ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 7 классе "Повторение изученного о частицах"

uroki

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о частицах; закрепление навыков написания частиц; отработка умения правильного написания частиц.

Развитие речи: работа по составлению сложного плана ответа о частице как части речи; определение темы и основной мысли высказывания.

Повторение: знаки препинания при составлении сложного плана.

 

I. Проверка домашнего задания.

Ученик у доски составляет сложный план ответа о частице как части речи. В это время идет работа по контрольным вопросам (§ 76).

Напоминаем школьникам, что сложный план более развернутый, чем простой. При проверке записанного на доске плана обращается внимание на постановку знаков препинания (двоеточие, точка с запятой) в сложном плане.

Возможный вариант плана.

1. Частицы — служебные части речи:

1) значение частиц;

2) употребление частиц (в предложении, в разных стилях речи);

3) роль частиц в предложении.

2. Разряды частиц:

1) формообразующие частицы;

2) отрицательные частицы;

3) смысловые частицы.

3. Написание частиц:

1) слитное;

2) раздельное;

3) дефисное.

 

II. Запись с объяснением.

1) Сколько уже ни узнали люди об окружающем мире, какие успехи ни сделала пытливая наука, неисследованное, недоступное все еще окружает нас. 2) Каждый человек не раз вспоминает тот день, когда он впервые переступил порог школы. 3) Как ни вглядывались ребята, нигде не могли заметить ни одного метра не одетой зеленью земли.

 

III. Предупредительный диктант.

Закрепление умения правильно писать частицы проводится методом предупредительного диктанта. Учитель читает весь текст, после чего учащиеся определяют его основную мысль, тему. Затем записывают отдельные предложения (по выбору учителя).

 

В Москве на выставке шел парад детей с собаками. Вдруг люди на трибунах встали и зааплодировали малышу, замыкающему шествие. Ведя за веревочку деревянную собачонку на колесиках, он гордо вышагивал наравне со всеми, И никто не упрекнул его, что не с настоящей собакой на парад вышел, никто не подсмеивался. Всем было ясно, что малышу тоже хотелось участвовать в параде. Повзрослев, этот мальчуган никогда в жизни не поднимет руку на ничейную собаку, не бросит ни палку, ни камень в бездомного пса, не сломает ветку дерева и наверняка уступит место в автобусе или в метро пожилому человеку. Потому что доброту надо в себе воспитывать с детства.

А знаете ли вы, ребята, что летчик Молоков — один из героев челюскинской эпопеи — сделал дополнительный рейс, чтобы вывезти собак? Международное общество защиты животных позднее наградило летчика золотой медалью, отметив тем самым его благородный поступок.

(Журнал «Юный натуралист».)

 

Вместо предупредительного диктанта можно провести тематический зачет.

 

I  в а р и а н т

 

Обязательная часть

 

1. Выпишите предложения, в которых есть частицы. Частицы подчеркните.

 

а) Мал золотник, да дорог.

б) Да говорите скорее!

в) Вот пошел он в лес и заблудился.

 

2. Запишите два устойчивых сочетания, которые пишутся с частицей ни и не разделяются на письме запятой. Пример: ни свет ни заря.

 

3. Спишите, закончив предложения:

 

а) Кто не прочитает эту книгу, … .

б) Кто ни прочитает эту книгу, … .

 

4. Составьте и запишите предложения:

 

а) Куда не … .

б) Куда ни … .

 

5. Допишите предложения:

 

а) Материал недорогой, а … .

б) Материал не дорогой, а … .

 

6. Укажите, в каких из указанных случаев частица не пишется слитно:

 

А. (не) написав ответа;

Б. (не)скошенное поле;

В. (не) менее двух метров;

Г. поступил (не) по-товарищески;

Д. сочинение (не) проверено;

Е. еще (не) замерзшая река.

 

7. В каких случаях следует писать ни? Выпишите соответствующие цифры.

 

Какую бы профессию в своей жизни вы н(1) избрали, словари во что бы то н(2) стало должны стать вашими помощниками. Ведь н(3) одна книга н(4) несет в себе столько сведений, как они.

 

8. Составьте и запишите два предложения, употребив выражения не что иное, как; ничто иное.

 

9. Составьте и запишите предложение с выражением как н.. в чем н.. бывало.

 

10. Допишите предложения:

 

А. В разговорном стиле употребляются частицы … .

Б. Частицы ... употребляются в публицистическом стиле.

 

11. Придумайте и запишите два предложения с частицей не, чтобы в первом она придавала отрицательный смысл, а во втором — утвердительный.

 

12. Спишите предложения.

 

а) Он не мог ни на минуту отлучиться от постели матери.

б) Ни воды, ни больших вязких болот, ни глухой чащи не боятся сильные лоси.

 

Определите, чем являются в них ни: частицу ни заключите в прямоугольник, союз ни — в овал.

 

II  в а р и а н т

 

1. Выпишите предложения, в которых есть частицы. Частицы подчеркните.

 

а) А погода чудесная!

б) Пусть будет по-вашему.

в) Небосклон все больше и больше темнеет, и кое-где на небе загораются звездочки.

 

2. Запишите два устойчивых сочетания, которые пишутся с частицей ни и не разделяются на письме запятой. Пример: ни рыба ни мясо.

 

3. Спишите, закончив предложения:

 

а) Когда ни придешь к подруге (другу), … .

б) Когда не придешь к подруге (другу), … .

 

4. Составьте и запишите предложения:

 

а) Где ни … .

б) Где не … .

 

5. Допишите предложения:

 

а) Пруд неширокий, а ... .

б) Пруд не широкий, а … .

 

6. Определите, в каких из указанных случаев частица не пишется слитно:

 

А. далеко (не) красивый поступок;

Б. (не) проверив работы;

В. (не) просохшая земля;

Г. (не) глупее других;

Д. сделал (не) по-вашему;

Е. ошибка (не) исправлена.

 

7. В каких случаях следует писать ни? Выпишите соответствующие цифры.

 

Я н(1)кому н(2) поверю, что есть на земле места скучные и н(3) дающие н(4) какой пищи н(5) глазу, н(6) слуху, н(7) воображению.

 

8. Составьте и запишите два предложения, употребив выражения не кто иной, как и никто иной.

 

9. Составьте и запишите предложение с выражением во что (бы) то н.. стало.

 

10. Допишите предложения:

 

А. Частица ... употребляется в деловом стиле.

Б. В публицистическом стиле употребляются частицы … .

 

11. Придумайте и запишите два предложения с частицей не, чтобы в первом она придавала отрицательный смысл, а во втором — утвердительный.

 

12. Спишите предложения.

 

а) За что ни возьмется, уж конца добьется.

б) В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

 

Определите, чем является в них ни: частицу ни заключите в прямоугольник, союз ни — в овал.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru