ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Бинарный урок русского языка в 7 классе "Смысловые группы наречий"

uroki

Цель урока: показать значения, выраженные наречиями; формирование умения находить в тексте наречия и определять их значения.

Работа по развитию речи: употребление наречий для более точного выражения мыслей как одно из средств связи предложений в тексте.

Повторение: знаки препинания при деепричастном обороте.

 

1. Синтаксический разбор предложения Не выпуская Петиной руки, Гаврик осторожно выглянул из ворот и тотчас отвалился назад, прижавшись к стене. (В. Катаев.)

Учащиеся должны составить схему предложения, дать его характеристику, разобрать по членам, графически объяснить знаки препинания, определить синтаксическую роль наречий в предложении.

 

II. Опрос.

1. Фронтальный опрос.

— Что означает наречие? С какими частями речи обычно оно связано?

— Каким членом предложения может быть наречие?

2. Проверка выполнения домашнего упр. ... .

1) Один из учащихся читает составленный план — перечень орфограмм домашнего упражнения. Другие семиклассники находят указанные орфограммы в тексте упражнения, объясняют их написание.

2) На доске один из учеников чертит схему 1, 3-го предложений.

3) Чтение по цепочке предложений упражнения с определением синтаксической роли наречий. Слева на доске выписываются вопросы, на которые отвечают эти наречия, затем вопросы дополняются. Составляется таблица, которая заполняется постепенно, по мере проверки домашнего упражнения и выполнения закрепительных упражнений на уроке.

Вопросы наречий

Значения наречий

Примеры

к а к? к а к и м   о б р а з о м?

к о г д а? с   к а к и х   п о р? д о   к а к и х

п о р?

г д е? к у д а? о т к у д а?

п о ч е м у?

з а ч е м?

с к о л ь к о? в о   с к о л ь к о? в   к а к о й   с т е п е н и?

образ действия

время

 

место

причина

цель

мера

 

 

III. Закрепление материала.

1. Из упр. 202 и 204 учащиеся выписывают в схему (3-й столбик) наречия, распределив их на группы по значению.

Анализируя этот текст, учащиеся отмечают, что наречия там и оттуда, соотносясь со словосочетанием с правой стороны, соединяют второе предложение с первым. Наречие скоро, являясь общим второстепенным членом — обстоятельством времени — для третьего и четвертого предложений, тоже связывает их.

Делается вывод о роли наречий как средства связи в тексте.

2. Учащиеся выбирают нужное наречие.

 

1) Сегодня (обратно, опять) идет дождь. 2) По дороге вспомнила об оставленной дома книге, и пришлось повернуть (обратно, опять). 3) Ученик (обратно, опять) забыл тетрадь дома. 4) (Вперед, сначала) нужно усвоить правило, а потом выполнять практическую часть задания. 5) (Спереди, впереди) меня шел высокий сутулый человек, невольно обращавший на себя внимание. 6) (Сначала, вперед) говорили о посещаемости, а потом — о дисциплине.

 

 (продолжение темы)

 

I. Проверка домашнего задания.

 

II. Запись предложений с заданием определить смысловые значения наречий, их синтаксическую роль.

 

1) Не угас еще вдали закат, и листва сквозит узором четким. 2) Таинственно шумит лесная тишина. 3) Одиноко я бреду по листве в алле старой. 4) Светло, легко и своенравно она блестит среди болот и к старым мельницам так плавно несет стекло весенних вод. 5) Далеко, далек в тишине колокольчик поет, замирая.

(И.  Б у н и н.)

 

III. Упр. 206 (выполняется коллективно).

 

IV. Знакомство с теоретическими сведениями в учебнике.

 

V. Упражнения на закрепление материала (по выбору учителя)

1. Запишите предложения. Подчеркните наречия, с помощью которых связываются предложения, укажите их значение.

 

1) Тропинка спускалась вниз. Здесь начинался старинный парк. (Наречие здесь, замещая наречие вниз первого предложения, присоединяет к нему второе.) 2) База находится в Крыму. Сюда приезжают ребята из разных уголков страны. (Наречие сюда, замещая существительное в Крыму, являющееся обстоятельством места первого предложения, присоединяет к нему первое.) 3) Вечером школа удивительно изменилась. Какой-то дерзкий веселый волшебник совершил здесь самый настоящий переворот (Ю. Яковлев). (Предложения связываются наречием вечером, являющимся обстоятельством времени для этих предложений. Пространственное наречие здесь, замещая существительное — подлежащее школа — первого предложения, также связывает их.)

 

2. Замените в тексте повторяющиеся слова наречиями и местоимениями. Определите, какие изменения вызвала эта замена. Объясните, что соединяют наречия.

 

Рано утром я пошел в сарай. Вдруг кто-то прошмыгнул мимо моих ног и бросился в сарай. Я вошел в сарай. Из угла, где лежало сено, доносились какие-то звуки. В углу кто-то возился. Не успел я что-либо предпринять, как из угла выскочила мышь, а за ней наш кот Васька. В то же мгновение мышь юркнула в щель под сараем.

 

(Заменяющие слова: туда же, там, оттуда, она.)

 

Домашнее задание: § 33; упр. 208.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru