ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 7 классе "Отрицательные частицы"

uroki

Цель урока: дать понятие о роли отрицательной частицы не; формирование умения определять смысловое значение частицы не, писать не с различными частями речи.

Работа по развитию речи: конструирование предложений, обогащение речи учащихся словами-синонимами

Повторение: написание не с прилагательными, местоимениями, глаголами, деепричастиями; знаки препинания при прямой речи.

 

1. Запись в словарик слов дисциплина, не раз (много раз), ни разу (никогда), не один (много), ни один (никто).

 

далеко не...                                         в этих сочетаниях не пишется раздельно с

вовсе не...                                                прилагательными, причастиями, наречиями

отнюдь не...

 

II. Работа по развитию речи: конструирование предложений.

Повторение: не с причастиями, прилагательными, наречиями.

 

I. Запись в словари: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало.

ни жив ни мертв                          устойчивые сочетания, которые

ни стать ни сесть                       пишутся с ни и не разделяются

ни свет ни заря                             запятыми

ни рыба ни мясо

ни пуха ни пера

 

III. Словарно-орфографическая диктовка.

 

Не знал ничего, ни в чем не сознавался, не в чем упрекнуть; ненавистный враг, нечаянный случай; неглубокий, но крутой овраг; ни у кого не был.

 

IV. Объяснение нового материала.

Учащимся предлагается сравнить предложения: Я был в школе. Я не был в школе. Я был не в школе. Не бывать этому! Анализируя их, семиклассники делают вывод о том, что частица не может придавать отрицательное значение как отдельным его членам, так и всему предложению.

Сообщаем школьникам, что частица не может придавать предложению и утвердительный смысл. Например: Я не мог не быть в школе (учащиеся записывают его в тетради). В нем две частицы не. Одна из них стоит перед глаголом мочь, вторая — перед неопределенной формой глагола. Двойное отрицание делает все предложение утвердительным.

 

V. Закрепление материала проводится путем выполнения следующих упражнений.

1. Замените личные формы глагола синонимами с частицей не. Какой смысл приобретают предложения? Запишите их.

 

1) Я забыл (не помню) его фамилию. 2) Дождь шел (не переставал) всю ночь.

 

(Школьники делают вывод о том, что частица не придает предложению отрицательный смысл.)

2. Измените предложение, включив в него деепричастный оборот. Например: Я не дождался брата и ушел.— Не дождавшись брата, я ушел.

 

1) Оля не нашла нужную книгу и взяла другую. 2) Стена не застал товарища и возвратился к себе.

 

Объясните графически пунктуацию предложений.

3.  Комментированное письмо.

 

1. Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой. (К. Паустовский.) 2. Кто землю сам пахал, тот за столом разрежет хлеб, не уронив ни крошки. (Н. Рыленков.) 3. Беспредельный морской шум не прекращался ни на минуту. (К. Паустовский.) 4. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. (Пословица.) 5. Сколько бы ни пришлось жить на свете, никогда не перестанешь удивляться России. (К. Паустовский.) 6. Путешественники не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами.

 

4. Закончите предложения.

 

I. 1. Кто ни прочитает эту книгу, …

 2. Кто не прочитает эту книгу, …

II. 1. Когда ни придешь к подруге (другу), …

2. Когда не придешь к подруге (другу), …

 

5. Составьте предложения.

 

(Куда ни … ),

(Куда не … ),

, (чтобы не … ).

, (что бы ни … ).

, (как ни трудна ...).

 

6. Учитель сообщает учащимся, что в восклицательных и вопросительных предложениях обобщающего характера пишется частица не.

Часто в таких предложениях употребляется слово только: Кто не знает русского балета! (Все знают.) Кто только не бывал у Толстого! (Все бывали.)

7. Предупредительный диктант.

 

1) В каких только углах не побывал я за эти годы! (Г. Федосеев.) 2) Широта его интересов не могла не изумлять меня. 3) Собеседник не мог не согласиться с моим мнением. 4) С кем только не состязались наши спортсмены! 5) Кто не знает стихов Пушкина! 6) И какой же русский не любит быстрой езды. (Н. Гоголь.) 7) Кто не знаком с вестником тепла — деревенской ласточкой! (Е. Спангенберг.) 8) Где наша не пропадала! (Поговорка.)

 

 

Домашнее задание: § 67 (с. 175—176); упр. 385; составить с записанными в словарик словами словосочетания.

Цель урока: дать понятие о роли отрицательной частицы не; формирование умения определять смысловое значение частицы не, писать не с различными частями речи.

Работа по развитию речи: конструирование предложений, обогащение речи учащихся словами-синонимами

Повторение: написание не с прилагательными, местоимениями, глаголами, деепричастиями; знаки препинания при прямой речи.

 

1. Запись в словарик слов дисциплина, не раз (много раз), ни разу (никогда), не один (много), ни один (никто).

 

далеко не...                                              в этих сочетаниях не пишется раздельно с

вовсе не...                                                прилагательными, причастиями, наречиями

отнюдь не...

 

II. Работа по развитию речи: конструирование предложений.

Повторение: не с причастиями, прилагательными, наречиями.

 

I. Запись в словари: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало.

ни жив ни мертв                          устойчивые сочетания, которые

ни стать ни сесть                       пишутся с ни и не разделяются

ни свет ни заря                             запятыми

ни рыба ни мясо

ни пуха ни пера

 

III. Словарно-орфографическая диктовка.

 

Не знал ничего, ни в чем не сознавался, не в чем упрекнуть; ненавистный враг, нечаянный случай; неглубокий, но крутой овраг; ни у кого не был.

 

IV. Объяснение нового материала.

Учащимся предлагается сравнить предложения: Я был в школе. Я не был в школе. Я был не в школе. Не бывать этому! Анализируя их, семиклассники делают вывод о том, что частица не может придавать отрицательное значение как отдельным его членам, так и всему предложению.

Сообщаем школьникам, что частица не может придавать предложению и утвердительный смысл. Например: Я не мог не быть в школе (учащиеся записывают его в тетради). В нем две частицы не. Одна из них стоит перед глаголом мочь, вторая — перед неопределенной формой глагола. Двойное отрицание делает все предложение утвердительным.

 

V. Закрепление материала проводится путем выполнения следующих упражнений.

1. Замените личные формы глагола синонимами с частицей не. Какой смысл приобретают предложения? Запишите их.

 

1) Я забыл (не помню) его фамилию. 2) Дождь шел (не переставал) всю ночь.

 

(Школьники делают вывод о том, что частица не придает предложению отрицательный смысл.)

2. Измените предложение, включив в него деепричастный оборот. Например: Я не дождался брата и ушел.— Не дождавшись брата, я ушел.

 

1) Оля не нашла нужную книгу и взяла другую. 2) Стена не застал товарища и возвратился к себе.

 

Объясните графически пунктуацию предложений.

3.  Комментированное письмо.

 

1. Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой. (К. Паустовский.) 2. Кто землю сам пахал, тот за столом разрежет хлеб, не уронив ни крошки. (Н. Рыленков.) 3. Беспредельный морской шум не прекращался ни на минуту. (К. Паустовский.) 4. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. (Пословица.) 5. Сколько бы ни пришлось жить на свете, никогда не перестанешь удивляться России. (К. Паустовский.) 6. Путешественники не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами.

 

4. Закончите предложения.

 

I. 1. Кто ни прочитает эту книгу, …

 2. Кто не прочитает эту книгу, …

II. 1. Когда ни придешь к подруге (другу), …

2. Когда не придешь к подруге (другу), …

 

5. Составьте предложения.

 

(Куда ни … ),

(Куда не … ),

, (чтобы не … ).

, (что бы ни … ).

, (как ни трудна ...).

 

6. Учитель сообщает учащимся, что в восклицательных и вопросительных предложениях обобщающего характера пишется частица не.

Часто в таких предложениях употребляется слово только: Кто не знает русского балета! (Все знают.) Кто только не бывал у Толстого! (Все бывали.)

7. Предупредительный диктант.

 

1) В каких только углах не побывал я за эти годы! (Г. Федосеев.) 2) Широта его интересов не могла не изумлять меня. 3) Собеседник не мог не согласиться с моим мнением. 4) С кем только не состязались наши спортсмены! 5) Кто не знает стихов Пушкина! 6) И какой же русский не любит быстрой езды. (Н. Гоголь.) 7) Кто не знаком с вестником тепла — деревенской ласточкой! (Е. Спангенберг.) 8) Где наша не пропадала! (Поговорка.)

 

Домашнее задание: § 67 (с. 175—176); упр. 385; составить с записанными в словарик словами словосочетания.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru