ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ТРЕНИНГ "АКТИВИЗАЦИЯ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ ПОДРОСТКА"

Мы должны считать своим святым долгом раскры­тие и развитие творческих способностей каждого человека, сколь бы тусклой ни казалась их искорка, и заботиться о том, чтобы эта искорка могла стать пламенем.

В. Ловенфельд

Из книги «Базовые аспекты творческого мышления»

ВВЕДЕНИЕ

Причиной создания программы «Активизиция внутренних ресурсов подростка» послужила двухлетняя работа автора в районной комиссии по делам несовершеннолетних. Опыт работы с подростками, совершившими правонарушение, позволил придумать для них интересную программу.

За время работы в комиссии я повидала всяких подростков: агрес­сивных, беспомощных, запущенных, тревожных, импульсивных и т. п. Почти всех их объединяло одно — отсутствие желания учиться или трудиться, или и то и другое, т. е. низкий уровень познавательной ак­тивности. Даже в том случае, когда родители сообщали, что ребенок учится хорошо, чаще всего оказывалось, что учебную работу он совер­шает под давлением (родителей, учителей). У этих подростков нет внут­реннего стимула к дальнейшему росту, нет желания образовываться, развиваться — их внутренний рост прекратился или сильно затормо­зился. Причины, по которым это произошло, разнообразны, и углуб­ляться в них в данном случае мы не будем. Важен сам факт: дети пас­сивны или их активность проявляется отнюдь не в сферах учебы и труда. К этим сферам они не проявляют интереса, долго не включают­ся в работу и ждут подсказок, помощи, чаще всего даже не пытаясь искать решение какой-либо проблемы. Поэтому занятия по данной программе направлены на создание особой эмоциональной атмосфе­ры одобрения, принятия, психологической расслабленности, доверия. Такая атмосфера порождает состояние комфортности, открытости, от­сутствия страха и, как следствие, вызывает чувство уверенности, го­товность и желание вновь прийти на занятие, а это первый шаг к лю­бознательности и волевым действиям.

В подборе заданий использовались принципы неожиданности, ярко­сти, нескучности. На занятиях создаются условия, когда подростку не в тягость выполнять задания, поскольку дается время на подготовку ответа, можно обсуждать с другими участниками варианты решений постав­ленных задач, есть время для физической разминки, веселой шутки, ин­тересного вопроса и т. п. От ведущего требуется максимальное терпение при работе с группой, где исключены критика, оценка мнений и сужде­ний участников. Общей задачей всех циклов программы «Активизация внутренних ресурсов подростка» является создание условий, в которых под­росток будет заинтересован во всех позитивных изменениях в себе и в своей жизни. Структура программы определяется тремя циклами занятий, каж­дый из которых имеет свои задачи, усложняющиеся от цикла к циклу.

На занятиях 1-го цикла подросткам предоставляется возможность изучить и раскрыть свои внутренние ресурсы, осознать самого себя и окружающую действительность, исследовать собственный внутренний мир и заглянуть во внутренний мир другого человека. В ходе работы ис­пользуются игровые методы, проективные методики рисуночного и вер­бального типов, арттерапевтические технологии.

2-й цикл в большей степени, чем первый, решает задачи тренировки мыслительных и речемыслительных действий, которые обеспечивают зарождение мысли, ее осознание, обработку во внутренней речи и под­готовку к высказыванию во внешней речи. Человек должен уметь реф­лексировать свои действия и поступки. Для этого необходимо осознать свои действия и чувства, а затем, соединяя чувства и мысли, четко и ясно выразить итог осознания в своей речи. В этом цикле также 12 занятий. Для работы отбирают 6 фильмов. Один фильм — на два занятия. После просмотра первой и второй частей фильма подростки выполняют зада­ния, упражнения, отвечают на проблемные вопросы, обсуждают пред­ложенные темы.

3-й цикл посвящен изучению языка зрительно-образного мышления, т. е. языку рисунка и дальнейшему совершенствованию способностей к творческому мышлению. Учась рисовать воспринимаемые объекты, под­ростки начинают видеть мир по-новому, что позволяет им овладевать принципами творческого мышления и помогает в решении проблем. Основной акцент в цикле сделан на развитие взаимосвязи двух режимов мышления — вербального и невербального. Для этого применяются тех­ники «спонтанного» рисования, быстрого и медленного рисования, ви­зирования и поиска ошибок восприятия и т. д. Третий цикл рассчитан также на 12 занятий.

Программа «Активизация внутренних ресурсов подростка» предназ­начена для социально-психологической работы с детьми подростково­го возраста. Занятия проводятся в течение учебного года, один-два раза в неделю по 1,5-2 часа с группой подростков из 8-10 человек.


Для проведения занятий необходимы следующие материалы:

бумага, карандаши;

папки для каждого участника, в которых будут храниться выпол­ненные работы;

стенд «Творческая галерея» для выставки работ;

компьютер.

 

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru