ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

uroki

Цель урока: знакомство с действительными и страдательными причастиями; отработка умения смыслового различения действительных и страдательных причастий.

Работа по развитию речи: предупреждение ошибок в употреблении причастий; упражнения в конструировании предложений с причастным оборотом.

Повторение: правописание гласных в окончаниях причастий; орфограмма в корне; знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

 

I. Проверочная работа.

Найдите ошибки в употреблении причастий.

 

I   в а р и а н т

1. Изумительно красив был возвышающий холм.

2. Загримировавшийся актер ждал своего выхода на сцену.

3. Охотник поймал покрытого серым пухом неоперившегося птенца.

4. Организация, строящаяся школу, ассигновала на это крупные средства.

 

II   в а р и а н т

1. Солдаты собрались у развевающего на ветру знамени.

2. На далеко расстилающих полях не было видно тракторов.

3. Многие выдающие люди вышли из Орловской земли.

4. В темноте слабо сверкали светящие стрелки.

 

II. Словарная работа.

Запись в раздел словаря «Пиши правильно».

Как-нибудь, исказить, копошиться, подлинный.

Учащиеся устно составляют с данными словами словосочетания и предложения.

 

III. Разбор предложения По узкой тропинке, которая извивается между скал, мы поднимаемся на площадку.

Учащиеся дают характеристику предложения (без его предварительной записи), заменяют придаточное предложение причастным оборотом, затем записывают и объясняют графически знаки препинания.

 

IV. Фронтальный опрос.

1. Что называется причастным оборотом? Его место в предложении, пунктуация при причастном обороте.

2. Как определить границы причастного оборота? (Напоминаем учащимся, что от определяемого слова к причастию можно поставить один вопрос, от причастия к зависимым — несколько.) Приведите примеры.

3. Распространите зависимыми словами данные словосочетания и запишите.

 

Скошенная рожь (скошенная комбайном рожь), показавшееся солнце (солнце, показавшееся из-за туч), усыпанные дорожки (усыпанные листьями дорожки), начерченная схема (начерченная учеником схема).

 

V. Объяснение нового материала.

Анализ записанного.

                                                          действ.                                   страд.

Дети прочитали книгу. Дети, прочитавшие книгу. Книга, прочитанная детьми.

 

Учащиеся делают вывод о том, что действительное причастие обозначает признак того предмета, который сам производит действие; страдательное — признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета. В словосочетание со страдательным причастием можно подставить слово, обозначающее, кем производится действие. Скошенная (к е м?) работниками трава; нарисованная (к е м?) художником картина.

Объяснение материала можно провести по с. 38 учебника.

 

VI. Закрепление материала.

1. В данные словосочетания вставьте слова, обозначающие того, кто производит действие. Какие это будут причастия?

 

Засеянное (крестьянами) поле, освещаемое (лампой) помещение, задержанный нарушитель, выращенный урожай, управляемая модель, изготовленная деталь, разлитое молоко, разбитое стекло.

 

2. Упр. 83 (устно).

В слабом классе данное упражнение можно заменить следующей работой: определить, признак какого предмета (который сам производит действие или который испытывает на себе действие) обозначает причастие; указать, какое это причастие: провожающий (кто провожает), провожаемый (кого провожают), уважаемый, уважающий, любящий, любимый, ожидающий, ожидаемый.

3. Выборочный диктант (по выбору учителя).

1) Учащиеся выписывают в два столбика словосочетания: а) со страдательными причастиями; б) с действительными причастиями.

 

Колеблемый ветром; колеблющийся тростник; ожидаемый пассажирами; ожидающий пассажир; орошающие дожди; орошенные водой; уважаемый всеми; уважающий старших; провожаемый взглядом; провожающий маму; строящийся стадион; вырастивший урожай; выращенный лес; спасающее спокойствие; спасенный юннатами лес; объединившиеся в борьбе; объединенные общим делом; освобожденный народ; освободившийся народ.

 

2) Текст читается целиком. Затем учащиеся выписывают в два столбика словосочетания с действительными и страдательными причастиями.

 

Где-то за моей спиной глухо и весомо падали яблоки, где-то в аллее шиповника звенел голос моего внука, а над затихшим садом плыли и плыли на запад угасающие облака.

Я стал ходить по тропинке в темнеющую глубину деревьев, погружаясь в сырую ночь, дышащую в лицо холодной прелью никогда не росших в нашем саду папоротников. Орешник темнел в сумерках, и странно белели два соединенных, пока еще не сорванных ореха, обрамленные маленькими зелеными коронами.

(По   Ю.   Б о н д а р е в у.)

 

4. Работа по культуре речи: упр. 86 (устно).

 

VII. Проверочная работа.

Цель работы: выяснить степень овладения учащимися умением различать действительные и страдательные причастия.

 

I. Найдите словосочетания со страдательным причастием.

1. На пестреющем лугу;                                  4. отнятая игрушка;

2. о движущемся предмете;                             5. разлившаяся по небу.

3. опавшие с тополя;

 

II. Найдите словосочетания с действительным причастием.

1. Написанная учеником;                                4. посаженные весной;

2. распиленная плотником;                             5. опрокинутый котенком.

3. ведущая в парк;

 

III. Найдите словосочетания с действительными причастиями.

1. Проверенная учителем;                               4. покрашенные краской;

2. плескавшиеся волны;                                   5. летящим самолетом.

3. построенный дом;

 

IV. Найдите словосочетания со страдательными причастиями.

1. Сидящая девочка;                                        4. рассказывающие о путешествии;

2. засыпанные аллеи;                                       5. борющийся за свободу.

3. у потревоженных птиц;

 

Контрольный листок учителя:

I. 4;   II. 3;   III. 2, 5;   IV. 2, 3.

 

Домашнее задание: § ...; упр. ...

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru