ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Бинарный урок русского языка в 7 классе "Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато"

uroki

Цель урока: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоимений с частицами то, же, бы; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато.

Работа по развитию речи: составление связного рассказа на грамматическую тему (о союзе).

Повторение: написание наречий и местоимений с частицами же и бы; запятые в простом и сложном предложениях.

 

I. Проверка домашнего задания.

1. Упр. 342.

2. Учащийся составляет устный рассказ о союзе. Класс (по «цепочке») дает аргументированную оценку ответа товарища.

3. На доске проводится морфологический разбор двух союзов (из домашнего упражнения).

 

II. Объяснение нового материала.

Записываются и анализируются предложения (рекомендуем это сделать в разделе ученического словаря «Таблицы»).

При объяснении учителю следует опираться на сформировавшееся у учащихся понятие о союзе как служебной части речи, а также исходить из структуры предложения.

Анализируя строение параллельных примеров, записанных в столбики, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что тоже, чтобы, также, зато — союзы, они не являются членами предложения. Союзы тоже, также можно заменить синонимичным союзом и; зато — но; чтобы — составным союзом для того чтобы.

Выделенные во втором столбике слова являются членами предложения: местоимение что — подлежащим, то — определением; наречие так — обстоятельством. Замена наречия так и местоимения то в сочетании с частицей же и предлогом за невозможна.

Составление таблицы.

 

Отличайте союзы от других частей речи!

Чтобы (союз)

Что бы (местоимение с частицей)

Союз всегда пишется слитно.

Я хочу, чтобы ты дал мне совет.

Я зашел, чтобы обсудить с тобой эту проблему.

1. Бы нельзя опустить или переставить в другую часть предложения.

2. Союз чтобы можно заменить синонимичными составными союзами:

чтобы — для того чтобы;

чтобы — с тем чтобы.

 

 

 

Я не знаю, какой сделать подарок, чтобы порадовать его.

Я спросил, что бы мне почитать об этом.

Я хочу знать, что бы ты мне посоветовала.

1. Бы можно опустить или переставить в другую часть предложения:

Я спросил, что мне почитать об этом.

Я хочу знать, что ты мне посоветовала бы почитать.

2. Что можно наполнить содержанием, заменить существительным: Что почитать?

Книгу, газету, журнал.

Я не знаю, что бы ему подарить. (Что? Книгу, марки, кассету.)

Тоже, также (союзы)

(тоже = также = и)

То же (Местоимение с частицей),

так же (наречие с частицей)

1. Же в союзах нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения.

2. Тоже, также (как служебные части речи) не отвечают на вопросы, не являются членами предложения,

Я тоже это прочитал. Я также это прочитал. И я это прочитал.

1. Же можно опустить без искажения смысла предложения.

2. И местоимение, и наречие отвечают на вопросы, являются членами предложения.

3. Местоимение то может быть либо определением, либо дополнением (а также подлежащим), а наречие — обстоятельством.

4. Наречие так часто сопровождается сравнительным оборотом с союзом как, отвечает на вопросы    к а к?  к а к и м   о б р а з о м?

5. Местоимение то может указывать на какой-либо предмет, о котором можно спросить «что именно?». — Он требовал то же (ч т о именно?), что и вы.

6. Местоимение то можно заменить другим местоимением, в нем легко изменить род, число.

Тоже, также (союзы)

(тоже = также = и)

То же (местоимение с частицей),

так же (наречие с частицей)

 

Во всем городе не было людей, настроенных (к а к?) так (же) спокойно и в то (к а к о е?) (же) время торжественно, как эти двое (в то самое время; в те времена).

Обратите внимание на правописание сочетаний:

то же... что; то же самое; одно и то же; точно так же, как...; все так же; все то же.

Зато (союз)

(зато = но)

За то (местоимение с предлогом)

Встретиться не удавалось, зато письма писали часто.

Не берись (за  ч т о?) за то, что тебе не по силам. За то (к а к о е?) время, что я отсутствовал, здесь многое изменилось.

(Местоимение то легко заменить существительным или прилагательным: не берись за дело; за короткое время.)

 

III. Закрепление материала.

1. Запись предложений с объяснением написания союзов, местоимений и наречий. (Упражнения выполняются под руководством учителя. Следует обратить внимание на выразительность чтения предложений.)

 

1) Отечеством зовем мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. (К. Ушинский.) 2) Так же, как час назад, свистел ветер. 3) Отец также взял удочки, и мы пошли. 4) Знать и уметь — не одно и то же. 5) Мне тоже не сиделось на месте. 6) Его прозвали Знайкой за то, что он много знал. 7) Все смолкли, зато громче затрещали, разгораясь, ветки. 8) Идти к стойбищу надо по тому берегу.

 

2. Объяснительный диктант.

 

1) Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой, также трудом и успехом друзей. (А. Пушкин.) 2) Все те же берега, и поля, и холмы, и то же прекрасное небо. (В. Жуковский.) 3) Чтобы много знать, надо мало спать. (Пословица.) 4) Бедному псу тоже, по-видимому, становилось страшно. (В. Короленко.) 5) Не могло быть, чтобы тут не было участников. (Н. Гоголь.) 6) Обе дамы были не согласны между собой в том, что видели в одно и то же время. (Н. Гоголь.) 7) Снова стало темно за окном, и так же качался фонарь, и ветви деревьев ежеминутно сплетали новый рисунок. (А. Константинов.) 8) Солнце спряталось так же внезапно, как и появилось, погасла рябина, и потемнело озеро. (А. Константинов.)

 

IV. Продолжите каждый из начатых примеров дважды, чтобы получилось: 1) предложение с однородными членами; 2) сложносочиненное предложение.

 

1) Тарас Бульба сам выбирал для сынов своих лучшие убранства...

2) Все трое ехали по степи... 3) Днепр сверкал вдали...

 

V. Составьте сложноподчиненные предложения, добавив придаточные.

 

1) Знаете ли вы... 2) Сегодня по телевидению сообщили... 3) В то время как..., из-за леса показалась луна. 4) Как только..., в траве зажглись золотые светлячки. 5) Степан Калашников просил царя... б) Чиновники старались так угодить Хлестакову...

 

Домашнее задание: § 61; упр. 347, выписать слова из рамочек в словарик и выучить; составить план ответа по теме «Сходство и различие предлогов и союзов».

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru