ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Бинарный урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е"

uroki

Цель урока: формирование навыка написания одной и двух букв н в наречиях на -о и -е.

Работа по развитию речи: конструирование предложений по схемам.

Повторение: н и нн в прилагательных и причастиях; знаки препинания при прямой речи.

1. Работа с перфокартой (компьютеризированный класс)

местность пустынна

песчаный берег

оборудованный кабинет

небо облачно

жеваный лист

недостатки выявлены

газеты прочитаны

комиссии организованы

организованный отряд

листва озарена

проблема изучена

насыщенный влагой

тренированный спортсмен

исследование закончено

нежданный гость

смышленый малыш

подлинные украшения

отчеты собраны

речь торжественна

даль туманна

раненый боец

желанный друг

переплетенный журнал

священный долг

напряженный момент

скошенная трава

 

II. Индивидуальная работа по карточкам.

 

К а р т о ч к а   №   1

 

Раскрыть скобки.

 

(Не)говоря ни слова; дома (не)освещены; ничего (не)сделали; (не, ни)к кому (не)подходил; (не)ослабевающий интерес; (ни, не)откуда не получал писем; (не)глубокая речонка; (не)решенные вопросы; (не)сговариваясь; (не)робкий человек; (не)распечатанная мною корреспонденция.

 

К а р т о ч к а   №   2

 

Вставить пропущенные буквы, поставить ударение.

 

Н..куда идти, н..когда не думал об этом, н..где искать, н..как не найдет, н..где не видно, н..куда не пойду, н..откуда взять, н..где спросить, н.. с кем поговорить.

 

III. Составьте предложения с прямой речью по схеме, включив в них наречия. (В это время учитель проверяет перфокарты.)

. . . . . . . . . (посоветовал командир разведчикам). (Девушка задумчиво произнесла) . . . . . .

Разберите по составу глагол посоветовал.

 

IV. Подведение итогов работы с перфокартой. Делается вывод о написании н и нн в прилагательных и причастиях.

 

V.  Индивидуальная работа по карточкам.

 

К а р т о ч к а  №   1

 

Записать, вставить пропущенные н и нн.

 

1) Мать огорче..о посмотрела на сына. 2) Неожида..о в дверь постучали. 3) Приятно, если твои собеседники воспита..ы. 4) Все оживле..о приходом весны. 5) Любопытство наше было возбужде..о. 6) Ребята говорили возбужде..о, перебивая друг друга. 7) Человек рассея..о поглядывал по сторонам. 8) По лесу было рассея..о несколько десятков палаток туристов. 9) Мальчик растеря..о взглянул на своего обидчика.

 

К а р т о ч к а   №   2

 

Записать, вставить пропущенные н и нн.

 

Восторже..о улыбаться, ответить сдержа..о, выполнить аккурат..о, поступить обдума..о, обдума..ое предложение, решение задачи обдума..о, облегче..о вздохнуть, беше..о налетевший порыв ветра, беше..ый зверь, ветре..ый день, лома..ая линия, слома..ая ветка, безветре..ая погода, буй..о разрастаться, слушать рассея..о.

 

VI. Объяснительный диктант.

 

1) Однажды поздней осенью отчаянно зазвонил надтреснутый колокольчик около калитки. (К. Паустовский.) 2) Внизу было тихо, безветренно и даже как будто тепло. (К. Паустовский.) 3) К речной ловле рыбы нужно применять несравненно больше ловкости и мастерства, чем к ловле в море. (К. Паустовский.) 4) Все, что случилось со мной, было так странно, так необыкновенно. (И. Тургенев.) 5) Одинокое облако лежало среди необыкновенно ярких звезд. (М. Семенова.) 6) Я очень ветрено, быть может, поступила. (А. Грибоедов.) 7) Его постоянно и неудержимо тянуло в путь. (В. Малов.) 8) Они привыкли относиться к тем, кто появляется в их таежных селениях, настороженно, недоверчиво. (В. Малов.) 9) Сердце его бешено заколотилось. 10) Я даже отдаленно не могла себе представить этого. 11) Выпал первый снег на мгновенно замерзшую землю.

 

 

VII. Закрепительно-тренировочные упражнения.

1. Для закрепления умения применять новое правило на практике и письменно объяснять изученную орфограмму коллективно выполняется упр. ....

2. Запись примеров с объяснением написания н и нн.

Организованное собрание — собрание прошло организованно, испуганная  девочка — вскрикнул испуганно, нечаянный удар — толкнул нечаянно, бешеный темп — мчаться бешено, рассеянный человек — смотрел рассеянно, взволнованный бурей — слушал взволнованно, путаный ответ — говорил путано, интересный рассказ — рассказывал интересно.

 

 

 (продолжение темы)

 

I. Предупредительный диктант.

 

Ресурсы изысканы дирекцией; средства вложены в строительство; ее манеры изысканны; поля ограничены рвом; поведение искусственно; люди были подавленны и унылы; вещи утеряны в дороге; девочка рассеянна и невнимательна; тучи рассеяны ветром; поступил обдуманно; ее поведение необдуманно и несерьезно; ответы неуверенны; не уверены в исходе; стремления возвышенны; ученица организованна; рубашка выглажена; дорога длинна; даль туманна.

 

 

II. С целью отработки умения разграничивать краткие прилагательные, причастия и наречия и правильно писать в них н или нн учащимся предлагается правило-помощник.

1) Если в предложении обстоятельство образа действия (вопрос  к а к?) относится к глаголу — это наречие, в котором всегда пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано; его можно заменить другим наречием.

2) Если слово — сказуемое, то это может быть краткое причастие или краткое прилагательное. Краткое причастие можно заменить глаголом. Иногда при кратком причастии есть слово, обозначающее производителя действия. В кратком причастии всегда пишется одна буква н.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос  к а к о в? Его можно заменить полной формой. Краткое прилагательное часто выступает в роли однородных членов. В нем пишется столько н, сколько в полной форме.

Например: Класс сосредоточенно слушал объяснения учителя. (Слушал  к а к? — обстоятельство образа действия, относится к глаголу, можно заменить другим наречием — внимательно. Следовательно, это наречие, в котором пишется столько н, сколько в слове сосредоточенный.)

Лица всех были сосредоточенны, серьезны.

(Лица  б ы л и  к а к о в ы? сосредоточенны — сказуемое, его можно заменить полным прилагательным сосредоточенный, следовательно, это краткое прилагательное, в нем пишется столько н, сколько н в полной форме).

Войска были сосредоточены на равнине.

(Сосредоточены — можно заменить глаголом сосредоточились, следовательно, это краткое причастие, в котором пишется одна буква н.)

 

III. Учащиеся записывают предложения, используя схему рассуждения.

 

                                       кр. прич.

1) Мысли сосредоточены (сосредоточились) на докладе (в кратком причастии всегда пишется одна буква н).

                                                                                                   кр. прилаг.                                 кр. прилаг.

2) Девочка (к а к о в а?) внимательна и сосредоточенна (внимательная и сосредоточенная; в кратком прилагательном пишется столько н, сколько н в полной форме).

                                                                             нареч.

3) Она слушала (к а к?) сосредоточенно (пишется столько н, сколько н в слове, от которого образовано наречие).

                                  

1) Выставка организована спонсорами (организовали спонсоры). 2) Экскурсия прошла (к а к?) организованно (в слове организованный два н). 3) Ученица (к а к о в а?) дисциплинированна и организованна (дисциплинированная и организованная). 4) Собрание взволновано сообщением (собрание взволновало сообщение). 5) Все слушали сообщение (к а к?) взволнованно. 6) Голоса были резки и взволнованны (резкие и взволнованные). 7) Семена рассеяны по полю (семена рассеяли). 8) Она была рассеянна и невнимательна (рассеянная и невнимательная). 9) Вчера он слушал (к а к?) рассеянно.

 

IV. Объяснительный диктант.

1) Это были настоящие рыцарские доспехи, искусно выклеенные из золотой и серебряной елочной бумаги. (В. Катаев.) 2) Я начал возбужденно рассказывать им бабушкины сказки. (М. Горький.) 3) С крыш капала вода, и унылый звук ее падения странно сливался со звуком часов. (М. Горький.) 4) Поведение ее было странно. 5) Все были уверены, что с работой справятся к сроку. 6) Сейчас он бежал уверенно, почти машинально. 7) Мальчик рассеянно смотрел по сторонам.

 

Домашнее задание: ...

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru