ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок-зачет по теме «Союз»

uroki

Учитель объявляет тему урока и знакомит семиклассников с его задачами: проверить теоретические знания о союзе как части речи, делении союзов на группы и по назначению; сформированность навыка различения предложений с однородными членами и сложносочиненного с союзом и, навыка интонационного и пунктуационного оформления различных союзных конструкций; умения правильно и уместно пользоваться в речи различными союзными конструкциями.

 

I. К доске вызываются два ученика. Первому из них дается задание составить план ответа по теме «Сходство и различие предлогов и союзов».

Возможный вариант плана.

1. Общее: а) служебные части речи; б) не изменяются; в) не являются членами предложения.

2. Различие: а) предлог соединяет зависимые друг от друга слова в словосочетании; союз соединяет или независимые друг от друга слова в предложении, или предложения; б) предлог осуществляет связь совместно с окончанием, союз — самостоятельно.

Второй ученик получает задание заполнить синонимический ряд, привести примеры предложений с данными союзами, записать одно из них, составить его схему.

 

потому что — …

как будто — …

как только — …

с тем чтобы — …

 

однако же —...

так что —...

то есть — …

также —...

 

II. На доске записаны (или спроецированы с помощью графопроектора) предложения. Задание: I вариант — выписать номера предложений с сочинительными союзами; II вариант — с подчинительными (знаки препинания в предложениях не расставлены).

 

1) Огонь в лампе дрогнул и потускнел но через секунду снова разгорелся ровно и ярко. (М. Горький.) 2) Листья то косо летели по ветру то отвесно ложились в сырую траву. (К. Паустовский.) 3) Все встали со своих мест как только затихли звуки музыки. 4) Наука любит трудолюбивых ибо труд это талант. 5) Школьникам нужно овладевать знаниями чтобы принести больше пользы Родине. 6) Лишь сердце стучит да песня звучит да тихо рокочет струна. (А. Сурков.) 7) Незнакомец был невысок ростом зато плечист. 8) Все должны заниматься физкультурой чтобы укрепить свое здоровье. 9) Моя сестра много читает я тоже дня не могу прожить без книги. 10) Если посмотреть на глобус то можно увидеть что плодородной земли не так уж много. (А. Мусатов.)

 

(Ассистенты проверяют работы по контрольному листку учителя.)

 

III. Контрольная словарная диктовка.

 

Освещать, потому что темно; натереть, чтобы блестел; вышел погулять, чтобы освежиться; отложить из-за непогоды; банка из-под варенья; стараться изо всех сил; передо мной; в течение лета; сделал так же хорошо, как брат; он тоже поедет; разлилась вследствие дождей.

 

IV. Графический диктант.

Учитель читает текст. Учащиеся записывают лишь схемы предложений.

 

Самое прекрасное на земле слово — мама, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце. В нем никогда не гаснет любовь, и оно ни к чему не остается равнодушным.

Тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд, и твоя любовь к матери делает радостной и светлой твою жизнь.

(По  З.  В о с к р е с е н с к о й.)

 

V. Работа по карточкам.

Учащиеся всего класса получают два варианта на заранее отпечатанных карточках, списывают предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

 

I  в а р и а н т

 

1) Что (бы) быть (по) настоящему грамотным человеком нужно постоянно обращаться к книгам. 2) Как муравей ухитряется поднимать ношу во много раз тяжелее своего веса — то (же) загадка. 3) То (же) слово да не так (бы) молвить. 4) Книголюбы постоянные посетители библиотеки ребята нашего класса так (же) увлекаются чтением. 5) Бревно через воду и скрипучий деревя(н, нн)ый мосток и гулкий железнодорожный мост существуют для того что (бы) мы (не) засиделись на одном берегу что (бы) вода (не) служила пр..пятствием для тех кто хочет куда (то) идти что (то) искать. (В. Песков.)

 

II  в а р и а н т

 

1) Что (бы) вы ни делали чем (бы) вы ни занимались вам всегда понадобится умный и верный помо..ник — книга. 2) Настя бросилась было в сторону, где маячили два дерева,— там то (же) тропы (не) было. 3) Тут была елань — то (же) самое что зимой в пруду прорубь. (М. Пришвин.) 4) Коротко за (то) ясно. 5) Он торопился от (того) что боялся опоздать.

 

VI. Два ученика получают на карточках задание: восстановить в данном тексте союзы, расставить знаки препинания; определить роль союзов в тексте. Задания выполняются на пленках кодоскопа.

 

САМОЛЕТ

 

Вечерело. От речки тянуло сыростью ... запахом пр..брежного ракитника. Вдали куковала кукушка ... кругом бесшумно кружилась мелкая весе (н, нн) яя мошкара.

Вот среди тишины из (за) розовых облаков сначал.. послышалось стра (н, нн) ое жужжание ... потом сверкнула серебр..ая точка. Она все ув..личивалась ... вот уже у нее обозначились две пары крыльев с красными звездами.

Могуч.. самолет легко снизился ... быстро ... плавно пронесся над темным лесом ... над пустым разъездом ... над речкой.

(По  А.  Г а й д а р у.)

 

VII. В это время класс выполняет задание по конструированию

предложений.

Продолжить предложения дважды: чтобы сначала получилось предложение с однородными членами, затем сложное.

 

1. Наступила весна и … .

2. Солнце все ярче светит и … .

3. Деревья вновь зазеленели и … .

 

VIII. Проверка выполнения заданий, подведение итогов урока, выставление оценок в «Лист учета».

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru