ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 7 классе "Сочинительные союзы"

uroki

Цель урока: познакомить учащихся с группами сочинительных союзов и их назначением; формирование навыка различения сочинительных союзов, употребленных для связи частей целого текста.

Работа по развитию речи: составление сочинения-миниатюры с употреблением союзов для связи целого текста.

 

I. Выполнение домашнего задания проверяется учителем при проверке тетрадей.

 

II. Объяснение нового материала.

Анализ материалов учебника.

 

III. Закрепление материала.

1. Составление схемы "Сочинительные союзы".

 

Схема заполняется по мере того, как учащиеся записывают предложения, анализируют их и выписывают сочинительные союзы.

 

Москва — столица нашей Родины. На берегу Москвы-реки расположился Кремль, и каждый прибывший в столицу для знакомства с ней обязательно посетит это священное место.

Москвичи покажут гостям не только памятники старины, но и новейшие архитектурные сооружения. Каждый гость столицы может составить себе и культурную программу, а также посетить ряд спортивных сооружений. Трудно побывать везде, зато сколько впечатлений останется от поездки!

 

2. Предупредительный диктант.

Учащиеся выразительно читают текст и определяют, в каком стиле он написан, указывая признаки этого стиля.

Затем записывают текст, подчеркивая сочинительные союзы и указывая, где они связывают части сложного предложения, а где — однородные члены.

 

Сегодня наши учителя воспитывают гражданина ХХI века. Этот гражданин пока еще учит таблицу умножения, а со временем к нему придут знания, о которых ныне и ученые не подозревают. Обогащенный неведомыми нам открытиями, этот гражданин принесет в ХХI век все духовные и нравственные ценности прошлого.

Многие научные, а также технические достижения со временем устаревают и утрачивают первоначальное значение, но им на смену приходят новые, более совершенные.

Однако никакие технические феномены не отменят даже в самом отдаленном будущем благороднейшую фигуру учителя.

(Из  г а з е т ы.)

 

Определяется лексическое значение слова фенόмен по толковому словарю, обращается внимание учащихся на ударение в данном слове.

3. Анализ текста (цель — показать роль союзов как средства связи не только отдельных частей предложения, но и частей целого текста).

 

То оно [море] тихое, светло-голубое, в некоторых местах покрыто почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса...

Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму?

(В. К а т а е в.)

 

— Почему для связи частей данного текста используется именно этот, а не другой союз? (Он связывает две группы законченных предложений, очерчивающих единый круг мыслей, логически и композиционно противоположных частей.)

4. Сочинение-миниатюра.

Для сочинения могут быть предложены следующие темы: «Наш парк летом и зимой», «Мой друг дома и в классе», «Наша семья утром и вечером» и пр.

Нужно объяснить учащимся, что сочинение может состоять из двух логически законченных частей. В первой части речь пойдет об одном явлении, в другой — о противоположном ему или сопоставимом с ним. Эти части будут соединяться противительными союзами.

 

Домашнее задание: ...

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru