ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 9 классе «Основные виды сложных предложений»

 

Цели урока: - учить отличать простые предложения от сложных;

- учить различать основные виды сложных предложений;

- развивать внимание, логическое мышление, память;

- воспитывать усидчивость, аккуратность.

ХОД УРОКА

Оргмомент.

Проверка домашнего задания.

Обучающиеся называют тему домашнего сочинения, читают вступительную часть работ.

Письмо по памяти.

Учитель читает отрывок из стихотворения Н.М.Рубцова.

Я люблю, когда шумят берёзы,

Когда листья падают с берёз,

Слушаю – и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

Учитель. Кто автор этих строк?

Обучающиеся. Н.М.Рубцов.

Учитель. Прочитайте отрывок из стихотворения и постарайтесь запомнить его, затем я закрою эти слова, а вы напишете по памяти.

-Запись отрывка по памяти.

-Проверка написанного.

4. Изучение нового материала.

Учитель. Определите предикативную основу 1-го предложения стихотворения. Подчеркните её. Одна ли предикативная основа?

Обучающиеся. Здесь 3 основы: я люблю, берёзы шумят, листья падают.

Учитель. Как называются предложения, в которых встречаются 2 и более предикативные основы?

Обучающиеся. Сложные.

Учитель. Правильно. Сегодня мы приступаем к изучению основных видов сложных предложений. Сейчас откроем учебники и самостоятельно изучим параграф 3. Работайте внимательно, старайтесь запомнить теоретический материал, так как нужно будет ответить на вопросы, которые я задам.

- Самостоятельное изучение обучающимися теоретического материал.

- После изучения материала учитель проверяет, как обучающиеся его поняли.

Учитель. Каковы признаки сложного предложения?

Обучающиеся. 1. Интонация конца предложения.

2. Грамматические основы предложения.

Учитель. На какие виды делятся сложные предложения?

Обучающиеся. Сложные союзные: сложноподчинённые и сложносочинённые, бессоюзные сложные.

Учитель. Какими знаками препинания отделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

Обучающиеся. Чаще всего запятыми.

Учитель. Каковы средства связи между простыми предложениями в составе сложного?

Учитель. Всё вышесказанное запишем в виде схемы.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

СОЮЗНОЕ БЕССОЮЗНОЕ

 

сложносочинённое сложноподчинённое

 

- Упр.7 обучающиеся выполняют самостоятельно по заданию учебника.

- Проверка выполненного задания.

- Составить из простых предложений, записанных на доске, сложные и записать их в тетрадь. (Приложение №1).

-Определить виды сложных предложений.

- Проверка выполненного задания.

5. Занимательная лингвистика.

Учитель. Подумайте, как изменится смысл предложения из произведения Н.А.Некрасова, если опустить первую запятую?

Вчера, утомлённый ходьбой по болоту, забрёл я в сарай и заснул глубоко.

Обучающиеся. Изменится время действия.

6. Домашнее задание. Учить п.3+ записи в тетрадях. Упр. 8 выполнить письменно.

7. Итоги урока.

- На какие виды делятся сложные предложения?

- Какими знаками препинания отделяются простые предложения, входящие в состав сложного?


Приложение №1

Задание: из 2 простых предложений составить сложные.

Было уже десять часов. Над садом светила полная луна.

Мягко стелет. Жестко спать.

Математику надо учить. Она ум в порядок приводит.

Тогда я понял. Надо старательно и много работать.

Город есть книга. Каждая улица есть страница.

Я вас люблю так искренно, так нежно. Дай вам бог любимой быть другим.

Уместно будет напомнить. Язык создаётся народом.

Я посмотрел на клён и увидел. Осторожно и медленно отделился от ветки красный лист.

Через несколько шагов мы попали в такой бурелом. Еле-еле выбрались обратно.

Дни коротки. Ночи светлы.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru