можно передавать в управления заповедников, лесничества, охотничьи хозяйства, на метеорологические станции и другие организации, связанные с организацией природопользования, мониторингом и охраной окружающей среды. – Прим. ред.

 

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru