ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Вводный урок русского языка в 7 классе "Русский язык как развивающееся явление"

uroki

Цель урока: показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа.

Эпиграфом к уроку могут стать слова В. Г. Белинского: «Язык живет вместе с жизнью народа», Учащиеся записывают их в тетрадях.

Перед семиклассниками ставится задача: используя материал урока, доказать правомерность высказывания критика.

I. Чтение упр. 1.

— В какую группу славянских языков входит русский язык?

II. Лекция-беседа.

До середины 1-го тысячелетия до н. э. все славяне говорили на едином языке, который теперь называют праславянским. Позже начинают накапливаться различия в языках восточных, западных и южных славян.

Язык восточных славян называют древнерусским. Он был очень звучен, мелодичен. В нем велика роль гласных, их было одиннадцать, а сейчас шесть. В древнерусском языке было шесть типов склонений существительных, три формы числа единственное, множественное и двойственное, шесть падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, местный и звательный). Звательный употреблялся при обращении. С ним мы иногда встречаемся в произведениях литературы: отче, старче и пр.

Древнерусский язык существовал примерно до ХIV—ХV веков, а потом распался на три отдельных языка: русский украинский, белорусский.

Русский язык — государственный язык России, один из мировых языков; на нем говорит более 250 млн. человек.

Язык любого народа, в том числе и русского, не остается неизменным. Изменения происходят как в словарном составе, так и в звуковом и грамматическом строе языка. Самая подвижная часть языка — лексика. Она изменяется гораздо быстрее фонетики и грамматики.

— Как вы считаете, какие явления могут оказывать влияние на изменение лексического состава языка? (Из курса VI класса школьники знают о заимствованных, устаревших словах, неологизмах. Они могут назвать такие факторы, влияющие на лексические изменения в языке, как политические события, расширение экономических и культурных связей с другими странами, развитие науки и техники.)

Учитель может сообщить семиклассникам что, например, М. В. Ломоносов в ХVIII веке вввел в русский язык такие слова, как атмосфера, горизонт, температура; в конце ХVIII — начале ХIХ века Карамзин впервые употребил такие слова, как благотворительность, личность, промышленность, влияние, сосредоточенность.

Постепенно в связи с изменением быта, обычаев вышли из активного употребления историзмы (армяк, камзол, кафтан и др.), получили новые названия архаизмы: отрок — подросток, сей — этот, зело —  очень и др.

Недавно к разряду новых слов в языке мы относили такие слова как лунник, ракетодром, космонавт, инопланетянин, компьютер и др.

— Приведите примеры слов, которые совсем недавно вошли в наш активный словарный запас. (Семиклассники могут привести такие слова, как презентация, спонсор, эксклюзивный, Интернет, факс, имидж, муниципалитет и др.)

Вернулись в русский язык и «старые» слова: губернатор, дума, суд присяжных и др.

— Какое из данных слов старше: ботинки — кроссовки; шуба — куртка; спартакиада — олимпиада? Дайте объяснение этому явлению.

Изменения в звуковом и грамматическом строе языка протекают значительно медленнее, чем в лексике. Их обнаруживают ученые-лингвисты, которые сопоставляют тексты, написанные в разные периоды существования языка.

Так, например, ученые обнаружили, что звук [ф] как и буква ф,— греческого происхождения, ранее в русском языке не существовали. Слова фабрика, морфология и др. нерусского происхождения. Исконно славянский звук [ф] возник в произношении в ХII—ХIII веках в результате оглушения в словах типа ро[ф]. ла[ф]ка и т. п.

Наблюдаются колебания и в произношении слов современного русского языка. Например, в словаре-справочнике «Русское литературное ударение и произношение» под ред. Р.И. Аванесова, изданном в 1955 году, указывалось: фо́льга (не фольга́); фольклор (лор и допустимо лёр). «Словарь ударений для работников радио. и телевидения» под ред. Д. Э. Розенталя, изданный в 1985 году, указывает на единственно допустимую форму произношения слова фольга́ — ударение на последнем слоге. а в фольклор только [лор].

Происходят изменения и в грамматическом строе языка. В их числе — изменения рода у некоторых существительных. Так, в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина мы читаем: «Полусонный в постелю с бала едет он [Онегин]», а в другой главе мы встречаем написание «...Он еще в постеле». И здесь Пушкин не ошибся в выборе окончания существительного. Дело в том, что в те времена употреблялось слово постеля, а не постель и написание е в окончании предложного падежа слова постеля было правильным.

В ХIХ веке можно было, например, сказать: в маскараде и на маскараде, в кухне и на кухне, ехать в концерт и на концерт, играть в театре и играть на театре и т. п. Правда, профессиональные актеры предпочитали в последнем случае предлог на (на театре, а не в театре, как на сцене, на подмостках).

Другой пример: в современном русском языке краткие прилагательные не склоняются. Но когда-то эти прилагательные изменялись по падежам, о чем свидетельствуют встречающиеся в сказках, былинах сочетания на добра коня садяся, у красны девицы и т. д.

— В словах дар, мыло и т. п. раньше выделялись суффиксы -р, -л-. Каков теперь состав этих слов? (Эти слова стали непроизводными существительными.)

— Какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими?

 

1) Он сидел у рояля и перелистывал ноты. (А. Чехов.) — И на покорную рояль властительно ложились руки. (А. Блок.) 2) Ветка тополя уже выбросила бледно-желтые клейкие листочки. (Б. Полевой.) — За тополью высокой я вижу там окно. (М. Лермонтов.) 3) Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. (М. Горький.) — Лицо Анны было закрыто вуалем. (Л. Толстой.)

 

Таким образом, язык представляет собой исторически развивающееся явление. Однако, развиваясь, он сохраняет то, что составляет его основу. Благодаря способности сохранять свою основу и одновременно развиваться язык служит не только средством общения между людьми, но и средством хранения и передачи другим поколениям знаний об окружающем нас мире.

Прав был В. Г. Белинский, утверждая, что «язык живет вместе с жизнью народа».

 

Д о м а ш н е е   з а д а н и е:  ...

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru