ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 7 классе "Различение частицы ни, союза ни — ни, приставки ни-"

uroki

Цель урока: показать различие частицы ни, союза ни — ни, приставки ни-; формировать умение различать и правильно писать ни — частицу, союз, приставку.

Работа по развитию речи: определение основной мысли высказывания; составление монологического высказывания на лингвистическую тему.

Повторение: написание ни в местоимениях, наречиях; не в различных частях речи; правописание безударных окончаний глаголов.

 

I. Проверка домашнего задания.

1. Проверка записанных примеров.

2. Связный рассказ о правописании частицы не с различными частями речи.

Класс рецензирует ответ товарища: полон ли он, доказателен ли, приведены ли примеры. При достаточной аргументации за рецензию ответа товарища может быть выставлена оценка.

II. Объяснение нового материала.

На доске записываются предложения: 1) Это был не кто иной, как Дубровский. 2) Никто иной не мог этого сделать.

В первом предложении кто является относительным местоимением, перед которым употребляется частица не. Во втором никто — отрицательное местоимение. В отрицательных местоимениях в безударном положении пишется приставка ни-.

Правило-помощник: не что иное сопровождается словом как, а ничто иное — не. Как нельзя опустить, на него падает логическое ударение; элементы сочетания слов могут быть переставлены местами: не что иное — не иное что. Слово иной можно опустить:

   подл.                       сказ.

Никто иной не поможет в беде, кроме друга.

               ↓

можно опустить

Полезно составить таблицу, которая поможет учащимся различать нависание этих сочетаний:

 

не что иное, как

не кто иной, как

ничто иное не

никто иной не

1. Сказуемое в предложении утверди-тельное.

2. Возможна перестановка.

3. Есть союз как.

4. Возможна замена сочетания

частицами только, именно.

1. Сказуемое в предложении отрица-тельное.

2. Перестановка невозможна.

3. Нет союза как.

4. Замена невозможна.

 

III. Закрепление.

1. Запись слов из рамочек учебника в словарик.

Искренний, непритворный, неподдельный, натуральный, настоящий; душевный, сердечный, задушевный.

Полезно пропедевтически объяснить школьникам, почему ставится точка с запятой между данными словами: она разграничивает разные группы слов.

— На какие две группы слов можно разделить данные слова? (С 1-го по 5-е и с 6-го по 8-е.) Как называются такие слова? (Синонимы.) Устно составить с ними предложения.

 

2. Запишите пословицы, объяснив их смысл. Обозначьте условия выбора написания ни с местоимениями, наречиями, не с глаголами. Чем являются в этих предложениях не — ни? Обозначьте графически.

 

1) За что ни возьмется, уж конца добьется. 2) В лихости и зависти нет ни проку, ни радости. 3) За напрасный труд никто спасибо не скажет. 4) С трудовыми руками нигде не пропадешь. 5) Ничьими похвалами не возносись. 6) В одиночку ничего не сделаешь. 7) Гнилое дерево никуда не годится: что ни сделаешь, все развалится. 8) Куда бы малина не заманила, а родное село назад привело.

 

3. Объяснительный диктант.

 

1. Что бы ни случилось, писатели должны непременно делать свое дело, завещанное им предшественниками и доверенное современниками. (К. Паустовский.) 2. Балтийским морем за море и я ходил не раз. (М. Дудин.) 3. Кто ничем не рискует, тот ничего не получает. (Пословица.) 4. Чего только не передумаешь при ходьбе, кого не вспомнишь! (В. Белов.)

 

4. Запись с объяснением.

 

1) Летчик по-настоящему поверил наконец, что этот черный, невесомый человек действительно не кто иной, как летчик Мересьев. (Б. Полевой.) 2) Не кто иной, как Попов, изобрел радио. 3) Ничто иное так не интересовало мальчика, как физика. 4) Никто иной не мог сделать это так умело. 5) Этот провал не что иное, как угасший кратер вулкана. 6) Портрет написан не кем иным, как Ильей Репиным.

 

5 Составьте предложения по данному образцу: Ветеринар — не кто иной, как врач, лечащий животных.

 

Фонетика, морфология, приемник, преемник.

 

IV.  Диктант «Проверь себя».

 

1) Как ни напрягал Павлик слух, он не мог уловить ни звука человеческого голоса, ни шороха ветвей, ни тихого треска валежника. (Ю. Нагибни.) 2) Как ни вглядывалась девушка в глубину сада, она не заметила ни поломанных сучьев, ни ободранной коры, ни помятой травы. (А. Мусатов.) 3) Красивый ярко-желтый лужок в болотистой местности может оказаться не чем иным, как трясиной, в которой можно погибнуть.

 

V. Составьте предложения с выражениями во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало.

 

Домашнее задание: повторить слова из словарика; по выбору: 1) упр. 404; 2) придумать или выписать б предложений с союзом ни — ни, частицей ни, приставкой ни-.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru