ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Бинарный урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание не с причастиями"

uroki

Цель урока: познакомить учащихся с правилом написания не с причастиями; формировать навыки написания частицы не и приставки не- в причастии.

Развитие речи: работа над связным высказыванием на лингвистическую тему.

Повторение: написание не с существительными, прилагательными, глаголами; приставки пре- и при-; причастный оборот и выделение его занятыми.

 

I. Словарная диктовка.

Учащиеся записывают, объясняя написание не с различными частями речи.

 

Ничего не забудьте, нечем удивить, не терпит неправды, не преследовал неприятеля, ни в чем не участвовал, не в чем сомневаться; не широкая, а узкая река; неширокая, но рыбная река; невысокий дом; не большая, а маленькая книга; книга небольшая, а интересная; говорил не правду, а ложь; не слышится шороха.

 

Делается вывод о написании не с различными частями речи.

 

II. Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся составляют схемы предложений.

 

Горы, поросшие деревьями, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над нами. Контуры гор округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.

(М. Г о р ь к и й.)

 

III. Объяснение нового материала.

Работа с § 24.

Составляется таблица.

Не с причастиями

Слитно

Раздельно

1. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание).

 

2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь).

1. Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание).

 

2. Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача).

 

3. Когда есть (или подразумевается) противопоставление (не написанная, а напечатанная работа).

 

4. С краткими причастиями (не прочитана).

 

 

IV. Закрепление материала.

1. Упр. 133 (выполняется под руководством учителя).

2. Распространите причастия зависимыми словами. От страдательных причастий образуйте краткую форму.

О б р а з е ц   з а п и с и: не замеченная мною ошибка — ошибка не замечена (крат. прич.) мною.

 

Нераспустившийся цветок; непрочитанная книга; непрекращавшийся дождь; ненаписанное сочинение; нескошенный луг.

 

Разберите по составу непрекращавшийся (дождь).

3. Перестройте данные словосочетания, чтобы не стало частицей.

 

Ненапечатанный роман, неподметенный пол, незасеянные поля, невыполненное поручение, нерассказанная легенда, непроверенная работа.

 

4. Составьте связный рассказ о написании не с причастиями.

 

 

(продолжение темы)

 

Цель урока: закрепление сведений о написании не с причастиями; формирование умения различать не- — приставку, не- — часть корня, не — частицу.

Работа по развитию речи: составление связного рассказа на грамматическую тему.

Повторение: орфограмма в корне; написание не с различными частями речи.

 

I. Запись в раздел словаря «Пиши правильно».

Расчет, рассчитывать.

 

II. Проверка домашнего задания путем самопроверки.

На экран проецируется работа одного из учеников. Учащиеся сверяют текст с написанным дома. Анализ ошибок.

 

III. Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся должны дать характеристику предложений; начертить их схемы; 2-е предложение записать и разобрать по членам.

 

Художник Шишкин, воспевший красоту родной земли, создал много полотен, посвященных природе России. Он непревзойденный знаток деревьев, художник, не имеющий соперников в изображении хвойного леса.

 

IV. Тренировочные упражнения (по выбору учителя).

1. Запись с графическим объяснением написания не и суффиксов причастий.

 

Трава не скошена, непогасший костер, не имеющее границ море, невыносимая духота, ничем не нарушаемая тишина, не прекращавшийся ни на минуту дождь, ни с кем не простившийся товарищ, афиши не расклеены, скамейки не покрашены, не убраны, некрашеный забор, дорожки не выровнены, письмо не отправлено, невыученные уроки, картина не окончена, еще не окрепший после болезни, не нашедший дороги отряд, нерасколотый орех, не застеленная шерстяным одеялом кровать.

 

Вывод о написании не с причастиями делается в форме связного рассказа с примерами.

2. Предупредительный диктант.

 

1) Не умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь. 2) Для знающего мир светел, для незнающего — темен. 3) Нежданный урожай голову кружит. 4) Несказанному слову сам хозяин, сказанное слово — общее достояние. 5) Не брани и не хвали того, кто не испытан тобой ни в деле, ни в пути. 6) Не знающий меры будет горевать и в богатстве.

(Пословицы.)

 

Учащиеся определяют, на какие темы подобраны пословицы, объясняют их смысл.

3. В это время отдельные учащиеся получают для индивидуальной работы карточки с заданием списать, раскрывая скобки.

 

К а р т о ч к а   №   1

 

(Не) забываемый подвиг; (не) скошенный луг; (не) выполненное поручение; (не) глубокая и (не) широкая речонка; сказать (не) правду; (не) кого расспросить; (не) с кем поделиться; экскурсия (не) состоялась; ошибка (не) отмечена; задача (не) решенная, а только начатая; (не) приятель (не) обнаружен.

 

К а р т о ч к а   №   2

 

(Не) исправленная вовремя ошибка; (не) вспаханное поле; роман (не) дописан; (не) сжатая рожь; (не) успокоившееся море; (не) забываемое впечатление; телефон (не) отремонтирован; калитка (не) закрыта; (не) написанное сочинение.

 

4. Диктант «Проверь себя».

 

НА БЕРЕГУ ЛЕНЫ

 

Горы, еще не освещенные солнцем, выделялись на посветлевшем небе. На темном фоне гор, покрытых непроходимыми лесами, проносились клочья тумана, а внизу стояли непроницаемые сумерки. Река Лена, еще не скованная льдом, мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер, не прогнавший остатки ночного тумана, забирался под одежду. Вдруг на вершине утеса вспыхнули и засветились верхушки лиственниц, еще не потерявших игл. Первый луч еще не взошедшего для нас солнца коснулся утеса. Невидимое солнце посылало нам свои лучи. Наконец оно появилось. На несколько мгновений засветилась даже темная река, а затем дно долины опять стало холодным и синим.

(По И. С о к о л о в у – М и к и т о в у.)

 

Домашнее задание: § ...; подготовить ответ по таблице, составленной в классе; составить связный рассказ на одну из тем: «Написание не с существительными, прилагательными», «Написание не с причастиями».

 

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru