ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок развития речи в 7 классе "Публицистический стиль"

uroki

Цель урока: дать представление о публицистическом стиле, его признаках; формирование умения определить текст публицистического стиля, его признаки.

I. Объяснение нового материала.

Учащимся сообщается, что в газетах, журнальных статьях, в передачах по радио и телевидению, в выступлениях на собраниях, на сборах и митингах используется публицистический стиль.

В публицистической речи раскрываются актуальные, общественно значимые проблемы, вызывающие интерес общества.

Назначение публицистического стиля — сообщая, убеждать, воздействовать на массы, формировать у людей определенное отношение к общественным проблемам. В публицистическом стиле может быть написана заметка (с кратким сообщением каких-либо сведений, фактов), репортаж (с подробным описанием факта, события современности), рецензия, отзыв (размышления, впечатления автора по поводу увиденного, услышанного, прочитанного). Во всех них одна и та же тема будет решаться по-своему.

Языковые приметы этого стиля: совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики, сочетание официально-деловых и эмоциональных выражений, употребление слов в переносном значении (так называемая «газетная образность»: белое золото — хлопок, голубые дороги — морские пути, город на Неве — Санкт-Петербург и пр.), вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, повторов, обращений (часто распространенных), риторических вопросов и т. д.

 

II. Закрепление материала.

1. Составление таблицы.

Публицистический стиль и его признаки

1. Назначение стиля

 

 

 

 

2. Сфера употребления

 

 

 

3. Языковые приметы

Воздействовать на людей, формировать у них определенное отношение к общественным явлениям; сообщать информацию имеющую общественно-политическое значение

 

Используется в газетах, журнальных статьях, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях, митингах

 

Наличие вопросительных побудительных, восклицательных предложений, обращений, повторов, риторических вопросов; использование слов в переносном значении; совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики и пр.

 

2. Выразительное чтение текстов.

— В каких жизненных ситуациях могли бы быть использованы данные тексты? Какие задачи ставят в них авторы? Передайте сжато основную мысль текста. Найдите языковые средства, с помощью которых автор пытается воздействовать на читателя (повторы, параллельный способ связи, ряды однородных членов и т.д.).

 

Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, я для самого человека.

Что же такое интеллигентность?

Если человек сохранит восприимчивость к культурным ценностям, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только чтобы удивить, если он сможет восхищаться красотой природы, понять характер и особенности другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству,— вот это и будет интеллигентный человек.

(По  Д.  Л и х а ч е в у.)

 

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре.

(Д.  Л и х а ч е в.)

 

Родина — это все. Это ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, ее лесов, морских побережий, деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от легкого неба, ее ветров, ее людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к великим ее городам, к заводам, шахтам, рудникам.. (По  К.  П а у с т о в с к о м у.)

 

3. Сравните тексты. Определите их стиль и тип. Укажите признаки публицистического стиля.

I. Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод — ягода; опыляется при помощи насекомых.

Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах европейской части России, Кавказа, дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветков эфирное масло применяется в парфюмерии.

 

II. В лесу под зелеными сводами деревьев разлит чудный аромат — это цветет белый, душистый колокольчик — ландыш. Пойдемте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы — это все ландыш!

(По  Д.  К а й г о р о д о в у.)

 

III. Чтобы выжить, человечеству необходимо усвоить более здоровый образ жизни. Каждый человек должен чувствовать ответственность за собственное здоровье. Здоровье — самый драгоценный дар, как с личной, так и с общественной точки зрения. Существует множество способов укрепить здоровье: систематические физические упражнения, длительный сон, отказ от курения, злоупотребления алкоголем и, наконец, общение с людьми всех возрастов, чтобы не образовался разрыв между поколениями, который наносит ущерб физическому и психическому здоровью людей.

Помните: наше здоровье зависит от нас самих и от нашего поведения! Если каждый приложит определенные усилия, люди забудут о болезнях, сохраняя до конца способность творить и радоваться жизни.

(По материалам журнала «Здоровье».)

 

В первом (научном) описании нет ни авторской оценки описываемого предмета, ни отношения автора к излагаемому. Язык научного описания строг и точен; употребляются термины — семейство лилейных, эллипсоидальные, медицина, парфюмерия; речь предельно сжатая, что объясняется основными целями, стоящими перед научным описанием: точно, с лаконичной последовательностью, в определенной системе изложить сведения о ландыше.

Во втором отрывке большое количество художественных определений, которые делают описание ярким, поэтическим. Обращает на себя внимание характер и построение предложений: они более распространены, среди них есть и восклицательные, так как повествование эмоционально.

Цель третьего (публицистического) текста — привлечь внимание к важной проблеме — сохранению здоровья человека. Данный текст может быть использован в выступлениях по радио, телевидению и т. д. Языковые приметы стиля («газетная образность») — драгоценный дар, способность радоваться жизни, образ жизни; побудительные предложения и пр.

Домашнее задание: составить рассказ о публицистическом стиле, используя сделанную на уроке таблицу; упр. ... .

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru