ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 7 классе "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

uroki

Цель урока: показать предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в словосочетании и в предложении; формировать умение различать предлоги и приставки, определять роль предлогов в словосочетании и предложении.

Работа по развитию речи: роль предлогов в выражении различных смысловых отношений.

Повторение: написание предлогов и приставок, -тся, -ться в глаголах, написание надежных окончаний существительных.

 

I. Синтаксический разбор предложения Перепадали частые дожди, и на березах появилась нежная желтизна.

 

II. Объяснение нового материала.

— С помощью каких слов могут присоединяться части сложного предложения? (С помощью союзов.) Слова могут объединяться в словосочетания? (С помощью предлогов.)

— Обозначают ли союзы и предлоги предметы, признаки, действия? (Нет.)

— Можно ли к ним поставить вопросы как к членам предложения? (Нет.)

— Изменяются ли они? (Нет.)

Делается вывод о самостоятельных (знаменательных) и служебных частях речи.

Называются части речи в разобранном предложении.

— Выпишите из второй части предложения словосочетания (нежная желтизна, появилась на березах). К чему относится предлог? Может ли он относиться к прилагательному? (Нет.)

Делается вывод: в словосочетаниях «глаг. + сущ. с предл.» глагол управляет существительным при помощи предлога и окончания зависимого слова; в словосочетании «прил. + сущ.» зависимое прилагательное согласуется с существительным и связано с ним при помощи окончания. Предлоги в связи согласования не участвуют.

Запись предложений.

 

1) Чувствуется близость жилья, и внезапно перед нами вырастают аккуратные белые домики, окруженные со всех сторон цветниками. 2) Горизонт прояснился, и чистая заря долго горела над лугом. 3) Наш приемник в пять часов принял сотню голосов. (С. Михалков.)

 

— К чему относятся предлоги в данных предложениях? Для чего они служат? Что они выражают?

Делается вывод о том, что предлоги выражают зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании.

 

III. Тренировочное упражнение.

Запись под диктовку. Учащиеся выделяют приставки; предлоги заключают в треугольники.

 

Сбросить с крыши, бесшумный, отъехать от города, оторваться от противника, оттолкнуться от берега, добраться до деревни, отправиться в семь часов, взять с собой, увидеть леса, долететь самолетом, дочитать книгу, постучали по елке, до свидания.

 

IV. Объяснение нового материала.

Знакомство с теоретическими сведениями в учебнике.

У. Упражнения на закрепление материала.

 

1. Запись под диктовку с заданием определить роль предлогов.

 

Показаться из-за туч (пространственное значение); опоздали из-за аварии (значение причины); расположиться в лесу (пространственное значение): сделать в течение недели (временнόе значение); из-под снега, над ним, изо всех сил, подо мной, сунул за пазуху, вынул из-за пазухи, подойти ко мне, близ леса, из оранжереи, висел надо мной.

 

2. Упр. 287 (устно).

 

Домашнее задание: выписать в словарик слова из рамочек и запомнить их написание; § 48; упр. 288; повторить написание приставок пре- и при-.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru