ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 7 классе "Буквы о и е после шипящих на конце наречий"

uroki

Цель урока: познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв о и е после шипящих на конце наречий; формирование навыков написания о и е после шипящих в разных частях слова.

Повторение: о и е после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях.

I. Индивидуальная работа по карточкам.

 

К а р т о ч к а  №   1


Записать, вставить пропущенные н и нн.

 

1) Мать огорче..о посмотрела на сына. 2) Неожида..о в дверь постучали. 3) Приятно, если твои собеседники воспита..ы. 4) Все оживле..о приходом весны. 5) Любопытство наше было возбужде..о. 6) Ребята говорили возбужде..о, перебивая друг друга. 7) Человек рассея..о поглядывал по сторонам. 8) По лесу было рассея..о несколько десятков палаток туристов. 9) Мальчик растеря..о взглянул на своего обидчика.

 

К а р т о ч к а   №   2

 

Записать, вставить пропущенные н и нн.

 

Восторже..о улыбаться, ответить сдержа..о, выполнить аккурат..о, поступить обдума..о, обдума..ое предложение, решение задачи обдума..о, облегче..о вздохнуть, беше..о налетевший порыв ветра, беше..ый зверь, ветре..ый день, лома..ая линия, слома..ая ветка, безветре..ая погода, буй..о разрастаться, слушать рассея..о.

 

II. Объяснительный диктант.

 

Взволнованный разговор, дети взволнованы случившимся, голоса были резки и взволнованны, все трудности временны, девочка избалована родителями, вскрикнул испуганно, некошеный луг, стены вымазаны краской, овощи сварены в кастрюле, масленый блин, масляные краски, ягоды подавлены в корзине, эти люди злы и ограниченны, деревья посажены в саду, сплетенная корзина, работа исправлена, купленная книга, мороженое мясо, соломенная шляпка, слушал рассеянно, истинная правда, вещь подлинна, раненный в плечо, нехоженые тропы, неезженые дороги, подкованная лошадь.

 

Учащиеся выписывают пять слов, в состав которых входит пять морфем.

 

III. Выборочный диктант.

Работа проводится с целью повторения написания о — е после шипящих. Учащиеся должны выписать в три столбика слова с гласными о и е:

в корне               в суффиксе                    в окончании

 

За большой тучей, играть с малышом, ситцевое платье, кумачовый флаг, тихий шорох, быть молодцом, желтым листом, жесткий диван, выпал снежок, мелкая речонка, приглушенный шепот, окруженный деревьями.

 

Делается вывод о написании о — е после шипящих в разных частях слова.

 

IV. Объяснение нового материала.

 

Анализируя примеры, учащиеся самостоятельно делают вывод о написании букв о и е после шипящих в конце наречий.

 

V. Закрепление материала.

1. Чтение параграфа учебника.

Обращается внимание на прием графического объяснения данной орфограммы.

2. Образуйте от прилагательных наречия, графически обозначая орфограмму.

Защищать (горячий) — защищать горячо; учиться (хороший), излагать (общий), двигаться (неуклюжий), окончить (блестящий).

3. Подберите к глаголам наречия, отвечающие на вопрос  к а к?, с о или е на конце после шипящих.

 

Выступать, говорить, учиться, поглядывать, звучать, всматриваться.

 

С л о в а   д л я   с п р а в о к: блестяще, убеждающе, хорошо, осуждающе, испытующе, торжествующе.

 

4. Замените наречия наречиями-синонимами, имеющими после шипящих на конце слова о или е.

 

Взяться за дело усердно, работу выполнить прекрасно, любить сильно, говорить напевно, вести себя дерзко, смотреть неодобрительно, двигаться неловко.

 

5. Карточки для индивидуальной работы. Учащиеся должны вставить пропущенные буквы, обозначить части речи и морфемы, в которых пропущены буквы.

 

К а р т о ч к а   №   1

 

1) Сапож..к, грош..вый, расч..т, огорч..нный;

2) камыш..вый, подж..г дόма, врач..м, пыльц..й;

3) парч..вый, увлеч..нный, враг..м, улиц..й;

4) свииц..вый, одеж..нка, сбереж..нный, взбеш..нный.

 

К а р т о ч к а   №   2

 

1) Сокращ..нный, пирож..к, грач..нок, гараж..м;

2) борщ..вый, освеж..нный, лапш..й, руч..нка;

3) крыж..вник, реч..нка, свинц..вый, хорош..;

4) стриж..м, шапч..нка, насторож..нный, гребеш..к.

 

К а р т о ч к а   №   3

 

1) Вещ..вой, реч..нка, ш..рстка, груш..вый;

2) освещ..нный, расч..т, мальч..нка, ч..ткий;

3) ландыш..вый, сожж..нный, пы..нка, общ..;

4) теч..т, истощ..нный, тяж..лый, ч..рствый.

 

К а р т о ч к а   №   4

 

1) Оглуш..нный, ч..рточка, девч..нка, ш.рстка;

2) морж..вый, пересеч..нный, беч..вка, уж..м;

3) выч..ркивать, напряж..нный, ещ.., ситц..вый;

4) сургуч..вый, лиш..нный, ж..лудь, галч..нок.

 

Домашнее задание: ...

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru