ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 7 классе "Знаки препинания при причастном обороте"

uroki

Цель урока: закрепление знаний о причастном обороте, его роли в предложении; формирование практического умения выделять запятыми причастный оборот.

Работа по развитию речи: выразительное чтение предложений с причастными оборотами; предупреждение ошибок в употреблении причастных оборотов; построение предложений синонимических конструкций (с обособленными и необособленными причастными оборотами); составление связного рассказа на грамматическую тему; работа над орфоэпическими нормами.

Повторение: надежные окончания существительных, прилагательных, причастий; безударные гласные в корне.

 

I. Запись в словарь «Говори правильно» слов из учебника.

С данными словами учащиеся устно составляют предложения.

 

II. Проверка домашнего задания.

У доски ученик выписывает из домашнего упр. 70 слова со вставленной буквой. Второй ученик записывает первое предложение из этого упражнения и графически объясняет знаки препинания при причастном обороте. Третий готовит связный рассказ о роли причастия в словосочетании (примеры ученик может взять из текстов проверочных работ).

В это время по цепочке выполняются задания: найти предложения с причастными оборотами; найти и прочитать предложения с одиночными причастиями (из домашнего упражнения).

Дополнительные задания отвечающим:

1) Назовите признаки прилагательного у причастия.

2) Назовите признаки глагола у причастия.

3) Прочитайте записанные на карточке слова, обратив внимание на правильность их произношения: шинель, депо, свитер, стенд, поднявший, понявший.

 

III. Объяснение нового материала.

На основе наблюдения над материалом § ... учащиеся делают вывод о том, что причастный оборот может стоять как перед определяемым словом, так и после него. В последнем случае он выделяется запятыми. По усмотрению учителя может быть употреблен термин «обособляется». От учащихся не требуется его запоминания, однако употребление учителем, сильными учащимися этого термина поможет вхождению этого слова в активный словарь и подготовит школьников к его усвоению в дальнейшем.

 

IV. Виды упражнений на закрепление.

1. Используя данные словосочетания, составьте предложения с причастными оборотами, ставя их перед определяемым словом и после него. Чем отличаются варианты по постановке знаков препинания? Графически объясните знаки препинания.

 

Борющиеся с волнами пловцы, развевающиеся на ветру знамена, стелющееся по земле растение.

 

В результате сравнения вариантов предложений учащиеся делают вывод о том, что употребление причастного оборота после определяемого слова усиливает его смысловое значение. Полезно обратить внимание семиклассников на выразительность чтения предложений с причастными оборотами (причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется повышением тона, паузами). Это поможет учащимся практически подготовиться к усвоению обособления.

2. Упр. ... (устно).

Учащиеся читают предложения вслух, обращают внимание на повышение тона и паузы и делают вывод о том, как выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова, в устной речи и на письме.

3. Подумай!

Учитель вызвал к доске двух учеников и дал им задание: из предложений одному выписать причастный оборот, другому выделить причастие с зависимыми словами.

Одинаковые или разные по трудности задания получили ученики?

 

V. Синтаксический разбор предложения Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными.

Анализируя предложение, учащиеся должны определить синтаксическую роль причастного оборота в предложении. Подчеркиваем, что все слова, составляющие причастный оборот,— один член предложения.

 

VI. Запись предложений с заданием определить синтаксическую роль причастных оборотов (по выбору учителя).

 

I. Я вышел в уже темнеющий сад, пошел по дорожке, густо усыпанной шуршащими листьями, потом остановился перед орешником, застывшим в холодной неподвижности сумерек. Я увидел два почти соединенных ореха, почему-то не сорванных, забытых нами.

(По   Ю.   Б о н д а р е в у.)

 

II. 1) Лучи солнца, пробившиеся сквозь листву, скользят по стволам и ложатся на темную землю, сплошь покрытую иглами. 2) Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, покрывающих небо, и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи. 3) Осиновая роща, поросшая кустами, медленно роняет со своих омытых дождем листьев капли.

 

Делается  вывод о роли причастных оборотов в предложении. (Следует помнить, что в каждой работе необходимо графически объяснить знаки препинания при причастном обороте.)

 

VII. Упр. 59 (устно).

Цель выполнения упражнения — предупреждение ошибок в употреблении причастных оборотов в речи.

 

Домашнее задание: § 12; упр. 73 или выписать из текста художественной литературы пять предложений с причастными оборотами (задание по выбору).

Индивидуальное задание: рассказать о роли портрета в художественном произведении.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru