ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

КАК ВОЗНИКЛИ НАЗВАНИЯ МОРЕЙ АРКТИКИ

Прежде чем расшифровывать названия мо­рей и заливов земного шара, сделаем небольшое отступление. Подумайте, какая разница между морем и океаном? С географической точки зре­ния море представляет собой бассейн, значи­тельно меньший, чем океан. Другими словами, море — это часть океана, вдающаяся в сушу или более-менее отделенная от других его частей сушей, подводными порогами или поднятием дна. Международное Гидрографическое бюро в Монако насчитывает в Мировом океане 54 моря, но некоторые ученые мужи выделяют их более 100. Отчего возникла эта путаница?

Дело в том, что на статус одной и той же акватории суще­ствуют самые различные точки зрения: одни утверждают, что это море, другие говорят, что это не море и не залив, а просто часть океана, окруженная островами. С заливами, кстати, то­же существует изрядная путаница. Некоторые заливы океана больше многих морей. Например, Бискайский, Гвинейский, Бенгальский, Мекси­канский, Гудзонов, Аляска, Калифорнийский, Большой Австралийский вполне могли бы назы­ваться морями. Они больше Мраморного, Азов­ского, Черного, Белого и дюжины других морей.

В Арктике можно выделить 11 окраинных морей, расположенных по периферии централь­ного полярного бассейна, а именно: Гренландс­кое, Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Бо­форта, Баффина и Линкольна. Четыре из них — Гренландское, Норвежское, Восточно-Сибирс­кое и Чукотское — получили свои названия по близлежащим территориям (острову Гренлан­дия, государству Норвегия, Восточной Сибири и Чукотскому полуострову). Что касается Бе­лого моря, то оно было названо так из-за льдов, покрывающих его в течение 200 дней в году. По другой версии, море получило свое название за белесоватый цвет воды, отражающей северное небо.

Карское море, расположенное между архипе­лагами Новая Земля и Северная Земля, обязано своим названием реке Кара и экспедиции Степа­на Гавриловича Малыгина (умер в 1764 г.). В на­чале сентября 1736 года он на двух ботах (вто­рым командовал лейтенант Алексей Иванович Скуратов) прошел проливом Югорский Шар и достиг полуострова Ямал. Льды вынудили его отступить, и он зазимовал в устье реки Кары.

Выйти в море удалось лишь 6 июля 1737 года. Через 17 дней оба бота вошли в пролив Малы­гина между Ямалом и островом Белый и 12 ав­густа обогнули Ямал. По Обской губе суда дви­нулись на юг и прибыли в Березово, на реку Оби, 3 октября того же года. В Петербург Малыгин вернулся весной 1738 года, а Скуратов — в сен­тябре 1740 года. Там они составили первую сравнительно точную карту берегов Баренцева и Карского морей между полуостровом Канин и устьем Оби протяженностью чуть более 4000 км. Впервые на этой карте появляется название «Карское море», данное в память об их зимовке на реке Каре.

Остальные арктические моря — Баренцево, Лаптевых, Бофорта, Баффина и Линкольна— были Названы в честь выдающихся людей.

Баренцево море (1405 тыс. км2), ранее имено­вавшееся Мурманским и Студеным, находит­ся между Кольским полуостровом, Шпицберге­ном, Землей Франца-Иосифа и Новой Землей; своим названием оно обязано голландскому мо­реплавателю, амстердамцу Виллему Барентсзоону (около 1550-1597), прославившемуся под обычным у голландцев сокращенным отчеством Баренц — фамилии у него, как у человека про­стого происхождения, не было. В 1594-1597 го­дах в качестве капитана и штурмана он участво­вал в трех экспедициях, пытавшихся отыскать Северо-Восточный проход из Атлантического океана в Тихий. В первой экспедиции он коман­довал кораблем «Меркурий» и небольшой ях­той; два других корабля находились под началом Корнелиса Корнелисзоона Нал и Бранта Исбрантсзоона Тетгалеса. 29 июля 1594 года Баренц открыл у 77° с.ш. «крайний северный мыс Новой Земли, названный Ледяным» (мыс Карлсена). Идти дальше моряки не желали, и поэтому капитан вынужден был повернуть на­зад. В сентябре все суда вернулись в Голландию.

Спустя несколько месяцев была снаряжена новая экспедиция в составе 7 судов. Флотили­ей командовал Корне лис Най, а Баренц был главным ее штурманом. В июле 1595 года ко­рабли вышли в море. Из-за неблагоприятной ле­довой обстановки путешественники смогли дой­ти лишь до острова Вайгач, откуда бесславно вернулись на родину. Правительство Нидерлан­дов назначило премию в 25 тыс. гульденов тому, кто откроет Северо-Восточный проход, и амстер­дамский сенат снарядил два корабля, команди­рами которых были назначены Якоб Хемскерк и Ян Рейп. Баренца обошли, но он согласился пойти штурманом с Хемскерком. От острова Медвежий экспедиция направилась к северной оконечности Новой Земли, где в августе 1596 го­да впервые в истории арктического мореплава­ния остановилась на зимовку. Здесь Баренц на основании визуальных наблюдений составил карту полярных стран, провел цикл метеороло­гических наблюдений и т. д. В июне 1597 года, оставив затертое льдами судно, голландцы дви­нулись на шлюпках в обратный путь, во время которого Баренц умер. «Смерть Виллема Барен­ца причинила нам немалое горе, ибо он был главный руководитель и незаменимый штурман, на которого мы полагались»,— записал в своем дневнике участник экспедиции Геррит де Фер.

Тело Баренца было опущено в море, которое с 1853 года начали называть Баренцевым. В 1871 году была найдена изба и вещи зимовщи­ков, в 1876 году — отчет Баренца о плавании, а в 1980 году экспедиция Д. Ф. Кравченко обна­ружила иа Новой Земле обломки голландского судна, на котором Баренц совершил свое после­днее путешествие.

 

Море Лаптевых (700 тыс. км2), расположен­ное между архипелагом Северная Земля и Но­восибирскими островами, было названо так в честь двоюродных братьев Харитона Проко- фъевича и Дмитрия Яковлевича Лаптевых. Харитон Лаптев с 1718 года служил на Балтийском флоте, а в 1737 году был назначен начальником отряда 2-й Камчатской, или Великой Северной, экспедиции по съемке побережья Северного Ле­довитого океана к западу от устья реки Лены. В 1739-1740 годах на шлюпе «Якутск» он обсле­довал и нанес на карту губу Нордвик, Хатангс- кий залив, острова Большой и Малый Бегичев. При попытке обогнуть остров Таймыр судно за­тонуло, команда вернулась на реку Хатангу.

В ходе экспедиции Лаптев и его сотрудники, главным образом Семен Иванович Челюскин, открыли полуостров Таймыр и засняли более 3,5 тыс. км побережья Азии между Енисеем и Леной.

Дмитрий Лаптев, назначенный начальником отряда 2-й Камчатской экспедиции в 1736 году, в 1739-1742 годах обследовал реки Колыму, Анадырь и Большой Анюй. Передвигаясь частично по морю на судне «Иркутск», а частично по суше на собаках и оленях, он произвел съем­ку восточного побережья Северного Ледовито­го океана и связал ее со съемкой побережья Ти­хого океана.

В 1913 году Русское географическое общество по предложению Ю. М. Шокальского решило на­звать часть Северного Ледовитого океана между Таймыром и Новосибирскими островами «морем Лаптевых» (с конца XIX века оно называлось морем Норденшельда; а еще раньше это море было известно как Ленское или Сибирское).

Море Бофорта (Bauf ort Sea), расположенное между Аляской и Канадским Арктическим ар­хипелагом и занимающее площадь 476 тыс. км2, впервые было обнаружено шотландским путе­шественником Александром Маккензи в 1789 го­ду. Первое плавание по этому морю совершил. английский полярный исследователь Джон Франклин (1786-1847), проследивший побере­жье материка от устья реки Маккензи до 149° з.д. (в 1826 году). В 1850-1851 годах здесь за­нимались исследованиями экспедиции Роберта Мак-Клура и Ричарда Коллинсона. Но более основательно указанный регион был изучен в 1913-1918 годах Канадской арктической экспе­дицией под руководством Вильяльмура Стефан- сона и Сторкера Сторкерсона.

Море Бофорта названо в честь английского военного моряка, гидрографа, гидрометеороло­га, контр-адмирала Фрэнсиса Бофорта (1774-1857),члена Королевских астрономического и географического обществ. Он начал службу на флоте с 13 лет мичманом на корабле «Коллос», участвовал в ряде боевых операций в войне про­тив Франции и Испании. С 1805 года командо­вал вооруженным транспортом «Вулвич», на котором за четыре года совершил несколько дальних плаваний. В1806 году Бофорт разрабо­тал шкалу оценки силы ветра, первойачально состоявшую из 13 баллов (включая штиль) и применявшуюся только им самим. В 1838 году 12-балльная шкала Бофорта была официально принята Британским адмиралтейством, а с 1874 года стала использоваться в международ­ной практике.

С 1809 года Бофорт на корабле «Фредерикстейн» руководил гидрографическими работами в Средиземном море, а в 1829 году возглавил гидрографическую службу Великобритании, которую превратил из скромной конторы по из­готовлению морских карт в центр мирового зна­чения.

Море Баффина (площадь 530 тыс. км2) рас­положено между островами Гренландия и Баф­финова Земля. Названо в честь английского мо­реплавателя Уильяма Баффина (1584-1622), о котором мы уже рассказывали.

Море Линкольна, омывающее северные бере­га Гренландии и острова Элсмир, было открыто в 1871 году арктической экспедицией Чарлза Фрэнсиса Холла. Получив финансовую поддер­жку от Конгресса США, этот «американец с не­ясной биографией» переоборудовал буксирный винтовой пароход, назвав его «Полярис», и от­правился из моря Баффина через проливы Смит, Кеннеди и Робсон на север. Выйдя из пролива Робсон в неизвестное море, он дал ему имя Лин­кольна — в память о 16-м президенте США Аврааме Линкольне (1809-1865), убитом агентом конфедератов вскоре после окончания Граждан­ской войны (1861-1865).

 

 

 

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru