Профессор Знаев - ТРЕНИНГ "АКТИВИЗАЦИЯ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ ПОДРОСТКА"

ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ТРЕНИНГ "АКТИВИЗАЦИЯ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ ПОДРОСТКА"

Мы должны считать своим святым долгом раскры­тие и развитие творческих способностей каждого человека, сколь бы тусклой ни казалась их искорка, и заботиться о том, чтобы эта искорка могла стать пламенем.

В. Ловенфельд

Из книги «Базовые аспекты творческого мышления»

ВВЕДЕНИЕ

Причиной создания программы «Активизиция внутренних ресурсов подростка» послужила двухлетняя работа автора в районной комиссии по делам несовершеннолетних. Опыт работы с подростками, совершившими правонарушение, позволил придумать для них интересную программу.

За время работы в комиссии я повидала всяких подростков: агрес­сивных, беспомощных, запущенных, тревожных, импульсивных и т. п. Почти всех их объединяло одно — отсутствие желания учиться или трудиться, или и то и другое, т. е. низкий уровень познавательной ак­тивности. Даже в том случае, когда родители сообщали, что ребенок учится хорошо, чаще всего оказывалось, что учебную работу он совер­шает под давлением (родителей, учителей). У этих подростков нет внут­реннего стимула к дальнейшему росту, нет желания образовываться, развиваться — их внутренний рост прекратился или сильно затормо­зился. Причины, по которым это произошло, разнообразны, и углуб­ляться в них в данном случае мы не будем. Важен сам факт: дети пас­сивны или их активность проявляется отнюдь не в сферах учебы и труда. К этим сферам они не проявляют интереса, долго не включают­ся в работу и ждут подсказок, помощи, чаще всего даже не пытаясь искать решение какой-либо проблемы. Поэтому занятия по данной программе направлены на создание особой эмоциональной атмосфе­ры одобрения, принятия, психологической расслабленности, доверия. Такая атмосфера порождает состояние комфортности, открытости, от­сутствия страха и, как следствие, вызывает чувство уверенности, го­товность и желание вновь прийти на занятие, а это первый шаг к лю­бознательности и волевым действиям.

В подборе заданий использовались принципы неожиданности, ярко­сти, нескучности. На занятиях создаются условия, когда подростку не в тягость выполнять задания, поскольку дается время на подготовку ответа, можно обсуждать с другими участниками варианты решений постав­ленных задач, есть время для физической разминки, веселой шутки, ин­тересного вопроса и т. п. От ведущего требуется максимальное терпение при работе с группой, где исключены критика, оценка мнений и сужде­ний участников. Общей задачей всех циклов программы «Активизация внутренних ресурсов подростка» является создание условий, в которых под­росток будет заинтересован во всех позитивных изменениях в себе и в своей жизни. Структура программы определяется тремя циклами занятий, каж­дый из которых имеет свои задачи, усложняющиеся от цикла к циклу.

На занятиях 1-го цикла подросткам предоставляется возможность изучить и раскрыть свои внутренние ресурсы, осознать самого себя и окружающую действительность, исследовать собственный внутренний мир и заглянуть во внутренний мир другого человека. В ходе работы ис­пользуются игровые методы, проективные методики рисуночного и вер­бального типов, арттерапевтические технологии.

2-й цикл в большей степени, чем первый, решает задачи тренировки мыслительных и речемыслительных действий, которые обеспечивают зарождение мысли, ее осознание, обработку во внутренней речи и под­готовку к высказыванию во внешней речи. Человек должен уметь реф­лексировать свои действия и поступки. Для этого необходимо осознать свои действия и чувства, а затем, соединяя чувства и мысли, четко и ясно выразить итог осознания в своей речи. В этом цикле также 12 занятий. Для работы отбирают 6 фильмов. Один фильм — на два занятия. После просмотра первой и второй частей фильма подростки выполняют зада­ния, упражнения, отвечают на проблемные вопросы, обсуждают пред­ложенные темы.

3-й цикл посвящен изучению языка зрительно-образного мышления, т. е. языку рисунка и дальнейшему совершенствованию способностей к творческому мышлению. Учась рисовать воспринимаемые объекты, под­ростки начинают видеть мир по-новому, что позволяет им овладевать принципами творческого мышления и помогает в решении проблем. Основной акцент в цикле сделан на развитие взаимосвязи двух режимов мышления — вербального и невербального. Для этого применяются тех­ники «спонтанного» рисования, быстрого и медленного рисования, ви­зирования и поиска ошибок восприятия и т. д. Третий цикл рассчитан также на 12 занятий.

Программа «Активизация внутренних ресурсов подростка» предназ­начена для социально-психологической работы с детьми подростково­го возраста. Занятия проводятся в течение учебного года, один-два раза в неделю по 1,5-2 часа с группой подростков из 8-10 человек.


Для проведения занятий необходимы следующие материалы:

бумага, карандаши;

папки для каждого участника, в которых будут храниться выпол­ненные работы;

стенд «Творческая галерея» для выставки работ;

компьютер.

 

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru