ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок развития речи в 7 классе "Описание внешности человека"

uroki

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями текста-описания внешности человека.

Беседа с классом.

— На уроках литературы мы знакомились с понятием «портрет литературного героя». Что вы помните о литературном портрете? Для чего он вводится в произведение?

Учащиеся должны вспомнить, что писатель стремится к тому, чтобы читатели смогли увидеть его героев, поэтому он рисует (описывает) их портреты.

— Какие элементы внешней характеристики может дать автор?

(Описывает внешность: лицо, фигуру, одежду, жесты.)

— Вспомните, портрет какого литературного героя описан в отрывке.

 

Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.

 

(Это портрет Валека из повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».)

— Какие элементы внешней характеристики использованы В. Г. Короленко?

(Мы узнали о цвете глаз, волос, об одежде мальчика.)

— Только ли представление о внешнем облике героя может дать описание его внешности? Узнаём ли мы что-нибудь из него, скажем, о жизни мальчика?

(Да, мы узнали, что это бедный мальчик, у него обездоленное детство, чувствуется, что за ним нет материнского ухода.)

— Докажите это. (Писатель через элементы внешней характеристики: худощавый, тонкий, как тростинка; грязная рубашонка, узкие и короткие штанишки — и показывает внутренний мир героя, и говорит о его жизни. Он обращает наше внимание на задумчивые глаза мальчика (говорят, что глаза — зеркало души), а ему всего лишь 9 лет.)

— Можем ли мы по этому описанию судить об отношении автора к своему герою? (Сравнение тонкий, как тростинка, эпитет задумчивые глаза, использование слов с ласкательными суффиксами рубашонка, штанишки — все это выражает глубокое сочувствие автора к своему герою.)

Делается вывод о том, что портрет мальчика помогает не только увидеть внешность героя, но и понять его переживания, представить его положение в обществе. В портрете может проявляться и отношение автора к своему герою.

Учащиеся еще раз убеждаются в этом, анализируя текст из учебника.

— Выражение отношения к своему герою мы видим и в произведениях живописи. (Можно продемонстрировать репродукции картин В. А. Тропинина «Портрет сына», К. П. Брюллова «Портрет Крылова», Н. Я. Ярошенко «Кочегар», В. Г. Перова «Портрет купца И. С. Камынина».)

— Прочитайте отрывок из повести А. С. Пушкина «Дубровский» (упр. 81, 2-я часть). Чем остался недоволен Троекуров? Каким требованиям должно отвечать деловое описание внешности человека? Тексты каких стилей мы создаем в таких случаях?

Общий вывод: в описании внешности человека необходимо отметить самое яркое, особенное, индивидуальное. Это может проявляться в том, как человек ходит, сидит, работает и т. д., в выражении его глаз, улыбке и пр.

— Прочитайте текст упр. 78. Какие особенности внешности героя отмечает Ю. Нагибин? Какие детали в описании героя позволяют писателю сделать вывод: «Я просто ослеп, будто взглянул на солнце»?

(Ю. Нагибин описывает в герое то, что невозможно было не заметить с первого взгляда: «парень был огненно, немыслимо ярко-рыж и очень конопат». Именно эти особенности внешности облика героя и раскрываются дальше в описании. Это прежде всего веснушки «разных видов и мастей», а затем уже глаза бутылочного цвета с рыжеватым отливом и рыжие пушистые ресницы. В тексте много слов, обозначающих золотисто-рыжий цвет: огненные, немыслимо ярко-рыж, по золотистому фону веснушек, глаза с рыжеватым отливом, рыжие ресницы.)

— Потерялся мальчик. Дежурный милиционер попросил описать внешность малыша. Составьте нужное описание, использовав полезные, с вашей точки зрения, сведения из сообщенных о мальчике и добавив недостающие.

 

Он маленький, У него светлые кудрявые волосы, озорные глаза. На нем надеты белые носки, брюки и новый свитер. Он ест мороженое «эскимо». Когда он говорит, то немного картавит букву р.

 

— Вы, конечно, знаете, что самая «говорящая» деталь на лице человека — это его глаза. Вот ряд слов, часто используемых в речи при описании глаз. Выпишите из них те, которые характеризуют не сами глаза, их цвет, форму и т. д., а взгляд. Запишите их, согласуя со словом взгляд.

 

Бесцветные, быстрые, блестящие, искрометные, открытые, лучистые, задумчивые, лукавые, заспанные, озорные, правдивые, голубовато-серые, скорбные, удивленные, изучающие, васильковые, ясные, гневные, беспокойные, беззаботные, большие, внимательные, добрые.

 

— Перед вами ряд определений к слову лицо. Выпишите из них те, которые позволяют отразить состояние человека. Прокомментируйте (устно), о каком состоянии они могут свидетельствовать.

 

Круглое, худощавое, грустное, побелевшее, багровое, краснощекое, заспанное, испуганное, серьезное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, порозовевшее, кумачовое, хмурое, злое, виноватое.


Домашнее задание: составить две миниатюры, описав внешность кого-либо из знакомых, родных, друзей: а) в минуту радости, огорчения, гнева и пр.; б) за каким-нибудь занятием, работой. Чтобы текст был законченным, во вступлении кратко рассказать о том, чем вызвано это состояние героя.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru