ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 7 классе "Приставка не- и частица не- с различными частями речи"

uroki

Цель урока: закрепление правила написания не с именами существительными, прилагательными, числительными, глаголами, деепричастиями; формирование умения систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание не, выделение значимых частей слова).

Работа по развитию речи: конструирование предложений по схемам.

Повторение: написание не с различными частями речи; знаки препинания при причастном обороте.

 

I. Проверка домашнего задания.

 

II. Запись в словарь слов ориентир, ориентироваться, впечатление. С этими словами устно составляются словосочетания.

 

III. Запись данных слов в три столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма: 1) в приставке, 2) в корне, 3) в суффиксе. Обозначьте часть речи и часть слова с орфограммой.

 

Расписка, столпиться, увлекаться, отразить, роскошный, цепляться, пятнистый, серенький, казалось, напряженный, наслаждение, речонка, обнажать.

 

IV. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся составляют предложение с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

 

V. Тренировочные упражнения.

1. Прослушайте четверостишие.

 

Не с глаголами не дружит

И частицей только служит:

Не пошел, не взял, не пел —

Вот у не как много дел.

 

— Есть ли в нем условие, обозначающее написание не с глаголами?

(В четверостишии указывается на то, что не в написании с глаголом является частицей.)

— Запишите глаголы с не. Приведите примеры, где не с глаголами пишется слитно. Чем в таком случае будет не? (Частью корня или приставкой, а может быть и частью приставки. Например: невзлюбить, нездоровиться, недосмотреть и т. д.)

— Какое значение придает эта частица глаголам? (Отрицательное.)

— Всегда ли частица не выражает отрицание? (Нет, например: не мог не вспомнить, не мог не сориентироваться, не мог не приехать.)

2. Определите, чем является не в следующих словах.

 

Непрерывность движения, неуважение, неустойчивый урожай, не мог сделать, невозмутимость, неприглядный вид; не далеко, а близко; не три тетради; не поясняя; писал недавно.

 

Вывод: не может быть приставкой, частью приставки, частицей, частью корня.

Учащиеся должны твердо усвоить, что главное условие правильного выбора написания не — определение части речи. Только после этого можно применять правило о написании не, то есть определение того, чем она является: если приставкой — пишется слитно, частью корня — слитно, частицей — раздельно.

3. Запись под диктовку с объяснением, почему наличие союза а не обеспечивает раздельного написания прилагательных с не.

 

Небольшая, а интересная книга; неглубокая, а быстрая река.

 

Приведите и запишите 3 примера, где союз а (но) обеспечивает раздельное написание не с прилагательными.

4. Диктант «Проверь себя».

 

Две недели пребывания в горах пролетели незаметно. Невольно вспоминаешь, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъем на ледник. Небольшой группой поднялись мы по его склону. Куда ни глянь — всюду нетронутый снег.

А какая тишина! То была необыкновенная, никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не прерывал ее. Каждый не мог не чувствовать всей неповторимости красоты гор.

 

5. Объяснительный диктант.

Повторение правописания не с различными частями речи. При объяснении написания используется графическое обозначение, указывается часть речи.

 

Не говоря ни слова, дома не освещены, ничего не сделано, ни к кому не подходил, неослабевающий интерес, ненавистный враг, ни разу не был, не с кем встретиться, неглубокая речонка, неоткуда и не от кого получать письма, нерешенный вопрос, не сговариваясь; не вспаханные, а освободившиеся от снега поля; не распечатанные мною конверты; некогда поговорить.

 

Вывод о написании не с различными частями речи.

 

Домашнее задание: упр. 344; повторить слова из словарика, записанные при изучении темы «Частицы».

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru