ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 11 классе "Особенности предложений с вводными словами"

uroki

Цели: систематизировать знания учащихся по теме урока; совершенствовать навыки правописания.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока.

Материал для учителя.

Вводными называются слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания.

Признаки вводных слов и конструкций:

к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;

они заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями;

они легко убираются из текста без потери смысла.

Одни и те же слова могут быть вводными и не вводными.

Вводные слова и конструкции

Члены предложения

В мае, возможно, будут замо-

розки →

В мае будут заморозки (легко убираются) →

В мае будут, вероятно, заморозки (можно подобрать синоним)

В результате быстрого таяния снега возможно наводнение →

В результате быстрого таяния снега наводнение (невозможно убрать) →

В результате быстрого таяния снега возможно наводнение (является сказуемым)

Вводные слова и конструкции на письме выделяются с двух сторон запятыми.

Можно выделить следующие разряды вводных слов и конструкций:

Значение

Вводное слово

Пример

1

2

3

Уверенность или неуверенность

Конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно,

Совсем скоро, безусловно, птицы улетят на юг.

В это воскресенье мы,

 

наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю

возможно, пойдем на рыбалку

Различные чувства

и эмоции

К счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело

Вдруг, к нашей радости, на горизонте мы увидели большой корабль

Источник высказывания

Говорят, сообщают, передают, по словам…, по сообщению…, по сведениям…, по мнению…, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать

Дальние озера, по слухам, богаты рыбой

Порядок явлений или мыслей и связь

между ними

Итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати

сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и так далее, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю

Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой

Оценка стиля высказывания, способа выражения мысли

Словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и другие; собственно, вообще, вернее, точнее, скорее и тому подобное (если к ним можно добавить говоря)

Словом, роль каждого замечания огромна

Призыв к собеседнику

Видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), верите (ли), пожалуйста

Растолкуйте мне, пожалуйста, что за чудеса такие

Необходимо различать:

Вводное слово,
выделяется запятыми

Является
членом предложения

1

2

ОДНАКО, если стоит в середине или в конце простого предложения: Погода, однако, улучшилась

ОДНАКО, если можно заменить НО, независимо от позиции, является союзом:

Однако (= но) погода улучшилась

НАКОНЕЦ, если заканчивает перечисление или дает оценку фактам с точки зрения говорящего (= и еще):

Артист рассказывал смешные истории, пел песни и, наконец (= и еще), играл на скрипке

НАКОНЕЦ (= под конец, после всего, в результате всего):

Больной велел принести таз с горячей водой и наконец (в результате) встал с постели

ЗНАЧИТ (= следовательно, стало быть):

Стало жарко, значит (следовательно), в доме затопили печь

ЗНАЧИТ (= означает):

Правильное решение задачи значит (означает) умение применять необходимые формулы

ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ (= самое главное):

Статью нужно исправить и, главным образом (самое главное), дополнить свежим материалом

ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ (преимущественно, в основном):

Мне нравится в нем главным образом (преимущественно) его искренность

Не являются вводными и не выделяются запятыми: мало-помалу, в начале, вдруг, будто, ведь, якобы, в конечном счете, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, по предложению, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, однажды, словно, в довершении всего, с тех пор, как бы, решительно, исключительно, вот, примерно, даже.

Частица бывало запятыми выделяется.

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

– В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Это (1) возможно (2) сделать, но не очень скоро. Клавдия ушла (3) вернее (4) убежала, смущенно укрыв шалью лицо.

1) 1, 2;       2) 3, 4;       3) 1, 2, 3, 4;       4) 2, 4.

Пробуем убрать их из предложения: Это сделать, но не очень скоро. Клавдия ушла убежала, смущенно укрыв шалью лицо. В первом предложении слово возможно не убирается, так как без него теряется смысл, поэтому оно не выделяется запятыми.

Во втором предложении вернее легко извлекается из предложения. Также к нему нельзя задать вопрос, оно относится к разряду вводных слов, выражающих способ оформления мыслей. Делаем вывод: на письме вернее выделяется запятыми.

Таким образом, правильный ответ – 2) 3, 4.

3. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя».

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А. С. Пушкин – автор произведения.

1) 1, 2;        2) 1, 3;       3) 3, 4;       4) 1, 2, 3, 4.

Ответ: 4) 1, 2, 3, 4.

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно (2) искали, силились выразить что-то. Вот-вот (3) казалось (4) будет схвачена тема.

1) 1, 2, 3;         2) 1, 2;         3) 3, 4;         4) 1, 3.

Ответ: 3) 3, 4.

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

«Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

1) 1, 2, 3, 4;         2) 1, 2;         3) 3, 4;         4) 1, 3.

Ответ: 2) 1, 2.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru