ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"

uroki

Цель урока: отработка умения отличать причастия и прилагательные, образованные от глаголов; формирование навыка написания н, нн в причастиях и прилагательных.

Работа по развитию речи: составление связного рассказа на грамматическую тему.

Повторение: написание н, нн в прилагательных.

 

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выписывают из заданного на дом упражнения словосочетания: 1) прил.+ сущ. 2) прич. + сущ.,  затем составляют устный связный рассказ о написании н, нн в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

Дополнительное задание: написать по памяти слова, записанные на предыдущем уроке в словарь.

 

II. Работа с перфокартой.

Цель работы: проверка степени усвоения умения писать н и нн в прилагательных и причастиях.

 

собранный урожай

вязаные варежки

прочитанная книга

заплетенная коса

застекленная веранда

образованный мальчик

просеянная мука

вареное яйцо

кошенный вчера

 

скошенная трава

рассеянные семена

некошеный луг

упакованные книги

выстроенная школа

моченое яблоко

несеяные травы

полученное задание

завершенный рассказ

 

подрезанные деревья

выжженная степь

крашеные стены

завоеванные призы

зажженный костер

тканный золотом узор

замеченный недостаток

невязаная кофта

 

III. Упр. 117 (письменно).

 

IV. Запись словосочетаний с заданием определить, какая это часть речи, объяснить написание н, нн.

 

Плетеная сумка, сплетенные олимпийские кольца; машина, груженная кирпичом; масленые блины, масляные краски, замасленный фартук; тренированный спортсмен, оборудованный кабинет, газированная вода; мороженое мясо, замороженные фрукты; отшлифованные прибоем.

 

V. Объяснительный диктант.

 

Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и темным. Рваные снасти хлестали по ветру. Даже в номере гостиницы, освещенной лампой с зеленым абажуром, были видны следы недавней бури: пыль веерами лежала на столе около окон, рама была вдавлена внутрь, и за ней наискось торчала сорванная ветром водосточная труба.

(К. П а у с т о в с к и й.)

 

VI. Тест (н и нн в прилагательных, причастиях).

Обвести кружком номер словосочетания, в котором

 

I. пишутся две буквы н:

1) свежемороже..ые овощи,                                    2) груже..ая баржа,

3) фарширова..ый перец,                                        4) смышле..ый малыш;

 

II. пишется одна буква н:

1) варе..ый картофель,                                            2) организова..ая шефами,

3) убра..ые вещи,                                                     4) потуше..ые огни;

 

III. пишется одна буква н:

1) нечая..ый поступок,                                             2) обветре..ые руки,

3) потуше..а ветром,                                                4) недоваре..ый картофель;

 

IV. пишется одна буква н:

1) слома..а ребенком,                                               2) искуса..ый комарами,

3) броше..ый камень,                                               4) вытка..ый ковер;

 

V. пишутся две буквы н:

1) рва..ая куртка,                                                     2) организова..а спонсорами,

3) огни потуше..ы,                                                   4) купле..ый товар;

 

VI. пишутся две буквы н:

1) дитя испуга..о,                                                    2) реше..ая задача,

3) давно потуше..ы,                                                4) суше..ые ягоды.

 

VII. Тренировочные упражнения.

1. От данных глаголов образуйте прилагательные, а затем причастия двумя способами.

 

Печь, морозить, кипятить, солить, пугать, купить, студить, дать, встретить.

 

Почему от глаголов купить, дать, встретить образуются только причастия? (Это глаголы совершенного вида.)

2. От глаголов мариновать, шинковать, костюмировать образуйте прилагательные.

3. Сравните две пары слов. Чем отличаются они в произношении? А в написании? Сделайте вывод о значении ударения для различения причастий и прилагательных.

 

Ва́ренный (прич.) в кастрюле, варёный суп (прил.); гружёный (прил.) вагон, гру́женный песком (прич.); за́нятый (прич.) уборкой, занято́й (прил.) человек.

 

4. Запишите словосочетания, объяснив графически написание н и нн.

Образец см. выше.

 

Крашеный пол — покрашенный краской пол, некрашеный пол, непокрашенный пол; вязаная кофта — вязанный спицами свитер, кофта связана, развязанный шнурок; сеяная мука — засеянное поле; плетеная корзина — плетенная из веток корзина; скошенный луг, кошеная трава, некошеная трава, нескошенный луг, трава скошена; свеча потушена ветром, потушенная свеча; убранная территория.

 

VIII. Объяснительный диктант.

 

В средневековой Европе мощеными были лишь те дороги, что сохранялись от времен Древнего Рима. Дома́ запирались массивной дубовой дверью с коваными петлями. Стекло было дорого, окна в домах горожане затягивали пузырями или промасленным холстом, нередко разрисованным яркими красками.

 

IХ. Работа с перфокартой.

Цель работы: повторение правила написания н, нн в суффиксах имен прилагательных.

 

длинная дорога

государственный план

нежданный гость

травяной покров

песчаный берег

глиняный сосуд

старинная вещь

оловянные солдатики

безветренное утро

 

ветреный день

вещь ценна

земляной вал

ястребиный клюв

пчелиное гнездо

стеклянная рама

картинная галерея

утиный крик

подлинный экземпляр

 

серебряная посуда

мужественный поступок

торжественный день

барабанная дробь

овсяное поле

башенный кран

кожаная сумка

деревянные кони

лунная ночь

 

Х. Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся должны переделать предложение, вставив в каждую его часть причастный оборот; затем записать предложение, составить его схему, графически объяснить знаки препинания.

 

Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.

 

Возможный вариант.

 

Лес, стоящий все лето сухим, загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым, наполнявший воздух густыми кольцами.

 

По мере того как учащиеся выполняют это задание, учитель проверяет работы, сделанные с помощью перфокарт, после чего производится анализ допущенных ошибок.

 

Домашнее задание: § ...; упр. ..., ...; выписать слова из рамочки на с. 58 и запомнить их написание.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru