ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок обобщения и повторения "Закрепление полученных знаний о деепричастиях. Пунктуация при деепричастном обороте"

uroki

Цель урока: формирование навыка различения деепричастия и личных форм глаголов и причастий, умения производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями; формирование навыка выделения знаками препинания деепричастного оборота.

Работа по развитию речи: конструирование предложений с синонимической заменой; составление монологического высказывания на лингвистическую тему.

 

I. Проверка домашнего задания.

Проверяется выполнение упр. ... . Один ученик выписывает на доску слова из упражнения, в которых требовалось объяснить написание не. Второй ученик делает морфологический разбор причастия согнувшейся (старушки).

Затем семиклассники находят в упражнении предложения с одиночными деепричастиями и устно объясняют знаки препинания.

Дополнительные вопросы.

Что такое деепричастие?

— Признаки каких частей речи есть у деепричастия?

— Что такое деепричастный оборот? Где он может стоять в предложении? Расскажите о знаках препинания при одиночном деепричастии, деепричастном обороте. Приведите свои примеры.

— Как пишется не с деепричастиями? Приведите примеры.

 

II. Под руководством учителя делается морфологический разбор деепричастия согнувшись. Сравнив морфологические признаки деепричастия и причастия (разбор слова согнувшейся), делаем вывод о том, какие общие признаки есть у причастия и деепричастия, какие различия (обе части речи образуются от глаголов, имеют вид, но причастие изменяется, деепричастие не изменяется).

 

III. Синтаксический разбор предложений.

 

1) Спит река, во сне перебирая мягкую подводную траву.

2) Травы гнутся под тяжестью росной, позабыв о вчерашнем тепле.

(Т. К у з о в л е в а.)

 

(Еще раз уместно обратить внимание учащихся на то, что деепричастный оборот является одним членом предложения — обстоятельством.)

— Какие средства выразительности использует автор? С какой целью?

 

IV. Объяснительный диктант.

 

1) Вот темный лист свалился, чуть шурша... (И. Бунин.) 2) Часы, шипя, двенадцать раз пробили... (И. Бунин.) 3) Роняя снег, проходят тучи. (И. Бунин.) 4) По ночам холодный ветер дул с гор, присыпанных снегом. (К. Паустовский.) 5) В небе, раскинув розовые крылья, парила одинокая чайка. (А. Яковлева.) 6) Они пошли по улице, огороженной стенами складов, и свернули к реке. (Ю. Латынина.) 7) Он вылез из машины и, хлопнув дверью, направился к дому. 8) Они шли по тропинке, извивающейся между кустами орешника.

 

— Разберите по составу выделенные слова.

Учащиеся делают вывод о постановке знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах.

 

V. Проверочная работа.

Цель работы: проверка умения различать причастные и деепричастные обороты.

 

I. Найдите предложения с причастным оборотом.

1. Девочка слушала объяснение учителя, посматривая по сторонам.

2. Летающая над костром бабочка была необычайно красива.

3. Альпинисты, пренебрегающие опасностью, поднимались вверх.

4. Поднявшись, он быстро подошел к окну.

 

II. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

1. Клюшка, вырвавшаяся из рук игрока, покатилась по льду.

2. Клюшка, вырвавшись из рук игрока, покатилась по льду.

3. Преследуя зверя, охотники вышли к озеру.

4. Охотники, преследующие зверя, вышли к озеру.

 

III. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

1. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

2. Черный дым, поднимавшийся из-за леса, застилал горизонт.

3. Потрескивая, горел костер.

4. Молнии, полосовавшие черное небо, освещали окрестности.

 

IV. Найдите предложения с причастным оборотом.

1. Отметив маршрут, туристы устроились на отдых.

2. Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.

3. Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

4. Усеянное звездами небо манило к себе.

 

Контрольный листок учителя:

I. 2;    II. 2, 3;    III. 1;     IV. 2, 3, 4.

 

VI. Словарная диктовка.

Учащиеся записывают, указывают часть речи; делают вывод о написании не с различными частями речи.

 

Не задумываясь, не спорьте, невежда; отнюдь не интересный фильм; негодуя по поводу случившегося; ненавидел неправду; не сговариваясь ни с кем; не разочаровавшись в друге; нерешенная задача; вещи не собраны; не жалея сил; не прикасаясь к дереву; собака не залаяла; не примирив друзей; не обнажив головы.

 

VII.

 

IV. Объяснительный диктант.

Учащиеся записывают предложения, графически обозначают причастные и деепричастные обороты, выделяя слова, к которым они относятся.

 

1) Среди кустов ольхи извивается, поблескивая на солнце, ручей. 2) Собака бежала стороной, с любопытством обнюхивая следы на снегу. 3) Медведь, разбуженный выстрелами, с неохотой оставил нагретое место и, разгребая лапами снег, остановился. 4) Зверь, поднявшись на задние лапы, пошел, отмахивая передние ледяные сучья ельника, преграждавшие дорогу, и громко рявкнул. 5) Шумит, размахивая вершинами деревьев, старый лес, подступивший к берегам.

(По А.Ч а п ы г и н у.)

 

— Выпишите два деепричастия, строение которых соответствует схеме "приставка, корень, суффикс, суффикс" (например: разгребая, поблескивая).

 

Домашнее задание: упр. ... ; записать в словарик и запомнить написание слов в рамочках в разделе «Деепричастие».

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru