ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 7 классе "Закрепление темы «Деепричастие»"

uroki

Цель урока: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте; выработка практического умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них. Работа по развитию речи: составление связного рассказа на лингвистическую тему; расширение словарного запаса школьников за счет включения в речь деепричастий; конструирование предложений.

Повторение: правописание не с различными частями речи; орфограммы в корне.

 

I. Проверка домашнего задания.

1. Устный ответ об образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида.

2. Проверка выполнения упр. ... .

 

II. Основная часть урока — выполнение различных упражнений.

1. Учащиеся распределяют данные слова на три группы, где: 1) не — частица; 2) не- — часть корня; 3) не- — приставка. Указывают часть речи.

 

Непреодолимая преграда, непрекращающееся ненастье, шалаш не построен, не преодолев препятствия, недоумевая, ненавидя врага, не шелохнулся, не освещенный солнцем лес; неширокий, но глубокий ручей.

 

2. В это время часть учащихся работает, выполняя задания по карточкам.

 

К а р т о ч к а   №   1

 

Раскрыть скобки.

 

(Не) зная ничего; (не) чувствуя опасности; (не) думая ни о чем; идти (не) спеша; остановиться, (не) дойдя до места; (ни) чего (не) жалея; (не) говоря лишних слов; (не) мог (не) знать; смотреть, (не) отрывая глаз; (не) доумевая по поводу случившегося.

 

К а р т о ч к а   №  2

 

Раскрыть скобки.

 

(Не) подготовленное выступление; (не) подготовив доклада; (не) продумав маршрута; (ни) кем (не) продуманный маршрут; маршрут (не) продуман; идти (не) говоря ни слова; (не) замеченная ошибка; (не) заметив ошибки; (не) навидя ложь.

 

К а р т о ч к а   №   3

 

Раскрыть скобки.

 

Работать (не) покладая рук; (не) беспокоиться ни о чем; (не) подозревая об опасности; (не) заметив (ни) чего; (не) решаясь приблизиться; (не) спуская глаз; ответит (не) подумав; (не) веря своим ушам; (не) страшась (не) взгод; бежать (не) чувствуя под собой ног.

 

3. Из двух простых предложений Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса учащиеся устно составляют сложносочиненное предложение. Затем записывают это предложение, добавив в первую его часть определение, выраженное причастным оборотом, во вторую — обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом (например: Гроза, грохочущая вдали, надвигалась, и огромная лиловая туча, набирая силу, медленно поднималась из-за леса).

Объясняют графически пунктуацию.

4. Выборочный диктант.

Следует выписать сначала словосочетания с деепричастием несовершенного вида, а затем — совершенного; объяснить орфограммы в корне.

 

Расплетая косы; увлекая за собой; остановившись рядом; легко скользя; постепенно замерев; разгораясь на солнце; положив документы; запивая водой; запевая песню; подстелив подстилку; увидев мать.

 

5. Запись под диктовку.

Учащиеся обозначают деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

 

1) Заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром. 2) Внимая песням, с берегами, ласкаясь, шепчется река. 3) Я стою у дороги, прислонившись к иве. 4) Отражаясь, березы ломались в пруду. 5) В поле, склоняясь к побегам, ходят грачи в полосе. 6) А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам. 7) Но тихо дремлют кедры, обвесив сучья вниз.

(С. Е с е н и н.)

 

Морфологически разбираются деепричастия прислонившись, склоняясь.

6. Диктант «Проверь себя». Сначала учитель читает текст целиком. Определяется основная мысль текста. Затем (по выбору учителя) записывается ряд предложений.

 

Тяпка — мой симпатичный пес. Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. На зеленой шелковистой опушке леса, поражая своей чернотой, виднеются пятна, оставленные кострищем. В ложбине, извиваясь между камней, течет ручей с ледяной водой. Тяпка пьет из него, а я не могу. Вижу, наклонившись к воде, кусок кем-то брошенного тулупа. По дну стелется, зацепившись за камешек, капроновый чулок. Течение, листая размокшую, с фиолетовыми страницами тетрадь, делает воду мутной. Вон у берега груда пружин от раскладушки, растрепанные остатки веника.

Кто и зачем принес сюда все это?

Ребята, уходя из леса, не забывайте захватить банки от сгущенного молока, консервов, бумажки, целлофановые пакеты. Помните: чтобы размокла, рассыпалась, смещалась с почвой брошенная в лесу газета, нужен как минимум год; с пустой жестяной банкой это происходит за несколько лет:

Для полиэтиленового пакета потребуются десятилетия, а осколки разбитой бутылки будут обезображивать нашу прекрасную землю веками.

(По Б. Б у ш е л е в о й.)

III. Словарный диктант.

Учитель читает два слова; первое записывает один ряд (I вариант), второе — другой (II вариант).

 

 

I   в а р и а н т

1. галерея

2. экспресс

3. аккуратный

4. жеваный

5. священный

6. медленный

7. кавалерия

8. выровненный

9. претензия

10. обнажить

11. невиданный

12. пресс

13. кованый

14. прекратить

15. дистанция

16. подлинный

17. нежданный

18. комбинация

19. бассейн

20. поразительный

21. силуэт

22. как-нибудь

23. как будто

24. исказить

25. великодушный

26. возвышенный

 

II   в а р и а н т

комбинация

утрамбовать

рационализатор

нежданный

прекратить

поразительный

силуэт

жеваный

как будто

аккуратный

рыцарский

нечаянный

движимый

галерея

бассейн

желанный

кованый

невиданный

дистанция

подлинный

экспресс

неслыханный

выровненный

претензия

как-нибудь

обнажить

 

IV. Синтаксический разбор предложений.

 

1) Шумели листья, облетая, лес заводил осенний вой... 2) Змея, шурша листвой дубовой, зашевелилася в дупле и в лес пошла, блестя лиловой, пятнистой кожей по земле. (И. Бунин.)

 

V. Выборочная проверка выполнения домашнего упражнения; морфологический разбор деепричастий из упражнения.

 

VI. Обобщение и систематизация материала (проводятся в процессе выполнения упражнений).

1. Запишите предложения, предварительно исправив ошибки.

 

1) Вася, вспомнив о забытом мяче, и отправился за ним. 2) Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать. 3) Я, взяв рюкзак, и надел кеды. 4) Ваня, поступив в школу, и очень ее полюбил.

 

Выполнение этого упражнения направлено на предупреждение ошибок в употреблении деепричастий в качестве сказуемого.

2. Диктант «Проверь себя».

Учащиеся определяют тему текста.

 

Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым. Здороваясь со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сделают. При этом сними фуражку или шапку и не надевай, пока не пожмешь руку. Подавая руку, сними с нее перчатку, немного наклонись вперед. Кланяясь, нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. Садясь в трамвай или автобус, пропусти первой в двери свою спутницу.

 

Домашнее задание: упр. ...; разобрать морфологически любое деепричастие из этого упражнения; повторить слова из словарика; подготовиться к контрольному словарному диктанту на слова, взятые в учебнике в рамочки.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru