ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 7 классе ""

uroki

Цель урока: систематизировать и обобщить знания по темам «Лексика и «Фразеология»

I. Контрольный словарный диктант.

I   в а р и а н т                       II   в а р и а н т

1. телеграмма                                   точь-в-точь

2. трибуна                                        территория

3. терраса                                         трансляция

4. присутствовать                             предварительный

5. поразительный                             преодолеть

6. препятствие                                 преобразовать

7. преодолевать                                подражать

8. программа                                    профессия

9. не раз говорил                              ни разу не ответил

10. орнамент                                    ориентир

11. образование                                одиннадцать

12. подоконник                                подлинный

13. коллекция                                   комбинация

14. желанный                                   жеваный

15. за границей                                 за границу

16. искусство                                    искусный

17. изобразить                                  иллюстрация

18. давным-давно                             галерея

19. дисциплина                                дистанция

20. гарнизон                                     гирлянда

21. на память                                    на совесть

22. движимый                                   все-таки

23. впоследствии                              волей-неволей

24. как будто вспомнил                   сделать как-нибудь

25. акварель                                     аккуратный

26. багряный                                    бирюзовый

27. биография                                  бок о бок

28. вежливый                                   в насмешку

29. видимо-невидимо                       нечаянный

30. подлинный                                 возражать

 

II. Запись с комментированием.

 

Рассчитывать, расчет, расформировать, безвредный, бесформенный, сэкономить, расчертить, бесполезный, обточить, обкатать.

 

III. Запись слов с разделением их для переноса.

 

Безынициативный, пресмыкаться, сузить (не переносится), приуныл, небезынтересно.

 

IV. 1. Вопросы дня повторения.

Что изучает лексика?

Что изучает фразеология?

Расскажите о синонимах, антонимах, многозначных словах.

2. Приведите примеры синонимов к слову Родина. (Россия, Русь, Отечество, Отчизна.)

— Есть ли разница в значении приведенных вами слов? Всегда ли эти слова взаимозаменяемы? Почему?

Составьте с двумя-тремя словами предложения, запишите их.

3. Сопоставьте слова глаза, очи, глазищи. Какие из них можно употребить в деловой справке, научной статье, разговоре, художественной литературе?

4. Подберите к словам нейтрального стиля синонимы, относящиеся к разговорному стилю.

 

Думать (надумать), смешной (потешный), сегодня (нынче), приехать (прикатить).

 

Почему слова первого ряда относятся к нейтральному стилю? (Могут употребляться во всех стилях.)

5. Составьте с данными словами предложения. Определите, как меняется характер стилистической окраски фразы.

 

Ропщет (книжн.), жалуется (нейтр.), плачется (разг.); ребенок (нейтр.), дитя (книжн.), малыш (разг.); напрасно (книжн.), понапрасну (разг.), зря (разг.).

 

6. Подберите синонимы (одно слово или фразеологический оборот).

 

Куры не клюют (много, тьма-тьмущая), капля в море (мало, с гулькин нос, кот наплакал), из рук вон плохо (плохо, ни в какие ворота не лезет).

 

7. Вопросы для повторения.

Что изучает морфология? Докажите, что умение различать части речи, знание их морфологических признаков часто помогают выбрать правильное написание орфограммы в слове.

Обобщая и систематизируя известное им ранее, учащиеся приводят примеры, доказывающие правильность данного суждения. Например, если причастие краткое, пиши не раздельно и в суффиксе одно н (не написана, не сломана, не куплена); если прилагательное относительное, не пиши раздельно (подставка не стеклянная, дом не кирпичный, ложка не серебряная, в данных случаях не — частица) и пиши суффикс -ск- (кроме прилагательных, образованных от слов на ч, ц, к): матросский, кавказский; если слово — глагол или деепричастие, не пиши раздельно (не присутствовал, не преодолев), но не забывай об исключениях, где не — часть корня: ненавидеть, негодуя; если имя существительное с основой на шипящий 3-го склонения, пиши на конце ь, нет — не пиши: помощь (3-е скл.) — пейзаж (не 3-е скл.) и т. д.

(Примеры записываются и графически объясняются орфограммы, указываются части речи.)

Учащиеся записывают словосочетания и доказывают, что выбор ряда орфограмм зависит от правильности определения части речи.

 

Дождь, не прекращавшийся в течение часа; отдохнуть в продолжение недели; в продолжении книги; попал в течение реки; работать по-новому; сделать по новому методу; завернув в плотную бумагу; подойти вплотную; одеться по-зимнему; идти по зимнему лесу; мощеная улица; мощенная булыжником улица; крашеный забор; крашенный краской пол.

 

— Подчеркните три слова различных частей речи, в которых нет окончания.

— Докажите, что в ряде случаев знание частей речи помогает правильно выбрать знаки препинания в предложении. (Например, умение распознать, чем выражены главные члены предложения, поможет поставить тире в простом предложении: Ученье — красота, неученье — слепота. Язык твой — друг твой. Грамматика — наука о строе языка.)

Запись предложений с объяснением постановки тире.

 

Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным значением. Фразеологизмы — устойчивые сочетании слов. Неологизмы — новые слова, возникшие в языке. Фразеология — раздел науки о языке, изучающий лексическое значение и употребление фразеологизмов.

 

Учащиеся разбирают морфологически: в языке, изучающий, новые.

— Докажите, что знание частей речи необходимо и при разборе слов по составу.

Разбор по составу: (говорить) красиво, (платье) красиво.

В первом случае о — суффикс наречия; во втором — окончание, указывающее на то, что краткое прилагательное стоит в среднем роде, единственном числе.

Разбор по составу: (по)весеннему (небу) — (светит) по-весеннему; (разговор) впустую(в) пустую (бочку).

8. Укажите, есть ли орфограммы в значимых частях слова, с помощью которых образованы слова кумачовый несущий, видящий, сделать, кожаный, серебряный, сдвинуть, расстелить, прикоснуться.

Например: прилагательное кумачовый образовано от существительного кумач с помощью суффикса -ов-, в котором есть орфограмма о: после шипящих под ударением в суффиксах существительных и прилагательных пишется о; причастие несущий образовано с помощью суффикса -ущ- от глагола несут. Здесь нет орфограммы, так как суффикс стоит под ударением.

9. Выпишите данные ниже слова в три столбика с орфограммами: 1) в корне, 2) в окончании, 3) в суффиксе. Объясните их написание.

 

Свежего ветра, камышовые заросли, вещевой мешок, грошовая цена, шепот, шорох, пальцев, огурцов, одежонка, жесткий.

 

Сделайте вывод о правописании о и ё после шипящих и ц в разных значимых частях слова.

 

10. Игра «Составь слово».

Составьте слово, взяв от указанных слов значимые части:

1) от глагола проехать — приставку, от глагола дать — корень, от глагола двигают — окончание, от глагола создаются — суффикс возвратности (продаются). К полученному слову подберите однокоренные слова различных частей речи;

2) от глагола написать — приставку, от существительного переход — корень, от глагола клеить — глагольный суффикс, от глагола кормить — окончание, от глагола веселиться — суффикс возвратности (находиться). От полученного глагола находиться образуйте возможные причастия. С одним из причастий составьте словосочетание, а затем предложение. Предложение запишите, объяснив графически знаки препинания.

Домашнее задание: ...

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru