Цели: повторить виды сложных предложений, закрепить умение учащихся определять вид связи в сложных предложениях с разными видами связи, расставлять знаки препинания в предложениях данного вида.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
1. Орфоэпическая пятиминутка в рамках подготовки к ЕГЭ (задание А1).
2. Задание «Дай толкование слова» (задание А2).
3. Записать предложение, сделать пунктуационный разбор:
Есть дерево о четыре дела: первое дело – мир освещать, другое дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать.
– Дайте характеристику предложению.
– Объясните постановку двоеточия и тире.
– Назовите орфограммы, представленные в данном предложении.
– О каком же дереве говорится в загадке?
– Действительно, это береза. Издревле любима и почитаема она на Руси. Образ ее опоэтизирован в народных песнях и сказках, воспет музыкантами и художниками, писателями и поэтами. И сейчас с их помощью мы повторим виды сложных предложений.
2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Фронтальный опрос.
– Какие виды сложных предложений вам известны?
– Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных предложений?
Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока.
3. Этап первичной проверки понимания изученного.
а) В глуши на почве раскаленной
Береза старая стоит;
В ее вершине обнаженной
Зеленый лист не шелестит.
И. Никитин
б) Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда лазурью светозарной
Рожденная сочилась лень
Из каждой ветки благодарной.
С. Городецкий
в) Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Н. Рубцов
г) Кора березы находит применение при изготовлении различных поделок, а как бумагу бересту использовали не только в древности, но и в Великую Отечественную войну в партизанских отрядах.
– Определите тип подчинения придаточных в предложении в).
Без березы не мыслю России –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена.
О. Шестинский
[ = ] – [ = – ], (что, + + +, – =).
– Какова тема и идея данного четверостишия?
– Какой тип связи простых предложений в составе сложного встречается в предложении?
– Такой тип предложения называется сложным предложением с разными видами связи.
У дороги березы стеною,
Беспокойны, легки и чисты.
Посадили их люди весною
От великой своей доброты.
Я не ведаю, кто эти люди,
Где их дом, где родные места,
Только жизнь у них так же пусть будет
Беспокойна, легка и чиста.
Цели: систематизировать знания учащихся по теме урока; совершенствовать навыки правописания.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
– Мы с вами работаем с таким разделом языкознания, как синтаксис, и изучаем строение такой единицы синтаксиса, как сложное предложение. Вспомните:
Задание.
В предложениях, записанных на доске, расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы. Найти «четвертое лишнее» в зависимости от вида сложного предложения; списать его, сделать полный синтаксический разбор.
(Весь класс ищет «четвертое лишнее» и выполняет синтаксический разбор; двое учеников у доски «по секрету» вставляют пропущенные буквы и строят схемы предложений.)
Она гл_дит и сер_це (в) ней забил_сь чаще и с_льней.
Т_ска любви Татьяну гон_т и в сад идет она грустить.
Землю по_сушил мороз и зап_рошило первым нежным снег_м.
Мы (не) знали ни кто он ни (от) куда он взялся.
Ключ:
Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. – ССП.
Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить. – ССП.
Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом. – ССП.
Мы не знали ни кто он, ни откуда он взялся. – СПП.
– Возникает проблема: нужна ли запятая между предикативными частями последнего предложения?
Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока.
2. Этап первичной проверки понимания изученного.
– Мы должны выяснить, какие знаки препинания употребляются для разделения предикативных частей сложноподчиненного предложения и условия их постановки. Для этого предстоит проанализировать данные предложения, ответить на вопросы и сделать соответствующий вывод.
Предложения для исследования (учитель может предложить более объемный материал):
1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
2. Обратите внимание на то, и что он сделал, и как он это сделал.
3. Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты.
4а) Она дала ему три карты, с тем чтобы он поставил их одну за другой.
4б) Она дала ему три карты с тем, чтобы он поставил их одну за другой.
5. Нам придется выйти пораньше, особенно если вы хотите по дороге зайти в штаб.
В результате работы обучающиеся составляют таблицу:
I. Не ставится запятая в сложном предложении после главной грамматической основы:
с одним придаточным |
с двумя однородными придаточными (зависят от одного |
1) если придаточное = одно союзное слово (относительное местоимение или наречие): Меня упрекают, но не знаю в чем. [ ], но [ ] (в чем). |
1) если перед ними стоит отрицание не: Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобы помочь. [ ] (не чтобы), а (чтобы) |
2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также. Запятая будет стоять перед этими словами: |
2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся): |
Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей. [ ], а именно (если) |
Студент не мог вспомнить ни как называется произведение, ни кто его автор. [ ] (ни как), (ни кто) |
II. При составных союзах:
Благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; несмотря на то что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как |
В начале предложения – запятой не разделяется.
В середине предложения – запятая – один раз! |
(После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга] |
[Я собирался стать геологом], (потому что геологом был Сергей). НЕ + составной союз: [Я пришел на спектакль не потому], (что он был интересный). Усилительная частица + составной союз: [Слушатели набились в концертный зал только потому], (что представление было бесплатное). Вводное слово + составной союз: [Мы проиграли футбольный матч, возможно, в силу того], (что были просчеты в тактике игры) |
3. Этап закрепления и применения изученного.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.
1) 1, 2;
2) 3;
3) 2, 4;
4) 2.
Выделяем грамматические основы предложения.
Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.
В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась и не вспоминать – это не разные основы, а одно сказуемое.
Ответ: 4) 2.