ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"

uroki

Цель уроков: ознакомление со способами образования действительных причастий настоящего времени, правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени; отработка умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее. Работа по развитию речи: предупреждение ошибок в употреблении причастий в речи, орфоэпических ошибок.

Повторение: правописание безударных личных окончаний глаголов, окончаний прилагательных, причастий; переходность глаголов.

 

I. Индивидуальные задания.

К а р т о ч к а

 

(Записывается на доске, проверяется коллективно.)

Надписать сверху спряжение глаголов. Вставить гласные в окончания глаголов 3-го лица мн. ч. настоящего и будущего времени. Выделить окончания.

 

(Они) полощ..т, ре..т, кле..т, кол..т, выдержива..т, пол..т, чу..т, слуша..т, гон..тся, исправля..т, стро..т, ропщ..т, вылет..т, услыш..т, брезж..т, стел..т, дыш..т, бре..т, ве..т, исправ..т, пляш..т, вид..т, завис..т, гон..тся, леч..т, реша..т, проявля..т, расхвал..т, отвеча..т, вступа..т, раздел..т, укрепля..т, се..т, заправ..т, зате..т, дремл..т.

 

Т е с т

 

1. Найдите и отметьте строку, в которой все глаголы имеют окончание -ят.

1) Они увид..т, дыш..т, гон..тся, завис..т.

2) Они распил..т, слыш..т, скач..т, гре..т.

3) Они гон..тся, вылет..т, объяв..т, провер..т.

4) Они увид..т, услыш..т. слуша..т, дыш..т.

 

2. Найдите и отметьте строку, в которой все глаголы имеют окончание -ют.

1) Они стел..т, кле..т, бре..т, та..т.

2) Они стро..т, бор..тся, высп..тся, обве..т.

3) Они слуша..т, дремл..т, гоня..т, леле..т.

4) Они жал..т, кол..т, пол..т, вод..т.

 

II. Проверка домашнего задания.

У доски один ученик из домашнего упражнения выписывает слова, в которых надо было вставить пропущенные буквы в суффиксах и окончаниях; другой — слова с орфограммой в корне. (Обратить внимание на графическое объяснение орфограмм.) Третий выписывает причастные обороты с действительными причастиями (вместе с определяемыми ими существительными); четвертый — причастные обороты со страдательными причастиями (вместе с определяемыми ими существительными).

Опрос: как определить, перед нами действительное или страдательное причастие? Привести примеры. Как определить переходность и непереходность глаголов? Привести примеры.

 

III. Контрольный словарный диктант. (Диктуется сразу два слова — одно для учащихся первого варианта, другое — второго.)

 

     I вариант                                           II вариант

1. ресница                                           черноволосый

2. продолговатый                                реальный

3. истинный                                        выправка

4. величественный                              истинный

5. царственный                                   великий

6. подлинный                                      калитка

7. отразить                                          приключение

8. возникать                                        начинаться

9. рождаться                                        появляться

10. могучий                                         отразить

11. будьте                                            представьте

12. преодолеть                                    препятствие

13. бирюзовый                                    парашют

14. присутствовать                              побагроветь

15. парашют                                        гирлянда

16. калитка                                          бирюзовый

17. как будто                                       как-нибудь

18. правильный                                   серебряный

19. препятствие                                   каких-то

20. где-то                                             подлинный

21. искусство                                       искусный

22. исказить                                         поразить

23. сразить                                           копошиться

 

IV. Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся записывают предложение, графически объясняют постановку знаков препинания, дают его характеристику, определяют роль причастного оборота в предложении.

 

Багряная листва,

Покрытая морозною росою,

Шуршит в аллее под моей ногою...

                                    (И.   Б у н и н.)

 

— Какие средства выразительности использованы поэтом? Устно переделайте предложение, заменив причастный оборот придаточным предложением. Сравните, какое из предложений более яркое, динамичное. За счет чего? (Обращаем внимание школьников на то, то способность причастий передавать признак предмета по действию также является выразительным средством в художественном тексте.)

 

V. Орфографическая диктовка.

Учащиеся записывают примеры, объясняют графически написание безударных личных окончаний глаголов, определяют их переходность, вид.

 

Строят дом, борются за мир, лечат людей, сеют рожь, видят насквозь, тревожат людей, ненавидят ложь.

 

VI. Объяснение нового материала методом наблюдения на с. 42 учебника.

На данном уроке начинается работа по составлению таблицы «Суффиксы причастий», которая потом заполняется постепенно, по мере изучения материала (все таблицы записываются в раздел ученического словаря).

Вот как будет в итоге выглядеть таблица.

 

Суффиксы причастий

Причастия

Настоящего времени

Прошедшего

времени

Действительные

от глаголов

I спряжения

от глаголов

II спряжения

 

-ущ-, -ющ-

-ащ-, -ящ-

-вш-, -ш-

Страдательные

-ем- (-ом-)

-им-

-нн- (-н-),

-енн-(-ен-), -т-

 

Вопросы, подводящие итог наблюдений.

1. От каких глаголов образуются действительные причастия? (От переходных и непереходных.)

2. От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий?

Обращаем внимание учащихся на необходимость графически объяснять написание суффиксов действительных причастий настоящего времени.

 

 

VII. Упражнения на закрепление материала.

 

Колющая лед; спеющая ягода; машущая крыльями; борющийся за первенство строящийся стадион; беспокоящаяся о здоровье сына мать; пишущий письмо; дремлющий в тиши; клеящиеся обои; виднеющиеся вдали; пенящиеся струи фонтана; чувствующий холод; лечащий врач; на тающем снегу; бушующего моря; колеблющиеся языки пламени; чинящие сети рыбаки; прекращающийся ливень; видящие во тьме; слышащие шум; плачущая девочка.

 

— Можно ли образовать действительные причастия настоящего времени от глаголов победить, прочитать, появиться, появляться? Почему? (Все они совершенного вида, кроме глагола появляться, поэтому только от него можно образовать действительные причастия настоящего времени.)

 

Материал для индивидуальных карточек.

 

Графически объяснить выбор орфограммы в суффиксе причастий; расставить знаки препинания.

 

1. Хвал..щийся своими успехами; та..щий на солнце снег; реж..щий металл станок; числ..щиеся по списку ученики; колонны держ..щие балкон; беспоко..щаяся о здоровье ребенка мать; по обстоятельствам не завис..щим от нас; знач..щееся по списку количество книг; се..щий раздор между людьми; дежур..щий милиционер; огни маяч..щие во тьме; школьники готов..щие выступление; ветер колыш..щий тростник; косынка трепещ..щаяся на ветру; решение завис..щее от друзей; зверек меч..щийся от испуга; кле..щие игрушки дети; кол..щий дрова сосед.

 

2. Пограничники охраня..щие границы; пряч..щийся в кустах зверек; широко стел..щиеся растения; знамена ре..щие на ветру; плещ..щееся у ног море; дождь хлещ..щий в окна; бор..щиеся за независимость народы; колыш..щийся на волнах плот; птицы щебеч..щие под окном; пил..щий дрова дед; лепеч..щий малыш; щенок ла..щий на прохожих; кол..щая в боку боль; се..щий хлеб фермер; тяжело дыш..щий больной, плохо вид..щий старик; держ..щий знамя.

 

Домашнее задание: § ...; упр. ..., ... .

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru