ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 7 классе "Союз как часть речи"

uroki

Цель урока: показать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте; формировать умения определять роль союзов, знаки препинания при них.

Работа по развитию речи: наблюдения над использованием союзов для связи самостоятельных предложений в тексте.

Повторение: правописание предлога, наречий; орфограмма в корне; однородные члены предложения и знаки препинания при них.

 

I. Словарная диктовка.

 

Вследствие переутомления, ввиду плохой погоды, несмотря на ливень, по-прежнему стучит, нечто вроде пещеры, подъем наподобие террас, согласно желанию, вблизи дома, вспоминая впоследствии, в продолжение часа; сначала думай, а потом пиши; с начала зимы; в начале лета; вначале реши это.

 

II. Индивидуальная работа с учащимися.

 

К а р т о ч к а  №  1

 

Вставить пропущенные буквы.

 

По окончани.. школы, по прибыти.. в город, по окончани.. собрания, болеть в продолжен.. недели, вопреки предсказани.., вследстви.. непогоды, согласно распоряжени.. директора.

 

К а р т о ч к а  №  2

 

Вставить пропущенные буквы.

 

Не видел в течени.. дня, согласно приказ.. командира, по окончани.. занятий, вследстви.. тяжелой болезни, по прибыти.. в город, по предъявлени.. документов.

 

III. Фронтальный опрос.

Учащиеся называют служебные части речи. Отвечают на вопрос, какова роль предлогов в словосочетании. Приводят примеры.

 

IV. Работа с текстом.

Учащиеся записывают текст, объясняют выбор орфограмм, постановку знаков препинания. Отвечают на вопросы.

 

Вода около корабля светилась, и по ней тихо ходили бледные огни, угасая, выплывая на поверхность и опять уходя в глубь, таинственную и страшную.

Но вот солнце село, а город все выплывал и выплывал навстречу. Дома вырастали, огоньки зажигались рядами и в беспорядке дрожали в воде, двигаясь и перекрещиваясь внизу. Пароход шел уже два часа в виду земли, в виду построек и пристаней. На ночь остановились в заливе, а утром пароход потихоньку подтянулся к пристани.

(По  В.  К о р о л е н к о.)

 

— Определите стиль и тип речи. Докажите.

— Какова роль союзов?

Записав и проанализировав предложения, учащиеся вывод о том, что союзы соединяют однородные члены и части сложного предложения. Кроме того, второе предложение присоединяется к первому также с помощью союза, благодаря чему весь текст воспринимается как единое целое.

Недаром М. В. Ломоносов так определял роль союзов: «...Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».

Таким образом, союз — неизменяемая часть речи, которая не является членом предложения, связывает однородные члены, части сложного предложения и самостоятельные предложения целого текста.

 

V. Закрепление материала.

1. Запишите текст, разделив его на логически и композиционно законченные отрывки, выделите абзацы. (Нужно обратить внимание учащихся на функцию союзов не только в предложении, но и в целом тексте — один из приемов, с помощью которых части текста связываются в единое целое.)

 

Ядовитые змеи гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, громадная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве.

А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. И так она приползла к горелому пню и дернула за самую плеть, где лежала змея. Гадина подняла голову и зашипела.

(М.  П р и ш в и н.)

 

2. Упр. ... (устно).

 

Домашнее задание: § 54; упр. 315; выписать слова из рамочек в словарь и запомнить их написание.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru