ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ШАХМАТНАЯ ШКОЛА. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Шахматная доска и фигуры

2

1

1

2

Ходы и взятия фигур

8

3

5

3

Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат»

8

3

5

4

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен

8

2

6

5

Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания де­бюта

10

3

7

6

Особенности матования одинокого короля

7

2

5

7

Тактические приёмы и осо­бенности их применения

7

2

5

8

Начальные сведения об эндшпиле

8

2

6

9

Начальные сведения о мит­тельшпиле

8

2

6

10

Подведение итогов года

2

2

 

Итого

68

20

48

 Содержание курса

Шахматная доска и фигуры

Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспи­тании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначе­ния. Позиция. Запись позиций.

Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Ходы и взятия фигур

Геометрические мотивы траекторий перемещения шахмат­ных фигур. Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограни­чение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила её выполнения.

Практическая работа: упражнения на выполнение хо­дов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учётом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат»

Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятий «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Практическая работа: решение упражнений на поста­новку мата и пата в различное количество ходов.

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Лёгкие и тяжёлые фигуры, их качество.

Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач (типа «Какая фигура ценнее?»)

Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта

Понятие о дебюте. Классификация дебютов. Мобили­зация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбиты, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахмат­ных турнирах.

Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квали­фикация в шахматах.

Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партий.

Особенности матования одинокого короля

Матование двумя ладьями, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стра­тегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.

Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.

Тактические приёмы и особенности их применения

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое

нападение, связка, виды связки и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, осво­бождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций.

Практическая работа: решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определённую и на неизвестную темы; участие в турнирах.

Начальные сведения об эндшпиле

Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль оппози­ции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.

Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.

Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

Начальные сведения о миттельшпиле

Понятие о варианте. Логическая связка «если, то...». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжёлыми фигурами 7(2) горизонталью. Вскрытие и запирание линий. Блокада.

Практическая работа: отработка на практике мит­тельшпиля.

Подведение итогов года

Показательные выступления опытных спортсменов. Пре­зентация успехов юных шахматистов с приглашением родите­лей учащихся. Исполнение гимна школьного шахматного клуба; конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Пожарский В. А. Шахматный учебник / В. А. Пожар­ский. — М., 1996.

Тимофеев А. А. Межпредметные связи шахмат как учеб­ного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч. — 1996. — № 3.

Тимофеев А. А. Общие подходы к концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной школе // Начальное образо­вание. — 2006. — № 4.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru