ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 7 классе "Категория состояния как часть речи"

uroki

Цель урока: формирование умения находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению они относятся; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении.

I. Объяснение нового материала.

Сообщаем учащимся, что в русском языке есть слова, похожие по форме на наречия. Они могут обозначать состояние природы, окружающей среды, человека, оценку действий и пр. Такие слова образуют часть речи — категорию состояния. Они не изменяются, то есть не имеют окончаний.

Сопоставьте предложения, выяснив синтаксическую роль в них выделенных слов.

Запись на доске и в тетрадях.

 

1) Утро (к а к о в о?) туманно. (краткое прилагательное)

Он говорил (к а к?) туманно. (наречие)

Было (к а к о в о?) туманно, сыро. (слова категории состояния)

(Слово туманно разбирается по составу во всех предложениях.)

2) Все оделись тепло.— Сегодня тепло. Хорошо утром на речке! — Он хорошо ответил на вопрос учителя.

 

— Чем похожи слова категории состояния наречия? (Отвечают на вопрос  к а к?, не изменяются.)

— Чем они различаются? (Синтаксической ролью в предложении: наречие относится к глаголу-сказуемому и является обстоятельством; слова категории состояния не зависят от других слов в предложении и являются сказуемыми.)

— Что общего и чем различаются краткие прилагательные и слова категории состояния? (Последние не изменяются, те и другие являются в предложении сказуемыми.)

 

II. Запишите предложения, определите значение слов состояния.

 

1) Мне весело.— Мне было весело.

Мне страшно.— Мне стало страшно.

Грустно.— Мне будет грустно.

 

Обращаем внимание учащихся на то, что в предложениях нет подлежащего; слова, обозначающие состояние человека, могут быть употреблены вместе с глаголами было, будет, стало, станет и др.

 

2) В лесу серо. Утром холодно. Сегодня ветрено. Завтра станет холоднее.

 

(Слова категории состояния могут употребляться не только в положительной, но и в сравнительной степени. В данных предложениях они обозначают состояние природы, окружающей среды.)

 

III. Запись под диктовку с заданием выявить сходство и различия кратких прилагательных, наречий и слов категории состояния с точки зрения их синтаксической роли в предложении.

 

1) А в старом палисаднике темно, свежо и сладко пахнет можжевельник. 2) В поле тепло и дремотно. 3) Легко и бледно небо голубое. 4) Скучно в лощинах березам. 5) Было очень темно, тихо, пахло сырым полем. 6) Было мертвенно тихо. 7) Накрапывало, хмурилось, в переулках было пусто. 8) В номере тоже было тепло, приятно.

(И.  Б у н и н.)

 

— Разберите по составу выделенные слова.

 

IV. Закрепление материала.

 

Домашнее задание: ...

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru