ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 11 классе "Сложные предложения с разными видами связи"

uroki

Цели: повторить виды сложных предложений, закрепить умение учащихся определять вид связи в сложных предложениях с разными видами связи, расставлять знаки препинания в предложениях данного вида.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

1. Орфоэпическая пятиминутка в рамках подготовки к ЕГЭ (задание А1).

2. Задание «Дай толкование слова» (задание А2).

3. Записать предложение, сделать пунктуационный разбор:

Есть дерево о четыре дела: первое дело – мир  освещать,  другое  дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать.

– Дайте характеристику предложению.

– Объясните постановку двоеточия и тире.

– Назовите орфограммы, представленные в данном предложении.

– О каком же дереве говорится в загадке?

– Действительно, это береза. Издревле любима и почитаема она на Руси. Образ ее опоэтизирован в народных песнях и сказках, воспет музыкантами и художниками, писателями и поэтами. И сейчас с их помощью мы повторим виды сложных предложений.

2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Фронтальный опрос.

– Какие виды сложных предложений вам известны?

– Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных предложений?

Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока.

3. Этап первичной проверки понимания изученного.

  • Определить вид сложного предложения.

         а) В глуши на почве раскаленной

             Береза старая стоит;

             В ее вершине обнаженной

             Зеленый лист не шелестит.

         И. Никитин

         б) Я полюбил тебя в янтарный день,

             Когда лазурью светозарной

             Рожденная сочилась лень

             Из каждой ветки благодарной.

         С. Городецкий

         в) Я люблю, когда шумят березы,

             Когда листья падают с берез.

         Н. Рубцов

г) Кора березы находит применение при изготовлении различных поделок, а как бумагу бересту использовали не только в древности, но и в Великую Отечественную войну в партизанских отрядах.

– Определите тип подчинения придаточных в предложении в).

  • Синтаксический разбор предложения.

                   Без березы не мыслю России –

                   Так светла по-славянски она,

                   Что, быть может, в столетья иные

                   От березы вся Русь рождена.

                       О. Шестинский

[ = ] – [ = – ], (что, + + +, – =).

– Какова тема и идея данного четверостишия?

– Какой тип связи простых предложений в составе сложного встречается в предложении?

– Такой тип предложения называется сложным предложением с разными видами связи.

  • Найти подобные предложения в стихотворении Е. Виноградова, определить тип связи.

                   У дороги березы стеною,

                   Беспокойны, легки и чисты.

                   Посадили их люди весною

                   От великой своей доброты.

                   Я не ведаю, кто эти люди,

                   Где их дом, где родные места,

                   Только жизнь у них так же пусть будет

                   Беспокойна, легка и чиста.


– Сравните предложенные схемы:

[   ], и, (хотя), [   ].        [   ], и (хотя), но [   ].

[   ], и, (но), [ , (если), ].        [   ], и (но) [ (если), то ].

– Чем отличается постановка знаков препинания в данных предложениях?

ЗАПОМНИТЕ: либо то (но, так), либо другое (запятая).

4. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя»: самостоятельная работа: упр. 264, 265, взаимопроверка.

 

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru