ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 7 классе "Смысловые частицы"

uroki

Цель урока: дать понятие о смысловых частицах; показать богатство их оттенков значений; познакомить учащихся с частицами со значением вопроса, восклицания, указания и т. д.; формирование умения распознавать смысловые значения модальных частиц.

Работа по развитию речи: показать многообразие способов выражения частицами отношения к действительности; обогащение речи школьников за счет использования в ней частиц.

Повторение: знаки препинания при прямой речи, диалоге.

 

I. Контрольный словарный диктант.

 

   I  в а р и а н т

 

1. делал не раз

2. дисциплина

3. талант

4. масса

5. далеко не красивый поступок

6. не сказал ни разу

7. ни свет ни заря

8. во что бы то ни стало

9. автор

10. светофор

11. как будто

12. подлинный

13. исказить

14. прекратить

15. медленный

16. как-нибудь

17. как ни в чем не бывало

18. галерея

19. дистанция

20. аккуратный

21. мало-помалу

22. в течение дня

23. изобразить

24. будущий

25. видимо-невидимо

 

   II  в а р и а н т

 

ни разу не был

подлинный

дарование

кросс

вовсе не интересно знать

не раз говорил об этом

ни жив ни мертв

как ни в чем не бывало

классик

семафор

как-нибудь

кромешный

поразительный

желанный

аккуратный

как будто

во что бы то ни стало

претензия

будущий

точь-в-точь

видимо-невидимо

в продолжение дня

из-под

по двое

на память

 

II. Запись в словари слов предварительный, неужели.

 

III. Объяснение нового материала начинается с работы с записанным на доске (или спроецированным через графопроектор на доску) текстом, в который нужно вставить подходящие по смыслу частицы. Анализ его должен показать учащимся богатство оттенков значений модальных частиц.

 

Собрались семиклассники однажды.

— (Все-таки) надо решить, как мы проведем «Огонек»,— сказала Даша.

— (Разве) он состоится? — поинтересовались ребята.

— Конечно, (неужели) вы забыли о нашем последнем разговоре? — спросила Даша.

— (Вот) здорово! — воскликнули ребята.

— (Только) надо придумать план его проведения.

— (Пусть) Саша сыграет на гитаре,— предложил Коля.

— (Вряд ли) он сможет прийти на «Огонек»,— сказала Маша.

— (Неужели) ему неинтересно быть на «Огоньке»? — удивились ребята.

— (Как раз) в этот день у него экзамен в музыкальной школе,— пояснила Маша.

— (И даже) если экзамен, он к вечеру освободится,— возразил Алеша.

(Почти) все ребята приняли участие в обсуждении плана «Огонька».

 

В процессе работы над текстом разговорного стиля выясняем, что данные частицы выражают различные дополнительные смысловые оттенки: уверенность, сомнение, вопрос и т. д. Попутно повторяется правило о постановке знаков препинания при диалоге.

Учащиеся находят значение вставленных частиц в материале учебника

 

IV. Объяснительный диктант (объяснить оттенки значений частиц).

 

1) Вряд ли я мог изобразить Ивана Иваныча, вышедшего в эту ночь с пилой в руке. (Н. Гоголь.) 2) Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь.) 3) Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! (Н. Гоголь.) 4) Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! (Н. Гоголь.) 5) Что за прелесть эти сказки! (А. Пушкин.) 6) Вот опальный домик, где жил я вместе с бедной нянею моей. (А. Пушкин.)

 

 

V. Смысловой вопрос: определить значение то в следующих предложениях.

 

1) Какая-то рота продолжала обороняться. 2) Задача-то легкая! 3) Я спрятался за то дерево. 4) Он много занимался, зато хорошо сдал экзамены.

 

(В первом предложении то является суффиксом в местоимении какая-то, во втором — частицей, выражает значение усиления, в третьем то является указательным местоимением, в последнем предложении входит в состав союза зато = но.)

 

 

VI. В ходе проверки и дальнейшего объяснения нового материала учащиеся заполняют третью графу записанной на доске таблицы.

 

Смысловые частицы

Значение частицы

Примеры частиц

вопрос

восклицание

указание

сомнение

уточнение

ограничение

или выделение

усиление

смягчение требования

ли, разве, неужели, неужто

что за, как

вот (а вот), вон (а вон)

вряд ли, едва ли

именно, как раз

только, лишь, исключительно

почти

даже, и, же, ведь, уж, все-таки, -то

-ка

 

VII. Объяснительный диктант.

В записанных предложениях подчеркнуть частицы, указать их значение. Полезно сообщить о том, что частицы вот, вон могут указывать на отдельный предмет в ряду других предметов, на который автор хочет обратить внимание. Они вносят в речь непринужденную интонацию. В художественной речи помогают представить события, как бы происходящие рядом. Часто они употребляются с а в начале предложения: а вот, а вон.

 

1) Это ты ли сочиняешь песни о луне? 2) Вот приходит осень с цепью кленов голых. 3) Разве тогда уснешь, если все видишь рожь, видишь родной плетень, синий, звенящий день? 4) Вот где, Русь, твои добрые молодцы! 5) А люди разве не цветы? 6) Что за сани!

(С.  Е с е н и н.)

 

Домашнее задание: составить диалог на тему «Разговор после просмотра кинофильма» или придумать и записать по 2 предложения с модальными частицами (на выбор учащихся).

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru