ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание производных предлогов"

uroki

Цель урока: познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формирование умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи, правильно писать производные предлоги.

Развитие речи: работа по предупреждению ошибок в употреблении предлогов.

Повторение: падежные окончания существительных.

 

I. Упражнение на предупреждение ошибок в употреблении предлогов.

 

Согласно (просьба), (приказ); вопреки (предсказание); наперекор (желание); благодаря (случайность).

 

II. Синтаксическая пятиминутка.

На доске — предложение На вершине сосны пристроился дятел, и его стук разносился по всему лесу. Учащиеся должны записать предложение, включив в первую его часть причастный, во вторую — деепричастный обороты; обозначить их графически.

 

III. Закрепительно-тренировочные упражнения (по выбору учителя).

1. Предупредительный диктант.

 

1. 1) Шли по долине в течение целого дня. 2) В течении реки следует опасаться водоворотов. 3) Нелегко отыскать ошибки в следствии. 4) В течение дня река неузнаваемо изменилась. 5) Ошибки допущены вследствие невнимательности. 6) В продолжении романа появляются новые герои. 7) В продолжение часа слышались шорох и шепот. 8) В быстром течении реки мелькнула лодка. 9) Вследствие непогоды мы задержались в пути.

 

2. 1) В продолжение двух дней мои дела продвинулись. (М. Лермонтов.) 2) Ввиду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым. (К. Станюкович.) 3) Вопреки предсказаниям старожилов погода прояснилась, и мы, погрузив вещи в лодку, благополучно добрались по реке до поселка. 4) Вследствие сильного снегопада была нарушена телеграфная связь. 5) Несмотря на уговоры матери, я уехал учиться в город. 6) В течение дня тень не падает два раза в одно место. (Пословица.) 7) Несмотря на усталость, мы продолжали путь. 8) Письма были чем-то вроде дневника.

 

2. Выборочный диктант.

Выпишите в два столбика словосочетания, в которых предлоги пишутся: а) слитно; б) раздельно.

 

Ввиду изменившейся обстановки; иметь в виду правило; говорить насчет похода; рассказать в продолжении романа; действовать вопреки рассудку; посмотрел ему вслед; шли след в след за волком; доходы перевести на счет школы; ввиду недостатка времени; вроде сахара; шел, несмотря на жару; узнал впоследствии; в продолжение часа.

 

3. Какой предлог употребить?

Запишите, обозначьте падежные окончания существительных.

О или по?

 

Лекция (литература, восстание декабристов, творчество Айвазовского); книга (русский фарфор, животный мир Африки); беседа (прочитанное за лето, поэзия).

 

О или на?

 

Рецензия (книга, доклад, сочинение); отзыв (книга, лекция, кинофильм).

 

4. Верно ли употреблен один и тот же предлог в разных предложениях? Почему? Запишите предложения в исправленном виде.

 

1) Благодаря упорному труду экзамены были сданы хорошо. 2) Благодаря сильным морозам соревнования не состоялись. 3) Полет был отменен ввиду сильных ливней. 4) Ввиду подготовки к карнавалу школьники украсили зал.

 

5. Правописание производных предлогов, образованных от существительных в косвенных падежах с непроизводными предлогами.

Запись в раздел ученического словаря «Таблицы».

 

Различайте предлоги и существительные

 

Предлоги

Имена существительные

В течение всего года он усердно занимался.

Сочетания с предлогами в течение, в продолжение имеют значение времени, отвечают на вопросы  к о г д а?  к а к  д о- л г о?

 

 

 

 

Ремонтировали дом в продолжение месяца = в течение месяца.

 

 

В заключение (под конец) статьи были подведены итоги. (В заключение = «под конец», «в итоге».)

 

Вследствие (из-за) засухи река обмелела.

Ввиду (из-за) дождя экскурсия не состоялась. (Вследствие, ввиду = «из-за, по причине».) Сочетания с предлогами вследствие, ввиду указывают на причину, отвечают на вопросы  п о ч е м у? п о  к а- к о й  п р и ч и н е?

 

 

В течении реки много поворотов.

Рассуждаем так:

1) Начальная форма — течение реки.

2) Вопросы: смысловой — г д е? падежный — в  ч е м?

3) Можно вставить прилагательное: в (нижнем) течении реки.

Следовательно, это имя существительное на -ие, в предл. п. окончание .

В продолжении (г д е?  в  ч е м? — П.п.) романа встретились старые герои.

В продолжение (к у д а?  в о  ч т о? — В.п.) введены новые герои.

Декабристы находились в заключении в Петропавловской крепости. (Заключение — осуждение; в длительном заключении.)

В следствие по делу о хищении вкралась ошибка.

Начальная форма — следствие (по делу).

Существительное на -ие;    к у д а?  в о  ч т о? — В. п., окончание

В следствии (г д е?  в  ч е м? — П. п., сущ. на -ие, окончание ) по делу выяснилось много новых фактов.

Запомните: иметь в виду.

 

Различайте написание

 

Деепричастия

Предлоги

Не смотря:

Шел, не смотря себе под ноги.

(Обозначает добавочное к основному глаголу действие — «шел и не смотрел»;

можно заменить деепричастием не глядя;

относится к глаголу, отвечает на вопрос  к а к?  ч т о  д е л а я?)

Несмотря (на):

Пошли в поход, несмотря на непогоду.

(Можно заменить «вопреки чему-то», имеет значение уступки — «хотя была непогода».)

 

                                           предлог

Соорудили что-то вроде (наподобие) плота.

                         предлог

Условились насчет (об) экскурсии.

 

                               сущ.

Согласовать в роде, числе, падеже.

                                             сущ.

Деньги поступили на счет Фонда мира.

 

Запись предложений с комментированием.

 

1) Ввиду сильных морозов соревнования были отменены. 2) Имейте в виду, что улицу надо переходить в установленных местах. 3) Из газеты он сделал что-то наподобие шляпы. 4) Они договорились насчет совместного похода на байдарках.

 

Закрепление материала.

Чтение и анализ параграфа учебника..

 

Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся должны записать предложение Мне навстречу неслись облака, и ракиты тревожно шептались, включив в первую часть его причастный, а во вторую — деепричастный обороты; обозначить их графически, составить схему предложения. Причастие и деепричастие разбирают по составу.

 

Домашнее задание: ...

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru