ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Бинарный урок русского языка "Употребление знаков препинания между частями ССП и СПП. Знаки препинания внутри сложной синтаксической конструкции"

uroki

Цели: повторить виды сложных предложений, закрепить умение учащихся определять вид связи в сложных предложениях с разными видами связи, расставлять знаки препинания в предложениях данного вида.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

1. Орфоэпическая пятиминутка в рамках подготовки к ЕГЭ (задание А1).

2. Задание «Дай толкование слова» (задание А2).

3. Записать предложение, сделать пунктуационный разбор:

Есть дерево о четыре дела: первое дело – мир  освещать,  другое  дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать.

– Дайте характеристику предложению.

– Объясните постановку двоеточия и тире.

– Назовите орфограммы, представленные в данном предложении.

– О каком же дереве говорится в загадке?

– Действительно, это береза. Издревле любима и почитаема она на Руси. Образ ее опоэтизирован в народных песнях и сказках, воспет музыкантами и художниками, писателями и поэтами. И сейчас с их помощью мы повторим виды сложных предложений.

2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Фронтальный опрос.

– Какие виды сложных предложений вам известны?

– Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных предложений?

Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока.

3. Этап первичной проверки понимания изученного.

  • Определить вид сложного предложения.

         а) В глуши на почве раскаленной

             Береза старая стоит;

             В ее вершине обнаженной

             Зеленый лист не шелестит.

         И. Никитин

         б) Я полюбил тебя в янтарный день,

             Когда лазурью светозарной

             Рожденная сочилась лень

             Из каждой ветки благодарной.

         С. Городецкий

         в) Я люблю, когда шумят березы,

             Когда листья падают с берез.

         Н. Рубцов

г) Кора березы находит применение при изготовлении различных поделок, а как бумагу бересту использовали не только в древности, но и в Великую Отечественную войну в партизанских отрядах.

– Определите тип подчинения придаточных в предложении в).

  • Синтаксический разбор предложения.

                   Без березы не мыслю России –

                   Так светла по-славянски она,

                   Что, быть может, в столетья иные

                   От березы вся Русь рождена.

                       О. Шестинский

[ = ] – [ = – ], (что, + + +, – =).

– Какова тема и идея данного четверостишия?

– Какой тип связи простых предложений в составе сложного встречается в предложении?

– Такой тип предложения называется сложным предложением с разными видами связи.

  • Найти подобные предложения в стихотворении Е. Виноградова, определить тип связи.

                   У дороги березы стеною,

                   Беспокойны, легки и чисты.

                   Посадили их люди весною

                   От великой своей доброты.

                   Я не ведаю, кто эти люди,

                   Где их дом, где родные места,

                   Только жизнь у них так же пусть будет

                   Беспокойна, легка и чиста.

Цели: систематизировать знания учащихся по теме урока; совершенствовать навыки правописания.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

– Мы с вами работаем с таким разделом языкознания, как синтаксис, и изучаем строение такой единицы синтаксиса, как сложное предложение. Вспомните:

  • Что такое сложное предложение?
  • По какому признаку и на какие группы делятся сложные предложения? (По средствам связи – на союзные и бессоюзные; союзные, в свою очередь, делятся на ССП и СПП.)
  • Какие предложения относятся к ССП и СПП?

Задание.

В предложениях, записанных на доске, расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы. Найти «четвертое лишнее» в зависимости от вида сложного предложения; списать его, сделать полный синтаксический разбор.

(Весь класс ищет «четвертое лишнее» и выполняет синтаксический разбор; двое учеников у доски «по секрету» вставляют пропущенные буквы и строят схемы предложений.)

Она гл_дит и сер_це (в) ней забил_сь чаще и с_льней.

Т_ска любви Татьяну гон_т и в сад идет она грустить.

Землю по_сушил мороз и зап_рошило первым нежным снег_м.

Мы (не) знали ни кто он ни (от) куда он взялся.

Ключ:

Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. – ССП.

Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить. – ССП.

Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом. – ССП.

Мы не знали ни кто он, ни откуда он взялся. – СПП.

– Возникает проблема: нужна ли запятая между предикативными частями последнего предложения?

Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока.

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

– Мы должны выяснить, какие знаки препинания употребляются для разделения предикативных частей сложноподчиненного предложения и условия их постановки. Для этого предстоит проанализировать данные предложения, ответить на вопросы и сделать соответствующий вывод.

  • Какой знак препинания чаще всего употребляется на стыке предикативных частей СПП?
  • Выясните условия, когда этот знак препинания ставится и когда не ставится.
  • Отразите вывод в таблице.

Предложения для исследования (учитель может предложить более объемный материал):

1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

2. Обратите внимание на то, и что он сделал, и как он это сделал.

3. Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты.

4а) Она дала ему три карты, с тем чтобы он поставил их одну за другой.

4б) Она дала ему три карты с тем, чтобы он поставил их одну за другой.

5. Нам придется выйти пораньше, особенно если вы хотите по дороге зайти в штаб.

В результате работы обучающиеся составляют таблицу:

I. Не ставится запятая в сложном предложении после главной грамматической основы:

с одним придаточным

с двумя однородными придаточными (зависят от одного
и того же слова или основы
и отвечают на один и тот же вопрос)

1) если придаточное = одно союзное слово (относительное местоимение или наречие):

Меня упрекают, но не знаю в чем.

[  ], но [  ] (в чем).

1) если перед ними стоит отрицание не:

Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобы помочь.

[  ] (не чтобы), а (чтобы)

2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также. Запятая будет стоять перед этими словами:

2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся):

Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.

[   ], а именно (если)

Студент не мог вспомнить ни как называется произведение, ни кто его автор.

[   ] (ни как), (ни кто)

II. При составных союзах:

Благодаря тому что;

ввиду того что;

вследствие того что;

в силу того что;

оттого что;

потому что;

несмотря на то что;

вместо того чтобы;

для того чтобы;

с тем чтобы;

в то время как;

после того как;

перед тем как;

с тех пор как;

так же как

В начале предложения – запятой не разделяется.

 

В середине предложения – запятая –

один раз!

(После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга]

[Я собирался стать геологом], (потому что геологом был Сергей).

НЕ + составной союз:

[Я пришел на спектакль не потому], (что он был интересный).

Усилительная частица + составной союз:

[Слушатели набились в концертный зал только потому], (что представление было бесплатное).

Вводное слово + составной союз:

[Мы проиграли футбольный матч, возможно, в силу того], (что были просчеты в тактике игры)

3. Этап закрепления и применения изученного.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.

1) 1, 2;

2) 3;

3) 2, 4;

4) 2.

Выделяем грамматические основы предложения.

Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.

В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась и не вспоминать – это не разные основы, а одно сказуемое.

Ответ: 4) 2.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru